Не(сыпь) мне соль: почему тюменские дороги обрабатывают галитом, который разъедает обувь и лапы собакам? Реагенты на дорогах: вред или необходимость?

Что за соль на дорогах и есть ли ей альтернатива?

Специалисты городской администрации рассказывают, что есть всего три вида противогололедных смесей:

  • галит (которая используется в городе сейчас);
  • жидкая смесь на основе галита (используется на путепроводе 30 лет Победы и Мельникайте);
  • смесь с песком (не используется в городе).

Альтернативы им нет — все химические смеси, которые придуманы, изготовляются на основе галита. Об этом рассказывают в дептранспорта.

— Мы все противогололедные материалы изучили, всё про них знаем. Их основа всегда эта, которую поставляют в Тюмень, — что жидкая, что твердая. Действующее вещество — галит. Оно должно растопить снег и лед в воду. Другого материала нет, — рассказывает замдиректора дептранспорта Алексей Васенин.

Галит — каменная соль, используется как сырье, из которого изготавливается поваренная соль, и для производства хлора, гидроксида натрия и соляной кислоты. Химический состав галита: натрий (Na) — 39,4%, хлор (С1) — 60,6%.

— Материал, поставляемый в Тюмень, натурального состава. Мы руководствуемся контрактом, которым определены его характеристики: там не предусмотрена смесь с песком. После поставок мы делаем входной контроль, где проверяем состав в своей лаборатории. После того как мы убедились, что материал соответствует ГОСТу, мы его берем в работу. Это природный материал, каменная соль, добавок никаких нет. Можно с уверенностью сказать, что химреагенты мы не используем, — поясняет Георгий Межелинский, замдиректора ДРСУ — 7.

Эффективность галита заканчивается при температуре -20. Основная задача материала — не дать замерзнуть снегу, выпавшему на дорогу, превратить его в жидкость, чтобы потом его можно было убрать.

В Тюмень и область галит закупает АО «ТОДЭП». В апреле 2021 года на всю область закуплено 24,5 тысячи тонн материала на общую сумму в 94 миллиона рублей.

АО «ТОДЭП» — одна из крупнейших компаний области в дорожной сфере. Оно заключает контракты на строительство, ремонты и содержание дорог в Тюмени и области. По данным сервиса «Контур.Фокус», за последний год организация заключила государственных контрактов более чем на 16 миллиардов рублей. По состоянию на 2019 год акциями компании владела Тюменская область в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области. Руководитель — Юрий Зинчук, возглавляет «ТОДЭП» с 2012 года, до этого работал в компании главным инженером.

Мочевина

Это вещество, более известно нам как органическое удобрение, но может использоваться и как «реагент».

Плюсы: Обладает хорошими противоледными свойствами (30 г мочевины может растопить кубометр льда). Не представляет угрозы для придорожной растительности, а, наоборот, идет ей на пользу

Минусы: Примерно в 7 раз дороже соли. 

Денис Марков

@dmarkov

Гравий и песок

Этот материал в комбинации с песком активно использовали несколько лет назад в Санкт-Петербурге, с гордостью объявив «отказ от реагентов» в городе. Но все это было актуально до снежной зимы 2018-19 года, обернувшейся «стихийным бедствием» и даже человеческими жертвами. В итоге власти снова начали закупать реагенты.

Плюсы: Если дорога очищена, шанс поскользнуться на гравии минимален. 

Минусы: Гранитной крошке не под силу растопить лед. Еще один минус гравия или щебня — высокая цена. Кроме того, крошка попадает в подземные коммуникации, в механизмы эскалаторов, забивает ливневые стоки и протирает дорожное полотно. Но главная проблема в том, что для эффективного использования гравия должна быть идеально отлажена работа дорожных служб — снег и лед необходимо своевременно вычищать, а отработанную крошку — собирать (и в идеале использовать повторно), чтобы почва вокруг дороги не окаменела.  С песком дело обстоит еще хуже — его уже нельзя использовать вторично. Песок часто смешивают в «коктейль» с солями, и в таком виде его разносит ветер и вдыхают жители мегаполисов.

Читайте также:  За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки, его регулировка и неисправности. Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Действительно ли это соль? Эксперимент 72.

Временно бесплатные: игры и приложения на айфон по хорошей скидке

До ←

  • Как проблема с вредными реагентами решается в других странах

    Все зависит от погоды. Наиболее распространенное решение — мраморная крошка, но в чрезвычайных ситуациях можно прибегнуть и к более эффективным решениям.

    В Финляндии в Хельсинках зима 2019 года выдалась суровее, чем предыдущие, и расходы на защиту дорог увеличились.

    Главный пункт борьбы со снегом в Хельсинки — вовремя чистить.

    Все улицы делятся на три категории: главные дороги с активным движением, дорогие средней загруженности и небольшие улицы — преимущественно в жилых кварталах.

    Дороги первых двух категорий очищаются каждый день до 7 утра, небольшие улицы — раз в три дня.

    Своевременная чистка не всегда помогает, поэтому в Хельсинках также применяется соль. Правда, состав реагента изменен, чтобы он наносил окружающей среде меньше урона.

    «Чтобы сохранить уровень засоления почв настолько низким, насколько возможно, рекомендуется использовать увлажненную соль», — говорит инженер-специалист по техническому обслуживанию в администрации Хельсинки Туомас Лаутаньеми.

    Аналогичным методом снижают урон от соли в некоторых провинциях Канады (в Онтарио и Квебеке). Там используется соль на основе сока сахарной свеклы. За счет собственных кислот она тоже работает как реагент — в результате на растапливание льда требуется на 30% меньше соли.

    Кроме того, сок сахарной свеклы делает раствор более плотным, поэтому соль лучше прилипает к асфальту и эффективнее растапливает лед.

    Как выяснилось, полностью отказаться от реагентов невозможно. В таком случае, на чистку дороги уйдет гораздо больше времени, чем с ними.

    Но можно свести их использование к минимуму или снизить урон с помощью изменения состава. Жаль, что у нас об этом не думают, продолжая посыпать дороги ядовитыми химикатами вперемежку с солью.

    Не забудьте стряхнуть ноги перед домом.

    (37 голосов, общий рейтинг: 4.62 из 5)
    Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
    Favorite
    В закладки undefined
    iPhones.ru
    Не просто соль.

    • Рассказать

    Теги: Статьи,

    • Это интересно

    Денис Марков avatar

    Плюсы и минусы использования песка для борьбы со льдом

    Песок не растапливает лёд, а покрывает его, чем обеспечивает антискользящий эффект транспортным средствам и пешеходам. Он не вызывает коррозии, не агрессивен по отношению к поверхностям и работает при любой температуре, даже при суровых зимах. Как и соль, он недорогой и его легко купить. Но его целесообразнее использовать только в тех местах, где снег сильно утрамбован. Песок может быть эффективным на льду для обеспечения сцепления. Для борьбы с гололёдом его используют на детских площадках и железобетонных мостах. Там нельзя использовать соль и пескосоль из-за агрессивных качеств состава.

    Читайте также:  Хранение номеров в ГИБДД – Подробно! Как продлить срок хранения «красивых» госномеров в ГИБДД

    Но у песка есть некоторые недостатки. Во время сильных снегопадов он быстро засыпается, а потом удаляется вместе со снегом, не принося никакой пользы. Если идёт непрерывный снег, то нужно усердно его подсыпать. Его чрезмерное использование чревато засорением дренажных систем и он может в итоге попасть в питьевую воду. Песок также накапливается на автостоянках и дорогах, поэтому его излишки необходимо вовремя убирать после таяния снега.

    Подогреваемые дороги

    Этот метод используют в некоторых скандинавских странах — в Норвегии, Финляндии. 

    Плюсы: Трубы тепло-коммуникации прокладывают рядом или под магистралями и пешеходными дорожками, и необходимость использовать реагенты сама собой отпадает. В Исландии для этих целей используется вода из термальных источников, и необходимость в «грязных» источниках энергии с каждым годом снижается.

    Минусы: Очень дорогостоящий метод, который требует тщательного планирования. 

    Снежный накат

    В Японии, где каждую зиму идут обильные снегопады, снег или укатывают или просто расчищают. В итоге вокруг дорог образовываются гигантские снежные стены, как, например, на знаменитой альпийской дороге Татеяма — Куробе. 

    Плюсы: Поскольку реагенты запрещены, нет и связанных с ними проблем для окружающей среды, здоровья, обуви и шин. 

    Минусы:Гололед и скопление снега на дорогах нередко становятся причинами множества травм и аварий.

    Плюсы и минусы использования соли для борьбы с наледью

    Поскольку соль снижает температуру замерзания воды, то она растапливает лёд или предотвращает его образование. Её недорого и легко наносить на автостоянках, проездах, тротуарах, погрузочных площадках и других поверхностях. Работа дорожной соли заключается в понижении точки замерзания воды. При этом 10% солевой раствор замерзает при температуре −6 °C, а 20% — при −16 °C. Важно, чтобы на дороге было хоть немного воды, тогда понижение точки замерзания сработает. Вот почему часто можно видеть, что грузовики предварительно обрабатывают дороги солевым раствором (смесью соли и воды), когда прогнозируется снег. Если соль засыпать на сухие дороги, то эффекта не будет.

    Дорожная соль — коррозионно-агрессивный материал и может оказывать негативное воздействие на бетонные поверхности, автомобили, а также на близкорасположенную растительность. Соль также не обеспечивает особого сцепления на толстом льду. Так как она способна работать только до −16 °C, то не очень подходит для холодных зим.

    Как происходит таяние снега с солью?

    Для понимания данного процесса можно привести в качестве примера простой эксперимент. Необходимо набрать полстакана снега и еще горсть положить на дощечку, дождаться пока снег на дощечке растает. Если поставить стакан на образовавшуюся воду и замерить температуру внутри него, то она будет близка 0℃.

    Интересно:  Что сохраняет вакуумная упаковка?Остатки солевых смесей на дорогах
    Остатки солевых смесей на дорогах

    Теперь следует всыпать немного соли в стакан, перемешать и сразу снова замерить температуру. Удивительно, но градусник покажет примерно -18℃. Через несколько минут температура начнет повышаться, но дно стакана примерзнет к дощечке. Почему так происходит?

    Когда в стакан добавили соль, температура плавления льда резко понизилась. Она может быть равна около -21℃. Для расплавления льда требуется большое количество энергии. Она берется из окружающей среды и смеси. В данном примере быстро замерзла лужа воды на дощечке. Таким образом, понижается температура смеси снега и соли.

    Читайте также:  Как осуществить замену топливного фильтра на дизеле самостоятельно? Выбираем сами топливный фильтр для дизельных двигателей

    Именно это явление используется при гололеде. Когда лед посыпают солью, образуется особый слой. Смесь снега и соли тает, поскольку понижается температура замерзания этого слоя. Постепенно появляется пленка водно-солевого раствора, которая расширяется и расширяется, тем самым увеличивая площадь соприкосновения льда и соли. Этот процесс длится до тех пор, пока не растает весь лед. Энергия берется из окружающего воздуха, поэтому и стоять на образующейся кашице из снега и соли холоднее.

    Если рассмотреть этот процесс на более сложном физическом уровне, то лед покрыт тонким слоем квазижидкой воды. Он образуется за счет очень быстрых молекул, отрывающихся от основного кристалла льда. Квазижидкая вода при низкой температуре быстро затвердевает. Соль способствует снижению концентрации данных молекул и не дает воде заледенеть.

    Метод Торгейра Ваа

    Эту экологичную технологию изобрел в 2004 году шведский ученый Торгейр Ваа, озадачившись вопросом, как эффективнее использовать песок на дорогах. Песок в пропорции 7 к 3 смешивается с горячей водой 95 °С и в таком виде распыляется по обледенелой поверхности.

    Плюсы: Смесь«вплавляется» в лед и держится до 3–7 дней даже на оживленных автомобильных дорогах. 

    Минусы: Для использования этого метода требуется дорогостоящая техника.


    Стокгольм. Фото: unsplash.com

    Сахар

    В Белоруссии несколько лет назад предложили использовать в качестве реагента мелассу, побочный продукт в производстве сахара. 

    Плюсы: Вещество эффективно справляется с наледью при температуре до -15 °С, при этом более экологично, чем соль, и не вызывает коррозии.

    Минусы: Стоимость мелассы выше, чем у технической соли, так что «сладкий реагент» так и не завоевал популярность. 

    Можно ли обойтись без реагентов?

    Частично да, но для этого потребуется больше времени и денег.

    В 2016 году в Санкт-Петербурге попытались свести использование реагентов к минимуму, сделав упор на очистку дорог и вывоз сугробов с тротуаров. Эффект был ожидаем — увеличились затраты и время работы.

    «Это требует больше затрат и усилий, ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения», — говорили в 2016 году в комитете по благоустройству Северной столицы.

    Спустя какое-то время соль вернулась на улицы Питера. В Москве даже таких экспериментов не делали, как разбрасывали тоннами химическую крупу – так и разбрасывают.

    Published by Евгений Харитонов