Устройство и принцип работы автомобильного стеклоомывателя. Устройство и принцип работы автомобильного стеклоомывателя

Что такое стеклоомыватель лобового стекла

Стеклоомыватель — функциональное устройство, которое предназначено для подачи омывающей жидкости на лобовое стекло. Это делается с целью смочить очищаемую поверхность и смыть с нее грязь или пыль. В противном случае дворники будут просто размазывать грязь по стеклу, тем самым ухудшая видимость. Как правило, стеклоомыватель используют в следующих случаях:

  • в дождь или снег, когда без омывающей жидкости щетки просто увеличивают количество разводов на стекле;
  • при сильной загрязненности лобового стекла, чтобы смыть слой пыли или налипших насекомых.


Веерные форсунки Renault Duster
Большое влияние на результат работы устройства оказывает используемая омывающая жидкость. Качественный омыватель гарантирует значительное увеличение видимости и легкое удаление пятен от насекомых.

Некоторые средства обладают свойствами, которые гарантируют стойкость к замерзанию. В зимний сезон они хорошо распыляются и не образуют ледяную пленку на стекле.








Омыватель лобового стекла


Меры профилактики

Для того, чтобы избежать внезапных проблем с работой системы омывателя лобового стекла, необходимо:

Читайте также:  Сколько электролита в аккумуляторе? Разберем объемы вариантов от 55 до 190 Ампер-часов

  • своевременно произвести заправку бачка омывателя незамерзающей жидкостью, выгнать из системы воду;
  • проверить качество незамерзайки в морозильной камере, покупать жидкость лучше на АЗС;
  • снять фишку с насоса и в область контактов впрыснуть силиконовую смазку, она выталкивает воду из области контактов, предупреждая коррозию;
  • при растрескивании трубок заменить их на исправные, можно взять силиконовые трубки от капельницы (продается в любой аптеке);
  • при эксплуатации автомобиля при температурах ниже минус 25 градусов Цельсия рекомендуется установить форсунки с подогревом.

Это интересно: Сколько сезонов можно проездить на одном комплекте шин — срок годности резины авто

Схема и конструкция стеклоомывателя

Схема устройства максимально простая и состоит из следующих функциональных элементов:

  • форсунки;
  • бачок с омывающей жидкостью;
  • насос, оснащенный моторчиком;
  • соединительные шланги.

Рассмотрим подробнее каждую деталь:

  1. Форсунки — элемент, который подает омывающее средство на лобовое стекло. Главная задача устройства заключается в том, чтобы жидкость попала на центр поверхности, откуда щетки легче всего разносят ее по рабочей площади. В зависимости от принципа работы различают струйные и веерные форсунки. Последние считаются более эффективными благодаря большему давлению подачи жидкости и количеству сопл.
  2. Бачок с жидкостью, расположенный под капотом автомобиля. Резервуар соединен шлангами с форсунками. В зависимости от модели бачка, их производят объемом от 2,5 до 5 литров. Опционально он может быть оборудован датчиком уровня омывающей жидкости поплавкового типа.
  3. Насос стеклоомывателя центробежного типа. Закреплен на бачке и предназначен для создания давления и подачи жидкости. Устройство состоит из электродвигателя и рабочего колеса.


Резервуар для омывателя в автомобиле Mercedes

Моторчик автомобильного стеклоомывателя достаточно маленьких размеров, поэтому его длительное и непрерывное использование может негативно сказаться на ресурсе. Особенно это касается включения омывателя при замерзшей жидкости.

Насос омывателя стекла
Форсунки омывателя стекла
Бак омывателя стекла

Особенности омывателя лобового стекла ВАЗ-2109

Автомобили серии ВАЗ-2109 оснащаются штатным омывателем лобового стекла, который включает в себя следующие элементы:

  • полиэтиленовый бачок;
  • фильтр грубой очистки;
  •  электронасос;
  •  электромагнитный клапан;
  •  гибкие соединительные шланги;
  • две струйные форсунки;
  • предохранитель и электропроводка.

Бачок с электрическим насосом двунаправленного действия устанавливается в моторном отсеке справа. В зависимости от напряжения на контактах электромагнитного клапана обеспечивается подача жидкости к форсункам омываетеля лобового или заднего стекла.

Струйные форсунки смонтированы на капоте. Для калибровки направления струи жидкости из жиклёров необходимо вставить иголку в сопло распылителя и повернуть форсунку в нужное положение.

Омыватель лобового стекла ВАЗ-2109 включается в работу подрулевым переключателем, который расположен справа. При его нажатии подаётся питание на электромагнитный клапан привода наcоса и реле включения малой скорости очистителя лобового стекла.

Как отрегулировать жиклеры омывателей

Для регулировки форсунок не требуется специализированного оборудования или особых навыков. Все что вам понадобится – это обычная иголка или булавка. Для того чтобы разобраться как отрегулировать форсунки омывателя лобового стекла достаточно понять что они имеют шарообразную форму и беспрепятственно крутятся внутри пластмассового корпуса. Поэтому просто:

  • Смело вставляем булавку в форсунку и начинаем ее поворачивать в нужном вам направлении.
  • Если жидкость попадает на стекло через-чур низко, то крутим булавкой вверх.
  • Если струя бьет очень сильно – это также можно исправить с иголкой.
  • На иномарках у форсунок по 3 струи, которые лучше отрегулировать не одинаково. Крайние должны находиться в самых низких точках, так как они бьют по бокам автомобиля. Средние лучше направить в центральную часть лобового стекла, а оставшиеся центральные струи лучше направить в верхнюю часть стекла.

Также самостоятельно можно и почистить жиклеры омывателя своими руками.

Ремонт или замена насоса?

Целесообразность ремонта обуславливается стоимостью нового насоса. Большое количество помп неразборные, поэтому их для ремонта придется разрезать, а затем склеивать пластиковый корпус. Для ремонта своими руками достаточно полностью разобрать моторчик, очистить его внутренности от грязи, коррозии и наростов.

Разумеется, запчастей к насосу омывателя вы не найдете, поэтому уплотнительный манжет останется старым. Если именно он стал причиной заклинивания, то уже через год омыватель лобового стекла, скорее всего, опять не будет работать.

Как снять и промыть инжекторы

Форсунки омывателя лобового стекла удерживаются за счет пластиковых фиксаторов. Чтобы без повреждений корпуса снять форсунку, пробейте по каталогу оригинальных запчастей ее номер. Отыскав по номеру фотографию инжектора, вы увидите, где именно располагаются защелки. Снять форсунку можно тонкой шлицевой отверткой.

Для прочистки можно использовать иголку, меньшую за диаметр отверстия распылителя. Рекомендуем предварительно оставить на некоторое время засоренные форсунки в растворе лимонной кислоты. После отмачивания налет можно будет удалить с помощью очистителя карбюратора либо сжатого воздуха.

Вождение автомобиля превращается в пытку, если лобовое стекло покрыто разводами грязи. Пытаясь рассмотреть, что же происходит впереди, водитель устаёт и хуже контролирует ситуацию на дороге. Да и “дворники”, царапают стекло, размазывая по нему абразивную грязь. Рассмотрим наиболее распространённые неисправности. Возможно, прочитав эту статью, Вы сможете самостоятельно справиться с диагностикой и ремонтом прямо во дворе своего дома. Оговорим сразу несколько пунктов, чтобы в дальнейшем не повторяться многократно:

  • описание методики поиска причины неисправности будет изложено непрерывно. То есть, будем предполагать, что поломка ещё не устранена. Если же у Вас “всё заработало” – завершайте ремонт
  • если какие-то действия будут вне Вашей компетенции или не окажется необходимых инструментов и запчастей – езжайте в магазин или автосервис.

Принцип работы устройства

Рассмотрим алгоритм работы омывателя от обслуживания до подачи средства на стекло:

  1. Необходимо залить подходящую омывающую жидкость в бак, который находится под капотом.
  2. Водитель активирует подачу очищающего средства на стекло и работу стеклоочистителей с помощью подрулевого переключателя.
  3. Мотор стеклоомывателя получает питание от бортовой сети и начинает работу.
  4. Насос создает давление и перекачивает жидкость через шланг стеклоомывателя к форсункам. Через специальные отверстия под действием высокого давления жидкость распыляется на стекло.
  5. В работу включаются щетки, которые разносят омыватель по всей рабочей области лобового стекла.


Включение дворников и омывателя на Grand Cherokee
В большинстве случаев водитель транспортного средства вручную включает дворники и омыватель с помощью специальных кнопок. Более дорогие модели автомобилей оснащены умными системами со встроенными датчиками, которые самостоятельно определяют уровень загрязнения стекла и погодные условия, чтобы автоматически использовать омыватель.

Частые вопросы от автовладельцев

Как и куда заливать воду для стеклоомывателя?

  1. В салоне открыть ручку капота
  2. Окончательно открыть и зафиксировать капот
  3. У бачка стеклоочистителя открутить большую крышку, ту что без проводов
  4. В бак налить жидкость. Примерно пять литров поместится в эту канистру

Какую жидкость рекомендуется заливать в бачок омывателя ВАЗ 2114?

В разное время года для очистки стёкол требуются разные стеклоочистители. Зимой при низких температурах рекомендуют заливать антифризную присадку. Он убережёт бак от замерзания, с ним детали стеклоочистительной системы не лопнут от температурных перегрузок. Летом в воду рекомендуют добавлять очистительную присадку. В этот период на стекле собирается обильный осадок отработанных газов, масел, средств по уходу за лакокрасочным покрытием авто.

Читайте также:  Замена ламп накаливания в фарах Opel Combo / Combo Tour / Corsa C / Meriva с 2000 года (рестайлинг 2003 года)

Совет: для лучшего эффекта стоит вначале заливать в бачок присадку, а уж потом обычную воду. Так жидкости лучше перемешаются.

Как можно обогреть бачок стеклоочистителя в зимний период?

Вариант первый: самодельный

Материалы: 1 метр 8 миллиметровой медной трубки, 2 метра 8 миллиметрового шланга в обертке, 2 манжеты бачка и 4 хомута.

Читайте также:  Всё, что мы ещё не знали про техническое обслуживание. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Технология установки обогрева: в крышке бачка сверлится два отверстия под манжеты. В них уже вставляется медная трубка, которой необходимо заранее придать рельефы бачка. На выходе трубка должна оказаться в горизонтальном положении. Шланги подсоединяются к дроссельному узлу и термостату.

Вариант второй: в форме змеевика

Технология: та же медная трубка, что и в первом варианте. Но здесь ей придается форма змеевика при помощи паяльника. Полученный змеевик не крепится, как обычно, к бачку вместо крышки. Он припаивается к пластине из текстолитона. После, самодельный змеевик устанавливается в бачок максимально низко, чтобы не мешать датчику уровня жидкости.

Отверстия для теплового устройства вырезаются с помощью паяльника. Так они получаются аккуратными. Их диаметр 3 миллиметра. По краям их следует смазать герметиком. Лучшее крепление для устройства – винты из нержавеющей стали. При установке их следует нагреть паяльником – так они лучше зафиксируются в бачке стеклоомывателя.

Вариант третий: готовый

Это готовая система обогрева омывателя бачка «Гейзер». Принцип действия: во время прохождения по змеевику, температура охлаждающей жидкости начинает расти. Соответственно, градус жидкости в бачке тоже возрастает.

Цена-вопрос

Сколько стоит бачок омывателя ВАЗ 2114 можно узнать в местных магазинах своего города, либо через поисковую систему интернета. Средняя цена в интернет магазинах на бачок стеклоомывателя 250 рублей.

Когда мы нажимаем на рычаг омывателя лобового стекла, то маленький моторчик под капотом нашего автомобиля приводит в движение такой же маленький насос. В результате этого омывающая жидкость из бачка перекачивается в форсунки омывателя – это такие маленькие выступы с отверстиями на капоте, направленные в сторону лобового стекла. Именно оттуда под давлением, создаваемым насосом, брызгает «омывайка» или, как её ещё называют, «незамерзайка». Давайте узнаем, что нам делать, если вдруг омыватель закончился. Где мы сможем найти бачок омывателя под капотом и куда там залить новую незамерзайку?

Читать дальше: Газель 2705 двигатель 406

Во-первых, в осенне-зимне-весенний сезоны лучше всего всегда иметь в багажнике запас омывателя в объёме от 2-4 литров. Очень неприятно оказаться в слякотную погоду без неё и без перспектив найти в ближайшие километры автомагазин. Второе, что необходимо знать – омыватель бывает летний и зимний. Первый значительно дешевле, но замерзает при низких температурах, а второй обычно держится в жидком состоянии до -30 градусов. Поэтому выбирать тот или иной тип незамерзайки необходимо, исходя из погодных условий. Помните, что в некоторых случаях замёрзшая омывайка (особенно, некачественная) может привести к разрушению форсунок и последующей их замене.

Итак, куда заливать незамерзайку и где находится бачок омывателя в нашем автомобиле? Ответ на этот вопрос вполне прост. В 99% случаев бачок омывайки расположился под капотом. Поэтому первое, что необходимо сделать – это дёрнуть рычаг открывания капота (как правило, он находится на уровне левого колена с изображением открытого капота на нём). Затем мы выходим, поднимаем крышку капота и фиксируем её с помощью специального рычага-держателя – его Вы также найдёте без проблем – обычно он вставлен в фиксатор на самой поднятой крышке капота.

Далее ищем, где находится бачок омывателя. Стоя перед автомобилем, посмотрите в левую часть содержимого подкапотного пространства (относительно Вас), практически у всех моделей автомобилей он находится сразу за фарой. Бачок омывателя представляет собой белый или полупрозрачный бачок примерно на 3,5-5 литров незамерзайки.

Читайте также:  Как почистить автомобильные фары без разбора и съема корпуса

А более конкретно и точно идентифицировать бачок омывателя нам поможет его крышка. Она нередко синего или голубого цвета, но может быть также жёлтой или чёрной. И на ней изображено ветровое стекло с брызгающей омывайкой. А контрольно удостовериться в том, что это нужный нам бачок, мы сможем, оценив его содержимое – ведь раз у нас кончился омыватель стекла, то он должен быть пуст (за исключением редких случаев засорения форсунок или поломки моторчика или насоса системы омывателя).

Итак, мы определились, куда заливать омывайку. Вы просто открываете крышку (чаще она просто защёлкивается, реже – откручивается) бачка омывателя и крышку бутыля с новой незамерзайкой и начинаете аккуратно вливать содержимое бутыля, стараясь не разбрызгивать омывайку на другие агрегаты и детали. Если вдруг Вы забрызгали что-то, то посмотрите, не отходят ли от этого чего-то провода. Если нет, то всё в порядке. Также омывайке нежелательно попадать на приводной ремень – это (впрочем, в очень редких случаях) может ухудшить его характеристики.

Расположение предохранителя омывателя

В разных автомобилях блоки предохоранителей и сами предохранители расположены в разных порядках, нет единого стандарта, чтобы блок находился, например, именно справа и был определенный порядок, какой предохранитель за что отвечает. Узнают расположение блока и конкретного предохранителя, например, при замене предохранителя прикуривателя. Поэтому рассмотрим для конкретных марок и моделей машин на фото.

На авто VW Jetta 6 (Фольксваген Джетта 6) предохранитель омывателя расположен в отсеке мотора, справа от двигателя.

Расположение предохранителя омывателя в блоке Ваз 2110. Сам блок находится в салоне с водительской стороны. Предохранитель, отвечающий за работу омывателя под номером 9 (второй справа сверху).

Расположение предохранитель омывателя Wolksvagen Passat B7

Рекомендуем: Разновидности стоп сигналов для мотоциклов

Какие неисправности системы омывателя лобового стекла в типичном автомобиле? В чем может быть их причина?

  • Опрыскивание окон не работает, хотя вы можете услышать работу мотора, приводящего насос
  • Недостаток омывающей жидкости в бачке
  • Резервуар для жидкости полон дыр — он может взорваться после замерзания зимой, когда в резервуаре содержится большое количество летней жидкости омывателя ветрового стекла 
  • Насос неисправен
  • Грязный насос
  • Утечки, разрывы линий жидкости
  • Засорены сопла
  • Сопла замерзли из-за замерзания (в баке была теплая жидкость)
  • Распыление ветрового стекла не работает, и двигатель, приводящий насос в действие, не слышен
  • Перегорел предохранитель, отвечающий за работу омывателей. Предохранители расположены в коробке под приборной панелью или под крышкой двигателя. Проверьте, не перегорел ли он. Если это так — его следует заменить.
  • Повреждение мотора
  • Обрыв кабеля питания двигателя
  • Поврежден комбинированный выключатель под рулем — система омывателя исправна, но включить ее нельзя
  • Распыление ветрового стекла работает только на ветровое стекло или только заднее стекло
  • Неровная линия подачи жидкости в форсунку
  • Засорены сопла
  • Сопла замерзли из-за мороза
  • Жидкость для омывателя ветрового стекла распыляется при неправильном давлении
  • Засорены / загрязнены форсунки омывателя — они могут быть заблокированы пылью и песчинками
  • Изгибы, подающие жидкость к соплам
  • Насадки частично заморожены
  • Распыляется только половина ветрового стекла, или только половина распыляется с правильным давлением
  • Одна из насадок забита
  • Один из шлангов, подающих жидкость к форсунке, перекручен или поврежден.
  • Жидкость не направлена ​​в правильном направлении
  • Форсунки омывателя неправильно отрегулированы

Каждый водитель может самостоятельно проверить, достаточно ли жидкости в баке. В случае неисправности он также может проверить состояние предохранителя, отвечающего за работу системы омывателя ветрового стекла. Вы также можете проверить на утечки жидкости. Все, что вам нужно сделать, это положить газеты под колесо рядом с контейнером с жидкостью. Вы также можете увидеть шланги, ведущие к соплам, независимо от того, изогнуты они или протекают. Чувствительными местами являются места между моторным отсеком и капотом, а также между кузовом и задней дверью (в кузове универсал или хэтчбек). Вы также можете попробовать очистить форсунки при помощи булавки или распылителя сжатого воздуха.

Если предохранитель исправен, очистка форсунок ничего не сделала, и мы сами не можем найти причину неисправности — стоит договориться о встрече с механиком. То же самое применимо, если мы сами обнаружим повреждение — оборванный провод, треснувший резервуар или поврежденный кабель питания двигателя.

Для чего жидкость нужно сливать из омывателя

Почему многие автомобилисты решают менять жидкость в бачке омывателя? Что их толкает на такой шаг? На самом деле существует несколько причин, по которым стоит каждому автомобилисту задуматься о необходимости проведения такой процедуры. Даже специалисты рекомендуют убирать оставшуюся летнюю жидкость из бачка омывателя. Причины могут скрываться в следующем:

  1. Использование в зимнее время обычной воды грозит столкнуться с её замерзанием в системе автомобиля. Ситуация будет не просто неприятной, но ещё и опасной для машины, ведь при расширении вода может повредить трубки, насос, патрубки и разбрызгиватели.
  2. Использование водопроводной воды является ещё более катастрофической ситуацией. Нужно стараться не заливать в систему воду с крана, поскольку при её длительном использовании выпадает осадок, снижающий эффективность работы форсунок и вызывающий закупоривание трубок.
  3. Незамерзайку часто подделывают, и никто не застрахован от покупки такого продукта. При его использовании польза будет минимальная, зато можно нанести вред здоровью. При выявлении неприятного запаха, который является первым признаком низкокачественной незамерзайки, необходимо без промедления менять рабочую жидкость.
  4. Во время долива жидкости от другого производителя внутри системы может происходить химическая реакция. В результате может получиться субстанция, похожая на желе.
Читайте также:  Как прогреть автомат (АКПП) в мороз. Нужно ли это делать и сколько по времени. Как правильно прогревать «автомат» в сильные морозы?

С какой бы проблемой вы не столкнулись, в любом случае нужно знать, что делать и как слить эту рабочую жидкость.

Читайте также:  Моторесурс дизельного двигателя – считаем время «жизни» автомобиля

Расположение бачка омывателя

Чтобы заменить жидкость омывателя, необходимо знать где находится бачок — это логично. Располагается эта деталь под капотом. Чтобы добраться до бачка, необходимо дёрнуть за рычаг, который открывает капот.

Найти его обычно можно возле левого колена по изображению открытого капота на ручке. Дальше можно выходить из автомобиля и открывать капот, не забываем фиксировать крышку при помощи специального устройства.

Теперь предстоит найти где расположен бачок. Для этого нужно стать перед машиной и посмотреть на левую часть подкапотного пространства. В подавляющей части автомобилей нужная нам деталь располагается за оптическим элементом, хотя может находиться и за радиатором. Выглядит бачок стеклоомывателя как небольшой прозрачный или белый пластиковый сосуд. Его объём может варьироваться от 3,5 до 5 литров.

Одним из опознавательных знаков этой детали является крышка, которая часто окрашена в синий или голубой цвет. Иногда крышка может быть черной или желтой. Обычно на ней изображается стекло, на которое разбрызгивается омывайка.

Как слить жидкость

Где искать сосуд, который необходимо освободить от жидкости выяснили, осталось разобраться как слить воду из бачка омывателя. Ситуация неоднозначная, поскольку все автомобили отличаются конструктивными особенностями, потому этот процесс может отличаться в зависимости от модели авто.

Проще всего выкачать воду из бачка омывателя владельцам автомобилей, которые были выпущены ещё в том столетии. Тогда производители особо не гнались за высокими аэродинамическими показателями, потому подкапотное пространство можно назвать свободным. Владельцам подобных машин будет легко достать насос с омывателя, демонтировать бачок и спокойно слить остатки жидкости.

Современные автомобили обладают узким подкапотным пространством, в котором нет свободного места и все детали располагаются очень компактно, можно сказать, впритык друг к другу. Производители в погоне за улучшенными аэродинамическими показателями создают самые неожиданные конструкции и формы. Потому к бачку бывает сложно добраться.

Среди таких современных авто проще всего слить воду из бачка омывателя на «Приоре» и «Калине». Здесь ёмкости располагаются в доступных местах. С другими автомобилями не всё так просто. В некоторых случаях даже приходится демонтировать колесо, чтобы можно было добраться до заветной ёмкости. Другие автовладельцы вынуждены снимать бампер. Правда, можно избежать таких сложностей, если знать некоторые хитрости, которые мы сейчас раскроем.

Способ, который мы будем описывать, может применяться лишь при небольшом количестве жидкости в бачке. Его суть заключается в использовании штатного насоса омывателя. Необходимо включить его и дать возможность выкачать жидкость из ёмкости. Он не должен работать долго, поскольку электродвигатель может выйти из строя. Потому этот способ не всегда может применяться. При большой заполненности ёмкости придётся выливать жидкость принудительно, любым, возможным способом.

Есть ещё один универсальный способ. Для его реализации необходимо найти тонкий, желательно прозрачный шланг. С его помощью бачок омывателя можно быстро опустошить. Но ведь жидкость присутствует также и в трубопроводах. Для их опустошения понадобится воздушный компрессор. Отсоединяем трубку от насоса и подаём на неё сжатый воздух. Давление должно быть умеренным, в противном случае можно повредить систему.

Не самой сложной задачей является опустошение бачка омывателя автомобиля от рабочей жидкости. Эту работу можно выполнить самостоятельно без посторонней помощи с минимальными временными затратами.

Причины неисправности омывателя

В случае если не работает стеклоомыватель, выявить причину такой неисправности опытному водителю не составит труда, да и новичок после ознакомления с основными сбоями в очистительной системе сможет самостоятельно устранить их.

Читайте также:  Зачем смешивают антифриз с водой и можно ли так делать

Механические неисправности

Самой главной причиной, как уже говорилось выше, может быть отсутствие омывающей жидкости, в этом случае нужно всего лишь долить её. Если же она имеется, но не брызгает в зимний период, то возможно она просто замёрзла. В этом случае решение проблемы производится одним из двух вариантов:

  • прогреванием мотора;
  • пригонкой машины в тёплый гараж.

Рекомендуем: Рулевая тяга — устройство и неисправности

После оттаивания жидкости система начнёт работать в обычном режиме, но лучше после этого слить воду с бачка и заменить «незамерзайкой».

Если вас интересует информация о том, как изготавливается незамерзайка своими руками, читайте материал нашего специалиста.

К другим значимым механическим причинам, по которым не брызгает омыватель лобового стекла, относятся следующие факторы.

  1. Засорение форсунок. Их выход может быть перекрыт различным мусором: ржавчиной, грязью или мелкими частичками. Чтобы проверить правильность догадки, нужно приостановить подачу рабочей жидкости к форсункам, если дело в них, то подача «незамерзайки» будет нормальной. Решение такой проблемы лежит в замене распылителей.
  2. Отсоединение шланга. Он может в процессе езды по ухабистым дорогам просто слететь, и тогда подача жидкости будет продолжаться, но форсунка омывателя фар и лобового стекла останется сухой. Иногда это случается в машинах, в которых соединительные штуцеры, располагаются на капоте, тогда при его закрытии происходит передавливание шлангов. В любом случае деформированную или оторванную трубку необходимо заменить и вернуть на место.

Электрические неисправности

После проверки уровня жидкости, чистоты форсунок и шланга, ведущего к ним, может выясниться, что всё это ни при чём, тогда дело в следующих причинах:

  1. Перегорание предохранителя. Нужно будет найти предохранительный блок и проверить вставку, её можно отыскать по прилагаемой схеме, которая обычно нанесена на крышке или в инструкции по эксплуатации авто. После проверки, если действительно причина в ней, тогда нужно заменить испорченную деталь
  2. Выход из строя моторчика. Чтобы установить точность догадки, следует подсоединить мультиметр к выводам моторчика и при включении омывателя проверить напряжение. Если показатель напряжения будет в норме, а моторчик остаётся в нерабочем режиме, тогда проблема заключена в нём. Установить какой моторчик вышел из строя можно путём исключения, переставив клеммы насоса с ветрового стекла на задний его аналог.
  3. Неисправность выключателя омывателя. Он обычно располагается на руле. Если после проверки напряжения, оно отсутствует, а замена моторчика новым агрегатом не помогла, тогда выходит, что не работает выключатель или реле омывателя лобового стекла. Точно диагностировать поломку сможет только опытный автоэлектрик.
  4. Окисление клемм насоса. Они могут в процессе работы не только окисляться, но и полностью отваливаться, из-за чего моторчик перестаёт качать жидкость, чтобы вернуть всё в рабочее состояние необходимо зачистить окислённые клеммы или заменить их новыми.

Состав жидкостей для омывания стекол: что нужно знать

Рассмотрим подробнее состав жидкостей для омывания стекол.

Наиболее распространены сегодня зимние жидкости на основе изопропилового спирта. Они считаются безопасными для здоровья человека и хорошо сопротивляются отрицательным температурам. Из недостатков — резкий запах.

Этиловые омывающие жидкости применяются реже по известной причине: их приобретают не совсем сознательные граждане для употребления внутрь, что в свое время привело к массовым отравлениям (известно также несколько случаев летального исхода). Имеют легкий запах обычного спирта.

Метиловые жидкости не имеют запаха, но они чрезвычайно опасны для здоровья. Серьезное отравление может вызвать даже небольшое количество паров метилового спирта.

В России метиловые незамерзайки официально запрещены.

Этиленгликоль в незамерзающих жидкостях используется довольно редко, так как тоже является ядом. Пары относительно безопасны, так как этиленгликоль обладает слабой летучестью. Но попадание в организм пероральным способом этиленгликоля в количестве 50 грамм — смертельная доза. Применяются этиленгликолевые жидкости в условиях крайнего севера.

Установка веерных форсунок омывателей лобового стекла

Порядок установки веерных форсунок предусматривает выполнение следующих работ:

  • снятие обивки на капоте, если она установлена, с аккуратной без поломок выемкой пластиковых пистонов с использованием специальных инструментов или двух плоских отвёрток;
  • демонтаж буферных поролоновых прокладок, крепящихся на двухстороннем скотче (для их обратного монтажа потребуется новый скотч) и отсоединение накладки на пластиковые детали;
  • отсоединение трубок, подающих жидкость, от штатных форсунок;
  • демонтаж старых форсунок, которые могут крепиться к капоту или раме с помощью пластиковых фиксаторов или крепёжных гаек;
  • подключение патрубка на веерные форсунки и предварительная установка их на штатные места без окончательной фиксации;
  • подключение обратных клапанов к трубопроводам омывающей жидкости и патрубкам форсунок, надёжное их закрепление;
  • проверка работоспособности системы и регулировка направления веера жидкости на лобовое стекло;
  • окончательная фиксация форсунок.
Читайте также:  Плохо греет печка в автомобиле. Не греет печка в автомобиле: Возможные причины

Видео: Универсальные веерные форсунки — обзор, установка, пример работы

При установке и настройке форсунок может потребоваться корректировка отверстий, подгонка форсунок по размерам, направлению, высоте и наклону положения. Для этого нужно подрезать, подпиливать или, наоборот, наращивать основание форсунок с помощью инструментов и резиновых или пластиковых прокладок. В результате нужно добиться, чтобы площадь разбрызгивания жидкости по поверхности стекла была максимальной, но не выходила за его пределы.

Источник avtomotoprof.ru

Дата публикации: 05 июля 2016 .
Категория: Автотехника.

Максимальная обзорность очень важна для любого водителя, поэтому производители автомобилей уделяют большое внимание процессу очистки лобового стекла, который включает в себя работу нескольких систем. Благодаря дворникам, правильному обтеканию встречными потоками воздуха и форсункам автовладельцы всегда четко и ясно видят, что происходит на дорожном полотне. Однако если одна из этих систем выйдет из строя, работа другой не сможет выполняться на нужном уровне, именно поэтому необходимо правильно подбирать такие важные элементы, как форсунки или как их еще называют жиклеры.

Чтобы приобрести правильные устройства в первую очередь необходимо разобраться в существующих типах этих деталей.

Способы решения проблем с замерзанием омывающей жидкости

Водители регулярно сталкиваются с проблемой замерзания жидкости в зимний сезон. Даже наиболее стойкие вещества могут не сохранить свойства при сильных морозах. В результате одни водители отключают работу системы до потепления, а другие — используют альтернативные варианты решения проблемы. Что делать, если замерз стеклоомыватель:

  1. Переместить машину в теплый отапливаемый гараж или паркинг, пока жидкость не восстановить прежние свойства. Вариант подходит только тем, у кого есть свободное время и доступ к утепленным помещениям.
  2. Временно снять резервуар с водой, если есть возможность, и отогреть его в помещении. После размораживания бачок нужно установить обратно.
  3. Залить в бачок антиобледенительную омывающую жидкость, которая предназначена для работы в экстремальных условиях, включая промежуток от -70 до -50 градусов.

В зимнее время не рекомендуется полностью заполнять резервуар с омывателем. Из-за расширения замерзшей жидкости бачок может потрескаться или лопнуть.

Не работает насос омывателя лобового стекла

Насос омывателя, как правило, выполнен в едином корпусе с электромотором и установлен в бачке для жидкости, поэтому его работа сопровождается характерным жужжанием, слышным из салона. Включите зажигание, не запуская двигатель, и нажмите на рычаг подрулевого переключателя. Если “в ответ- тишина”, значит не включился мотор омывателя лобового стекла.

Последовательность поиска неисправности:

  • проверка (замена) предохранителя насоса омывателя лобового стекла
  • проверка подачи напряжения предохранитель пробником
  • проверка реле. Если оно исправно, то при его срабатывании слышен лёгкий щелчок
  • проверка подачи напряжения на реле
  • замена реле
  • “прозвонка” проводки от подрулевого переключателя
  • проверка подачи напряжения на насос
  • поиск обрыва проводки
  • замена насоса

Как снять насос омывателя лобового стекла

Рассмотрим, как снять насос омывателя лобового стекла. Прежде всего нужно обеспечить к нему доступ. На отечественных авто бачок с насосом установлен в подкапотном пространстве. Владельцам иномарок для того, чтобы добраться до него, приходится снимать подкрылок, хотя бы частично. Но есть и такие машины, у которых мотор доступен лишь при снятом переднем бампере. На некоторых автомобилях достаточно снять пластмассовый пыльник между бампером и подкрылком. Иногда в подкрылке предусмотрен съёмный лючок, что значительно упрощает ремонт.

Читайте также:  Масло 75W90: чем оно отличается от 75W80, 75W85, 80W90 и 85W90

Насос вставляется в бачок всасывающим штуцером через резиновый уплотнитель. Если проверили подачу питания на электромоторчик, вытаскивайте насос.

Снимите трубку перед тем, как будете снимать насос – есть риск обломить выходной штуцер.

Только убедитесь, что снимаете не моторчик омывателя заднего стекла. Омыватель фар отличают шланги заметно большего диаметра с быстросъёмными штуцерами.

Если моторчик не подаёт признаков жизни – поменяйте, так как его ремонт – дело неблагодарное, разве что Вы обладаете способностями Левши.

Система очистки ветрового стекла — строение и эксплуатация

Как устроена система омывания лобового стекла? Какие элементы входят в ее состав? Давайте посмотрим на типичное решение:

  • Электродвигатель постоянного тока, подключенный через специальный разъем к электрической системе автомобиля
  • Пластиковый насос, установленный в нижней части бака для жидкости. Имеет большое впускное отверстие, погруженное в емкость с жидкостью, и выпускное отверстие для крепления пластиковых труб
  • Пластиковый бак с запираемым наполнителем. Чаще всего расположены колесные арки переднего колеса.
  • Резиновые или пластиковые шланги
  • Кабель из резины или пластика, ведущий к заднему стеклу или к задней двери в универсале и хэтчбеках
  • Две форсунки омывателя ветрового стекла
  • Форсунка омывателя заднего стекла
  • Насадка и шланг крепления
  • В некоторых автомобилях дополнительный — фильтр омывателя жидкости

Форсунки могут быть установлены отдельно, но в случае заднего стекла также могут быть установлены в стеклоочистителя. Используются противотуманные форсунки или точечные распылительные окна.

История создания омывателя лобового стекла

Омыватели впервые появляются на автомобилях во второй половине 20 века. В России первый омыватель появился на машине Горьковского автомобильного завода. Сначала омыватель получил ГАЗ-М72 «Победа». Следом, омыватель был установлен на легендарную 21-ую «Волгу».

Изначально омыватель лобового стекла был механическим. Для того, чтобы «выпустить» воду, нужно было подергать ручку, установленную на передней панели. Далее насос перекочевал под ноги водителя и приводился небольшой педалькой, которая находилась левее других.


Механический насос уступил место электрическому. Теперь, чтобы «высвободить» воду на лобовое стекло, не надо было топтать педаль или дергать ручку. Электрический насос активировался либо подрулевым переключателем, либо клавишей торпедо. Позже инженеры совместили включение омывателя с автоматическим включением щеток стеклоочистителя.

Вместе с насосом менялись со временем и форсунки (жиклерки) омывателя лобового стекла. В середине прошлого века форсунка, как правило, была одна и устанавливалась на рамке лобового стекла сверху, а вода подавалась только наполовину лобового стекла со стороны водителя.

Далее форсунки переместились вниз, и их стали устанавливать либо на капоте, либо на планке под лобовым стеклом. Омывающая жидкость подавалась и на водительскую, и на пассажирскую сторону лобового стекла.

Часто форсунки фиксировали и на поводки щёток стеклоочистителя. Но эта операция вдальнейшем портила внешний вид машины, поэтому решение устанавливать форсунки на поводки щеток прижилось лишь на грузовиках и автобусах.

Производители запчастей стеклоомывателя

Мы настоятельно рекомендуем покупать оригинальные запчасти, так как их качество стабильно высоко и вам вряд ли попадется товар, который придется в срочном порядке возвращать в магазин. Впрочем, выше уже писалось о том, что некоторые детали являются взаимозаменяемыми. Неплохо сэкономить можно на покупке деталей, которые, вопреки рекомендациям некоторых концернов, вовсе не должны подходить к вашему автомобилю (советуем искать рекомендации в сети). Если вы решили купить недорогие аналоги, то здесь стоит обратить внимание на продукцию таких фирм:

  • Bosch (Германия);
  • ZZVF (Тайвань);
  • Denso (Япония);
  • Valeo (Франция);
  • Meat&Doria (Италия).

Акцентируем ваше внимание на том, что расположение головного офиса производителя и фактическое место производства могут не совпадать. Это касается, например, немецкого Bosch, заводы которого расположены в нескольких странах мира. От места производства будет зависеть и стоимость изделия. Существуют также ультра-бюджетные решения, как, например, запчасти от отечественного упаковщика Shin-Kum или польского Maxgear. Такие запчасти крайне доступны, но их качество, что называется, лотерейное. Вам может не повезти и вы получите товар, который окажется неработоспособным. С учетом того, что форсунки, бачки, насосы и трубки стеклоомывателей служат довольно долго, имеет смысл брать именно оригиналы – они с высокой вероятностью прослужат вплоть до того момента, когда вы решите заменить свой автомобиль.

Published by Евгений Харитонов