Пусковые провода
Отдельное внимание надо уделить и самим пусковым проводам. О том, как их правильно выбрать, читайте по ссылке. Если они слишком тонкие, то лучше подключить машину с севшим аккумулятором и подождать минут 10, не выключая двигатель у машины-донора. Затем скинуть провода и завести проблемный автомобиль. Если не выждать хотя бы 10 минут, то провода могут попросту сгореть, а запуска так и не произойдет.
Как понять, что аккумулятор пора менять?
- Стартер крутит дольше нужного даже в теплую погоду после 1-3 дней простоя;
- Бортовой компьютер регулярно сообщает о необходимости зарядить автомобиль даже после интенсивной езды по трассе;
- Разряженный АКБ издает сильный запах;
- Современные аккумуляторы известных марок рассчитаны на работу в течение 4-5- лет, не больше.
Пуско-зарядные устройства и бустеры
Сейчас можно не только удобно купить аккумулятор для авто с доставкой, но и беспроблемно подобрать оптимальное ПЗУ для его регулярного обслуживания. Универсальный прибор служит для корректного восстановлении емкости АКБ от сети 220В. Он способен запускать двигатель как с предварительной частичной подзарядкой, так и моментально при глубоком разряде. Важной особенностью пуско-зарядных устройств являются высокие стартерные токи в 400-700 и больше ампер.
Особняком стоят компактные пусковые устройства – бустеры (джамп-стартеры), которые полностью автономны и выступают эффективной альтернативной прикуриванию от другой машины. Стандартно укомплектованы «крокодилами» и емкими литий-полимерными батарейками. Одного заряда достаточно для 4-5 успешных пусков силой 150-1000 ампер. С бустерами отлично взаимодействуют зарубежные АКБ, например, аккумуляторы для автомобиля Hankook (производитель AtlasBX Co. Ltd Южная Корея), и отечественные бренды «Зверь», «Аком», «Титан-Стандарт», «Сибирь».
Варианты «мобильной» энергии
Для оживления заснувшей аккумуляторной батареи есть еще один способ: это так называемые бустеры или джамп-стартеры, а по-простому — автономные «пускачи». Компактное устройство, весом до полукилограмма, состоит из аккумулятора с проводами на «крокодилах», и дает пусковой ток, достаточный, чтобы прокрутить стартер. Фактически, это портативная замена дающего «прикурить» авто. Сила такого «зарядника» сильно ниже, при минусовых температурах. Поэтому от устройства из багажника промерзшего автомобиля много толка не будет — прибор нужно отогреть дома или минут 10 подержать за пазухой.
Выбирая бустер, ориентируйтесь на цену, — не берите слишком дешевые модели, ощутимо ниже средней по рынку цены. В коробке с аппаратом должна быть подробная инструкция на русском языке как «прикуривать». Примерные характеристики: заявленный пусковой ток, А — от 300 и выше, заявленный пиковый ток, А — от 400 и выше, энергоемкость, А·ч — от 14 и больше.
Будьте внимательны! Не верьте рекламе «зарядников», предлагающей чудесным образом запустить замерший стартер через прикуриватель. Эти устройства используют «особые» законы физики из другого мира, специально созданные обманщиками для доверчивых автомобилистов. На деле такие поделки представляют собой контейнеры с россыпью обыкновенных батареек внутри. Они сделаны в кустарных условиях, отвратительного качества и годятся лишь в качестве грузила на рыбалку.
В списке подозреваемых также:
- неисправный генератор, который не может зарядить батарею при запуске двигателя;
- неправильное подключение электронных приборов и утечка тока в бортовой сети;
- человеческий фактор, особенности эксплуатации автомобиля (постоянная езда в «городском формате» — в заторах, с малой скоростью и на небольшие расстояния, когда аккумуляторный ток не успевает накопиться).
К чему подключать «массу»?
Многие соединяют проводами клеммы аккумулятора. Но лучше минусовой провод подключать к блоку цилиндров или головке блока. Во-первых, клеммы аккумулятора могут быть ржавыми, закисшими, и контакт с проводом получится не слишком надежным. А во-вторых, путь, который преодолеет ток, будет короче, если подсоединить минусовой провод непосредственно к двигателю. Главное, чтобы в точке подсоединения не было краски или ржавчины.
Распространенные ошибки: чего нельзя делать при «прикуривании» автомобиля
Соблюдать правильную последовательность действий нужно, чтобы сделать процесс максимально безопасным. Вот несколько распространенных ошибок, которые совершают новички:
- Попытка прикурить автомобиль, у которого явно неисправен аккумулятор: вздутый, потекший, с наслоениями на клеммах. Если батарея в таком состоянии, лучше ее не насиловать, а сразу покупать новую.
- Такие же требования предъявляются и к аккумулятору-донору: он должен быть без следов неисправности, полностью заряжен и работоспособен.
- Нельзя заряжать более мощный автомобиль от менее мощного. Причина разной емкости аккумуляторов и потреблении электроэнергии при старте: условно говоря, внедорожник посадит батарею малолитражки с первого же запуска. А вот маленькую машину от большой прикуривать можно.
- Вольтаж обеих батарей должен быть одинаковым. В легковых автомобилях ставятся батареи на 12 V, на грузовиках используются АКБ на 24 V, а в мотоциклах на 6 V. Нельзя соединять батареи с разными показателями номинального напряжения!
- В различных источниках можно встретить совет запустить двигатель автомобиля-донора после подсоединения проводов, чтобы дополнительно зарядить аккумулятор. Лучше так не делать, не зря же мы снимали минусовую клемму. Современная электронная «начинка» может выйти из строя от перепада напряжения в момент запуска второго автомобиля, так что целесообразней позаботиться о заряде АКБ до того, как подключать провода, а потом уже не заводить.
- Желательно не нарушать порядок подключения проводов. Теоретически, можно подключать их в любом порядке, но столько коротких замыканий, повреждений и даже взрывов было из-за такой путаницы, что эксперты рекомендуют придерживаться максимально безопасной очередности работы.
- Техника безопасности при работе: использовать перчатки, защитные очки (если есть), не наклоняться низко над аккумулятором, не прикасаться к металлическим деталям кузова в момент прикуривания.
- Обычно советуют проводить все работы на улице, не в помещении. Причина – пожароопасные пары бензина и испарения аккумулятора, которые могут загореться от искры.
- И, наконец, перед тем, как начинать работу, многие специалисты рекомендуют не только полностью отключить двигатель и все приборы, но и вынуть ключ из замка зажигания «донора».
Читайте также: Сохраняем номер предыдущего автомобиля.
Как правильно прикурить автомобиль: пошаговые инструкции
Не трудно представить себе морозное зимнее утро и тщетные попытки завестись – хоть раз, но в такой ситуации бывал каждый автомобилист. Если вы недавно получили права и приобрели машину, то знайте, иногда такое случается.
Провода для прикуривания лучше купить заранее и возить их в багажнике.
Постарайтесь запомнить порядок действий и следуйте ему неукоснительно.
- Вначале попросите помощника подъехать к вашей машине передком и остановиться на таком расстоянии, при котором ваши провода достанут до его аккумулятора (обычно провода берут длиной 3–5 метров).
- Затем обратитесь к коллеге с просьбой, чтобы он подержал движок на 2000–3000 оборотов в минуту в течение 5 минут. Это даст гарантию, что электролит в его батарее прогреется и она получит необходимый заряд от генератора.
Дальше нужно поступать в таком порядке.
- Попросите водителя машины-донора заглушить двигатель, выключить все приборы и вытащить ключ из замка зажигания.
- Проследите, чтобы на вашем авто также были отключены потребители электроэнергии и ключи находились у вас в руках.
- Откройте капоты автомобилей и осмотрите батареи. Прежде всего, в порядке должна быть АПК вашей машины (без следов разрушения).
- Определите, к какой металлической части под капотом вы будете подключать минусовый зажим провода. Это должен быть не защищенный краской чистый болт иди деталь. Например, место крепления на двигателе, генераторе, болт на кузове.
- Возьмите провод в красной изоляции и одним концом подключите его к плюсовой клемме на аккумуляторе-доноре. Проследите, чтобы зубы крокодила хорошо вцепились в металл. Другим концом провода запитайте плюс своей батареи. Обеспечьте прочность контакта.
- Крокодилом черного провода зажмите минусовую клемму батареи донора, а затем свободный зажим зафиксируйте на заранее подготовленной детали под капотом вашей машины.
- Еще раз напоминаем, что место подключения должно быть чистым от краски и на нем не должно быть пятен масла. Дело в том, что при проворачивании ключа в замке зажигания между минусовым крокодилом и массой при неплотном контакте, может проскочить искра. Это источник возможного возгорания.
- Также напоминаем о необходимости перепроверить правильность подключения проводов по схеме. Если вы перепутаете полярность подключения проводов и попытаетесь завести машину, то это выведет из строя электронику.
- Сядьте в салон своего авто и сделайте пробный запуск. Если ваша машина технически исправна и не заводилась раньше по причине севшего источника питания, то от прикуривания она заведется сразу.
- Запустив двигатель, дайте ему поработать в течение пяти минут при 1500–2000 оборотов в минуту. Ваша батарея при этом подзарядится и потом сможет самостоятельно запустить двигатель с прогретым маслом.
- Отсоедините провода в такой последовательности: сначала снимете крокодил с плюсовой клеммы вашего авто, затем с плюса батареи-донора. После этого снимайте минусовый провод.
- Благодарите товарища, прячьте провода в багажник и отправляетесь в путь.
Если двигатель не пускается с первого раза
Бывает так, что после первых оборотов коленвала, двигатель упорно не пускается и дальнейшее прикуривание может привести к посадке хорошей батареи. Остановите попытки и попросите коллегу пойти таким путем.
- Выньте ключи зажигания из своей машины и оставьте схему подключения кабелей прежней.
- Пусть помощник заведет авто и даст ему поработать минут десять на оборотах в 2000–3000 в минуту. Так вы сможете подзарядить свой аккумулятор и возобновить зарядку донорской батареи.
- По истечении 10 минут дайте сигнал водителю выключить мотор и все приборы.
- Возобновите попытку прикурить. Обычно после таких процедур машина должна завестись.
- Уже по дороге хорошенько подумайте, как вы будете заводиться завтра.
Видео “Как прикурить машину”
Мифы и страшилки
Бытуют самые разнообразные рекомендации по прикуриванию автомобиля, не подкрепленные логикой или фактами. И эти мифы очень живучи. Так уж мы устроены, что охотно им верим. Пришло время избавляться от стереотипов.
Миф 1. Нельзя прикуривать автомобиль на морозе.
А когда еще его прикуривать? Летом такие проблемы случаются крайне редко, чего не скажешь про зиму. Температура не влияет на успех задачи, главное, чтобы автомобиль-донор был прогрет, а его АКБ полностью заряжен.
Миф 2. Нельзя прикуривать инжекторный автомобиль.
Можно! Тип топливной системы никак не влияет на аккумулятор. Да и карбюраторных машин становится всё меньше и меньше.
Миф 3. Прикуривание может навредить автомобилям, в частности, ЭБУ.
Если всё сделать правильно, не навредит, это же просто подзарядка батареи. А вот ошибок лучше не допускать!
Кого не стоит прикуривать
Постарайтесь обходить стороной машины со старыми АКБ. Великовозрастная батарея – это сплошная головная боль: после 4-5 лет интенсивной эксплуатации наступает момент, когда ее может перемкнуть или, что еще хуже, взорвать. Помогая такому аккумулятору, донор может запросто спалить электронику. Что еще стоит разъяснить нуждающемуся, так это причины того, почему разряжается аккумулятор на машине за ночь , чтобы следующее утро опять не обернулось для него «голосованием».
Что, если «прикурить» от работающего двигателя?
В этом случае генератор и электронный блок-контроллер электропитания получат сильную нагрузку от стартера второго автомобиля. Этого электроника может не вынести. Она либо сразу выйдет из строя, либо загорится масса ошибок на панели приборов, которые сможет удалить только официальный дилер, обладающий спецоборудованием. Поэтому категорически не рекомендуется прикуривать от работающего автомобиля. Мотор должен быть выключен.
Как выбрать провода для прикуривания
Непременным условием для успешного прикуривания без последствий для батарей и бортовых сетей машин, является использование специальных проводов.
В магазинах продают такие провода – они обычно имеют изоляцию красного и черного цветов. Так сделано для того, чтобы при подключении клемм не перепутать полярность. Черный – всегда минус, а красный – плюс. Удобная для использования длина изделия составляет 3–5 метров.
В момент пуска двигателя стартовый ток, выдаваемый аккумулятором, высокий, поэтому провода должны быть рассчитаны на силу тока в 200 А. Отлично справляются с такими токами медные провода с поперечным сечением на 16 мм2 (можно взять больше).
Покупайте провода в ПВХ изоляции – она не дубеет и не трескается на морозе. При покупке обратите внимание на зажимы-крокодилы, – они должны быть из меди, с острыми зубами и мощной пружиной. Берите прикуриватели, у которых обеспечен качественный контакт с крокодилами (обжим, пайка).
На покупке проводов не стоит экономить – качественные изделия обеспечивают результат и не доставляют хлопот.
Количество попыток
Прикуривание автомобиля от батареи другой машины имеет количественные ограничения. Нельзя бесконечно нагружать донорский АКБ без риска глубокой разрядки, даже если это качественный австрийский автоаккумулятор Banner или мощный «американец» Exide. Оптимальное количество неудачных пусков – 2-3 (максимально-допустимое – 4-5).
При исчерпании лимита следует:
- выключить зажигание у проблемного автомобиля;
- не отсоединяя провода, завести двигатель авто-донора на 15-30 минут (2000-3000 об/мин) для подзарядки батареи от генератора;
- повторить попытку пуска мотора машины-реципиента.
- При повторном неудачном результате возможно наличие дополнительной неисправности или несоответствие электрических параметров АКБ.
- От какого аккумулятора можно прикурить авто
Необходимо соблюдать два простых правила выбора автомобиля-донора для параллельного присоединения к севшей батарее. Первое условие касается одинакового рабочего напряжения и всегда выполнимо, поскольку большинство АКБ для легковых и коммерческих авто имеют 6-баночную конструкцию, генерирующую 12В. Исключения связаны с мототехникой (6В) и тяжелыми грузовиками, автобусами, спецтехникой (24В).
Второе требование более значимо и часто становится проблемой в нештатных ситуациях на трассе или в малонаселенной местности. Недопустимо, чтобы емкость аккумулятора прикуриваемого авто была больше, чем у донора. В такой ситуации высока вероятность быстрого разряда работающей батареи без достижения достаточных пусковых токов на стартере реципиента.
«Прикуривание» автомобиля: меры предосторожности при заряде аккумулятора
Внимательно следите за тем, чтобы контакты черного и красного проводов не соприкоснулись друг с другом. Если у вас большой внедорожник, то не заряжайте его от аккумулятора малолитражки — есть риск, что с пустыми аккумуляторами останутся оба автомобиля. Машина на бензине не может запустить автомобиль на тяжелом топливе — дизельный агрегат требует большей силы пускового тока.
Как прикурить проводами аккумулятор одной машины от другой
Термин «прикуривание АКБ» по большому счету не имеет четкого определения. Часть автомобилистов под этим понятием имеет в виду подзарядку севшей батареи от машины с исправным источником питания. Другие воспринимают технику в прямом смысле и считают, что провода подкидываются для того, чтобы тут же крутануть стартером мотор проблемной машины. По сути, имеем две технологии, принципы которых кардинально различаются.
Метод №1: запускаем автомобиль с помощью АКБ, заряженной от донора
Согласно этому сценарию провода подключаются с целью подзарядить аккумулятор. После того, как разряженный источник питания частично восстановил заряд от соседнего авто, проводники отсоединяются, и реципиент пробует пускать двигатель своими силами.
Сильные стороны этой технологии – безопасность и нетребовательность к проводам. Скачки напряжения при подключении севшей батареи незначительны, а через проводники подойдут любые, поскольку через них не будет проходить сумасшедший стартерный ток. Крупный минус – время, необходимое на подзарядку. Обычно требуется не менее 20 минут, чтобы оживить АКБ до уровня, достаточного для уверенного пуска.
Итак, метод подходит – значит к делу. Оцениваем инфраструктуру парковки на предмет необычной остановки транспортных средств. Как это выглядит на деле – смотрите схемы с авто, поставленными либо лицом к лицу, либо параллельно или перпендикулярно друг другу. Главное предостережение: автомобили не должны «контачить» друг с другом никакими частями.
Чтобы прикурить автомобиль от аккумулятора исправной машины без пагубных последствий, неукоснительно следуйте инструкции:
- Запустить мотор донора.
- Подключить плюсовой проводник к клемме «+» АКБ донорской машины, а «крокодил» на другом конце этого же провода – к плюсу аккумуляторной батареи проблемного авто.
- Удостовериться, что зажимы красной связки плотно сидят на положительных клеммах обоих аккумуляторов.
- Накинуть минусовой провод на «-» работающего автомобиля, а противоположный конец зацепить за минусовую клемму разряженного АКБ.
- Подождать 20-30 минут.
- Снять провода в обратном порядке: сначала минусовые, а потом – плюсовые.
- Попытаться запустить двигатель реципиента.
Заметим, при этом виде прикуривания двигатель у донора работает, и ничего опасного в этом нет. Всякие возражения по поводу последовательности подключения проводов резонны. Соблюдая предельную аккуратность, можно сначала цеплять и минус, причем к проблемному АКБ – ошибки в этом нет. Мы отталкивались из соображений безопасности:
- Любым «крокодилом» можно задеть какую-либо деталь в подкапотном пространстве.
- Подключая первым плюс, вы значительно снижаете вероятность короткого замыкания. Дело в том, что подкинув изначально минус, любое прикосновение плюсом к массе в подкапотном пространстве реципиента обернется «коротышом» для донора. Моделируем ситуацию наоборот: подключая минус после плюса, короткое замыкание может возникнуть только при контакте минусового крокодила с плюсовым, что маловероятно.
Метод №2: как правильно дать прикурить стартеру другого автомобиля
В отличие от первой технологии, здесь проводники подключаются с целью запуска двигателя машины с севшей АКБ. Разница в том, что неисправное авто предстоит пускать не своими силами, а при помощи донора: перед стартом провода не отключаются. От этого красно-черной связке приходится несладко: необходимо транспортировать крупный ампераж от батареи донора до стартера реципиента.
При таком раскладе прогадать с сечением проводки никак нельзя. Значит, сгодится не любой комплект проводников – и это первый минус. Во-вторых, такое прикуривание – это повышенный риск для автомобиля-донора. Ну а плюсы – быстрое оживление проблемной машины + помощнику не придется долго ждать.
Если в качестве проводов полностью уверены, то строго следуйте пунктам инструкции и проблем не будет:
- Завести двигатель машины-донора.
- Подключить плюсовой зажим пускового проводника к клемме «+» аккумулятора донорского автомобиля, а противоположный конец – к «+» АКБ реципиента.
- Проверить, плотно ли зафиксированы плюсовые «крокодилы».
- Подсоединить минусовый зажим пускового провода к клемме «-» батареи донора, второй конец – к корпусу мотора проблемной машины (поближе к стартеру).
- Подождать 5-10 минут, пока разряженный источник питания поднаберет немного силенок.
- Заглушить донорский мотор.
- Запустить двигатель авто с севшим аккумулятором.
- Снять пусковую связку в обратном порядке: сначала минусовой провод, потом плюсовой.
- Дать поработать силовой установке не менее 20 минут.
О том, как припарковать машины и почему первым подключается плюс, а вторым – минус, мы рассказали в методе №1. В продолжение разъясним еще четыре важные вещи:
- Почему минус следует цеплять именно к корпусу двигателя? Ржавые и закисшие клеммы АКБ – аргумент, конечно, так себе. А вот следующий довод довольно таки весом: путь, который предстоит преодолеть току от батареи к стартеру, через массу короче, чем через разряженный аккумулятор, а значит, нагрузка на провода будет меньше.
- Зачем ждать 5-10 минут? Это даст возможность немного подзарядиться разряженному аккумулятору. Дополнительный заряд снизит нагрузку на проводники в момент работы стартера реципиента. Ведь сперва расходуется энергия ближайшей батареи, а у источника тока донорской машины берется лишь недостающий заряд.
- Почему важно заглушить двигатель донора перед пуском автомобиля с севшей АКБ? Как минимум из-за того, что при старте наблюдается скачок напряжения, пережить который может не каждая машина. Это раз. Два – диоды генератора выйдут из строя. Дело в том, что на старт потребуется не менее 300 А. «Гена» способен выдавать порядка 110 А. Несомненно, АКБ ему поможет, но первым запуск будет грузить именно генераторную установку.
- Зачем мотору около 20 минут работать на холостых оборотах? За это время он прогреется, а батарея подзарядится.
Клемму снял — избавился от проблем?
К сожалению, нет. Если перед прикуриванием снять клеммы с исправного аккумулятора, это также способно вызвать негативные последствия. Скажем, придется вспоминать и заново вводить сервисный код магнитолы, чтобы она начала работать, «обучать» электростеклоподъемники корректной работе. Это может привести и к проблемам в бортовых системах машины. Придется ехать или везти на эвакуаторе автомобиль на сервис, чтобы сбросить ошибки.
Сколько времени разумно «прикуривать» машину
Способ «прикуривания» реанимирует автомобиль с севшим аккумулятором, но без других неисправностей. Время, затраченное на подзарядку и запуск, в каждом случае зависит от степени разряженности аккумулятора, температуры окружающей среды. Как правило, «прикуривание» автомобиля от другой машины, сборка схемы и снятие оснастки, занимают около 30 минут. Повторная операция может занять столько же времени. Человеку, который спешит по делам, следует учесть это обстоятельство.
Правильное прикуривание от чужого аккумулятора
Рекомендованный специалистами алгоритм состоит из нескольких последовательных шагов:
- выравнивание заряда аккумулятора на машине-доноре (5-10 минут работы ДВС на 2000-3000 об/мин);
- выключение на обоих авто зажигания и всех систем, питающихся от бортовой сети;
- присоединения красного провода к плюсу донорской АКБ, а затем – к положительной клемме севшего аккумулятора;
- подключение черного провода к минусу АКБ-донора с последующей фиксацией второго «крокодила» к неокрашенной части кузова или блоку ДВС авто-реципиента («масса»).
- запуск двигателя реципиента с обязательной работой в течение 5-10 минут на 1500-2000 об/мин;
- отключение проводов в обратной последовательности (минус от реципиента – минус от донора, плюс от реципиента – плюс от донора).
Очень важно соблюдать полярность, чтобы избежать короткого замыкания. Не стоит доверять визуально симметричному расположению АКБ, которые могут иметь конструктивное исполнение с прямой и обратной полярностью. Единственный правильный ориентир – заводская маркировка на корпусе.
Теоретически прикуривание авто с севшим аккумулятором будет успешным и при присоединении отрицательного крокодила не к «массе», а к клемме «–» на батарее. Но на практике такая схема подключения приводит к ускоренному разряду АКБ-донора, особенно в мороз. Еще одной особенностью минусового «крокодила» является сильная искра при подаче пускового тока на стартер. Если под капотом присутствуют остатки масла или бензина, возникает серьезная угроза пожара. Именно поэтому перед прикуриванием необходимо вытереть на двигателе и внутренних поверхностях кузова все подозрительные пятна.
Как прикурить автомобиль от другого автомобиля: схема с подсоединением «+» «донора» до «+» «разряженного» авто и «-» «донора» к двигателю «разряженного» авто
Итак, встретились два одиночества: один не может завестись, другой «добрый самаритянин» согласился ему помочь.
Вариант первый это заводить «разряженную» машину с заведенным донором как показано на видео с канала «Bosch Mobility Solutions»
Но в этом способе есть одно «но!». При заводе реципиента, его стартер потребляет большой ток и есть риск выхода из строя включенной электроники донора, при заведенном двигателе.
Второй же способ является более безопасным и делается в такой последовательности:
Схема прикуривания автомобиля от другого автомобиля — схема «+» к «+», «-» к двигателю
- Машины подогнать близко друг к другу, но чтобы они ни в коем случае не соприкасались. Обе машины поставить на ручной тормоз.
- Завести двигатель автомобиля-донора, он должен поработать на холостом ходу, чтобы генератор дополнительно подзарядил АКБ. После чего мотор заглушить, всё электрооборудование выключить, ключи зажигания обеих машин поставить в нулевое положение.
- Отсоединить минусовую клемму с аккумулятора-донора. Это делается для того, чтобы обезопасить автомобиль от перепадов напряжения, которые обязательно возникнут при запуске двигателя второй машины.
- Красный провод присоединить к «+» клемме аккумулятора-донора, второй конец – к «+» клемме аккумулятора-реципиента. «Плюс» соединяем с «плюсом», следите за этим внимательно и не путайте!
- Черный провод присоединить к «-» клемме батареи-донора, второй конец – на «массу» автомобиля-реципиента. В данном случае «массой» будет двигатель или металлический корпус автомобиля. Главное, чтобы этот участок был чистый и не окрашенный. Отлично подойдёт любой болт на корпусе двигателя, например. В этот момент зажим будет искрить и важно, чтобы искры не попали на что-нибудь горючее.
- Не отсоединяя провода завести автомобиль-реципиент. Если завелся – всё отлично, дать ему поработать на холостых оборотах минут 5, чтобы аккумулятор подзарядился. Затем заглушить двигатель.
- Отсоединить провода в обратном порядке от подключения. Сначала снять черный провод с «массы» автомобиля, затем второй его конец с минусовой клеммы АКБ-донора. Красный провод сначала отсоединить от аккумулятора-реципиента, затем от аккумулятора-донора.
- Поставить на место минусовую клемму на батарее, с которой ее снимали.
Читайте также: Поддержанное авто, когда это единственный способ приобрести автомобиль
То есть, как мы видим, разница лишь в том, что донор не заведен, но зато мы спокойны за сохранность электроники на нем.
Почему «минусовую» клему цеплять лучше к двигателю, а не в любом месте на кузове? Да потому что нам нужно подать ток на стартер реципиента, а он находится близко к двигателю. В противном случае, есть риск, что напряжение пойдет по цепи в те места и приборы, которые не предназначены для такой силы тока, что может причинить их поломку.
Что делать, если автомобиль не запустился? Можно завести двигатель «донора» с подключенными клеммами, дать поработать на 2-3 тыс. оборотов минут 5-10, тем самым зарядив оба аккумулятора. Затем, заглушив двигатель «донора», повторить попытку. Если снова неудача, есть смысл пробовать завести «разряженный автомобиль» с заведенным «донором», как показано на видео выше.
Топ 10 ошибок при прикуривании автомобиля
Запуск двигателя от другой машины – распространенное явление в условиях морозных зим и хранения авто на открытой стоянке. В гараже у автовладельца всегда найдется способ завести транспорт. Если не лениться и снимать батарею на ночь, то по утрам, даже в сильный мороз, машина будет запускаться без проблем. Но раз уж произошла неприятность, и двигатель не пускается стартером, от процедуры прикуривания не уйти.
Не допускайте ошибок при запуске своей техники от другого аккумулятора. В лучшем случае, при неправильных действиях, вы можете нанести вред своей батарее, в худшем – вывести из строя электронику на авто товарища или, что еще хуже, допустить взрыв АКБ и пожар.
Среди ошибок начинающих автомобилистов выделяют десятку самых распространенных ляпов, которые расположим по степени опасности – от меньшего к большему.
- Перед прикуриванием водитель не осматривает батарею на предмет целостности и утечки, прочности контактов.
- Пренебрегает правилами безопасности, прежде всего, пожарной.
- Пользуется некачественными проводами (недостаточными по сечению, потертой изоляцией, с плохими контактами, слабыми крокодилами).
- Нарушает последовательность подключения контактов (отступает от схемы).
- Подключает минусовый провод к минусовой клемме на разряженной батарее.
- Берет в доноры батарею с меньшей емкостью, чем стоящая на его машине.
- Допускает контакт автомобилей корпусами или контакт плюсовой клеммы провода с массой.
- Путает подключение контактов «+» и «–».
- Оставляет включенными зажигание и приборы на время прикуривания.
- Питается от авто с запущенным движком.
Предупредить водителей и предостеречь от ошибок в таком тонком деле, как прикуривание, поможет следующий четкий порядок действий. Придерживаясь алгоритма, вы сможете без последствий запустить свое авто с посаженной батареей.
Материал по теме: Топ 20 лучших аккумуляторов для авто: свинцовые, AGM, гелевые
Как правильно «прикуривать» машину с севшим аккумулятором
Сколько случаев, когда требуется «прикурить» автомобиль, но меняются обстоятельства помощи, последовательность некоторых операций. Многое зависит от вида авто – дизельный или бензиновый, автомат или механика. У опытных водителей существует наработанная схема, как правильно «прикурить» свой автомобиль от другого, какой донор подойдет, а какой нет.
Итак, соединение двух аккумуляторов выполнено, еще раз проверили правильность, чтобы не запутаться в проводах принято: красные кабели всегда соединяют плюс, черный идет с минуса донора на массу реципиента.
Самый распространенный способ, как правильно «прикурить» сдохшую машину от другой, работающей. Нужно завести двигатель донора на время, необходимое для подзарядки севшего аккумулятора. Это может быть от 5 до 20 минут. Заглушить исправное авто. Снять провода, и выполнить пробный запуск. Возможно, потребуется еще немного подогреть авто, еще «прикурить» машину с севшим аккумулятором, если стартер будет лениво прокручиваться. Как только мотор запущен, генератор начнет заряжать аккумулятор, минут через 10-15 можно ехать.
Другой способ рассчитан на опытных водителей с обычной механической коробкой передач, минимумом электроники. Провода подсоединены. Как правильно и быстро давать «прикурить» автомобиль владельцу с новым аккумулятором? Запустить мотор донора на 5-6 минут. Попробовать завести неисправную машину. Попытка запуска не превышает 15 секунд, интервал минута. Как только движок заработает, оставить оба авто включенными и привязанным к донору, на 3 минуты. Перед отключение проводов от клемм в бортовой линии включить сопротивление, чтобы сгладить скачок напряжения.
«Прикуривание» – операция нежелательная, аварийная и опасная. Можно ли «прикуривать» от автомобиля, если у водителя донора есть сомнения в исправности АКБ? Опасения владельца обоснованы:
- когда на улице мороз ниже -20 0;
- класс неработающей машины выше;
- аккумулятор большей емкости;
- двигатель дизельный.
Как правильно «прикуривать» машину от другого автомобиля, посмотрите на видео.
Основные ошибки прикуривания авто:
- работающий двигатель автомобиля-реципиента;
- включенное зажигание и электроприборы;
- номинальная емкость отдающей АКБ ниже, чем принимающей;
- неправильное направление или последовательность подсоединений клемм-крокодилов;
- малая длина или недостаточная площадь сечения питающих проводов;
- несоблюдение правил пожарной безопасности (бензин и масло на двигателе).
Эти нарушения способны нанести серьезные повреждения не только АКБ, но и электросистемам обоих автомобилей. Чтобы избежать поломок, следует придерживаться корректного порядка действий и четко соблюдать меры предосторожности.
Правильная последовательность подключения
Особое внимание надо уделить последовательности подключения пусковых проводов. Если с подключением плюсовых проводов всё просто, то минусовые провода надо подключить правильно.
Нельзя соединять две минусовые клеммы между собой, это связано с такими причинами:
- если разрядившаяся батарея неисправна (замкнута), ток к ней будет проходить с небольшим сопротивлением, это даст время на оценку ситуации и отключение донора;
- во время запуска возникают большие токи и из батареи выделяется горючий газ. Так как рядом не будет источника искр, вероятность его возгорания сводится к минимуму;
- сначала подключают плюсовые клеммы, поэтому при неосторожном касании исключается возможность короткого замыкания.
При подключении проводов надо быть очень внимательным и делать всё правильно. Допущенные оплошности могут привести к выходу из строя предохранителей или электрических приборов, а иногда и к возгоранию автомобиля.
Нельзя соединять две минусовые клеммы аккумуляторов между собой
Видео: последовательность подключения проводов
Можно ли прикуривать от заведенной машины
Для современных авто-доноров такая практика чревата серьезными техническими проблемами, поскольку, кроме АКБ, в коммутационных процессах участвуют генератор и электронный блок управления. Резкие перепады напряжения при запуске авто-реципиента создают чрезмерную нагрузку на контроллеры и электросистемы, провоцируя мгновенные поломки или сокращая ресурс оборудования. Многие рекомендуют отключать минусовую клемму машины-донора при прикуривании, чтобы изолировать электросхемы от воздействия авто-реципиента.
Емкость аккумуляторов
Важно, чтобы аккумуляторы машин были одной емкости. Либо АКБ донорского автомобиля была большей емкости, чем у того, который вы собираетесь «прикурить». То есть внедорожник может завести скромную малолитражку. А вот наоборот — нет. У батареи малолитражки просто не хватит мощности, чтобы оживить большой автомобиль. Хотя если подключить провода и подождать подольше, а потом попробовать запустить автомобиль с севшей АКБ, то шанс есть.
Свойства качественных проводов для «прикуривания» автомобиля
Чтобы передать энергию от одной машины к другой нужны качественные пусковые провода:
- длина не менее 3 м;
- жила из меди, а сечение провода не менее 16 мм, чтобы защитить электрику авто от скачка напряжения;
- резиновая оплетка провода, сам кабель крепко сидит в рукоятках «крокодилов»;
- мощные пружины рукояток для прочной фиксации;
- «хваткий» зажим, гарантирующий хороший контакт с клеммой и надежное соединение двух батарей.
Перед тем, как завести двигатель от другого автомобиля: подбор донора и подготовка к процедуре
Все опасения и сомнения относительно прикуривания машины с севшим аккумулятором появились на заре эпохи внедрения электронных «мозгов». Громкое порицание старого приема экстренной помощи связано с неудачными попытками запитки инжекторных авто, когда вся электроника сгорала напрочь. Случалось это от незнания техники подкуривания.
Вполне понятно, что без дыма огня не бывает – необходим донор, связка проводников и твердое знание, как правильно прикурить аккумулятор автомобиля от другого автомобиля. Все начинается с замера разности потенциалов на якобы разряженном АКБ. Все актуальные цифры мы приводили в материале, нормальное напряжение аккумулятора без нагрузки и с ней.
Если выявлены крупные несоответствия, наступает момент голосования со связкой проводов. Необходимо отметить, что на этом, казалось бы, простом этапе, логику никто не отменял. Провода и машина владельца, который согласится прийти на помощь (донор), должны отвечать некоторым требованиям:
- Потенциал донорского аккумулятора должен быть аналогичным или большим, нежели у АКБ проблемной машины (реципиента).
- Сечение проводов – не менее 16 квадратных миллиметров. Это для малолитражек. С ростом литража двигателя квадратура поперечного сечения должна возрастать.
- Крокодилы стартерной проводки надежно цепляются за клеммы обеих аккумуляторных батарей.
- Напряжение бортовой сети у обоих автомобилей соответствует одному номиналу. У легковых машин это 12 В, у грузовых – 24 В.
Наплевательски относиться к перечисленным замечаниям не рекомендуем. Если вздумается запитать АКБ емкостью 100 А*ч от соседней машины с 60-амперным источником питания, то сосед останется курить с вами: батареи будут разряжены у обоих. Тонкие провода не перенесут высокого ампеража, пиковое значение которого наблюдается в момент работы стартера у реципиента. Проводник будет греться, а напряжение на выходе упадет.
Ненадежные крокодилы ставят под сомнение безопасный исход жеста взаимопомощи, поскольку самопроизвольно отлетевший «плюс» с высокой вероятностью замкнет на «массу». Примерно тот же исход, когда на помощь легковушке приходит большегруз: из-за перенапряжения в связке 12-24 В «летит» вся электроника. Впрочем, при дефиците помощников за отдельную просьбу можно приобщить и многотоннажник: попросить во временную аренду один из двух последовательно соединенных аккумуляторов на 12 В.