Черный дым из выхлопной трубы дизеля. Почему дымит дизельный двигатель: причины и способы устранения черного дыма из выхлопной трубы

Черный цвет выхлопа дизеля: главные причины

Дизельный двигатель дымит черным дымом

Одной из наиболее безобидных причин черного дыма является низкое качество дизтоплива (цетановое число горючего) в топливном баке. Цвет выхлопа постепенно нормализуется после немедленного перехода на лучшую солярку.

Дизель на плохом горючем обычно дымит серо-черным выхлопом. Также причиной появления небольшого количества сажи в выхлопе является засорение выпускной системы двигателя. В других случаях наличие черного дыма из выхлопной трубы дизеля указывает на то, что:

  • имеются проблемы в системе подачи топлива или воздуха дизельного двигателя;
  • нарушены условия оптимального сгорания смеси (часто по причине износа ЦПГ);
  • возможны неисправности механизма газораспределения;

К появлению черного выхлопа дизеля часто приводит забитый воздушный фильтр или затрудненный вход воздуха во впускной воздушный тракт, неточности в регулировке зазоров клапанов или сбои в установке фаз газораспределения. Распространенной причиной выступает износ двигателя и низкая компрессия в цилиндрах. Выхлоп дизеля черного цвета также появляется при неисправностях системы корректировки давления наддува, нарушениях в работе ТНВД или форсунок (низкое давление топливного впрыска, изменение формы факела распыла дизтоплива, установлены неподходящие дизельные форсунки).

Низкая компрессия

В списке главных причин того, что дизтопливо сгорает не полностью, выступает падение компрессии в цилиндрах. При низкой компрессии дизельный мотор имеет хорошо различимый черный выхлоп. В дизеле создаваемое давление в конце такта сжатия играет ключевую роль. От температуры сжимаемого воздуха в момент топливного впрыска зависит эффективность самовоспламенения топливно-воздушной смеси. При низкой компрессии температуры для полноценного сгорания будет недостаточно, а проблема наиболее сильно проявляется при отрицательных температурах за бортом. Дизельный двигатель с низкой компрессией зимой часто не заводится.

Компрессометр
Рекомендуем также прочитать статью  о том, как измерить компрессию дизельного или бензинового двигателя своими руками. Из этой статьи вы узнаете об основных нюансах и необходимом оборудовании для измерений давления в цилиндрах в процессе самостоятельного замера компрессии двигателя.

Топливная аппаратура

Дизель также имеет черный дым выхлопа в результате неисправностей ТНВД, негерметичности дизельных форсунок или слишком большого опережения угла впрыска. При большом опережении (ранняя подача горючего) может проявиться сильная детонация, повышенный шум при работе мотора на разных режимах. В списке поломок топливной аппаратуры отмечают износ форсунок и нарушение формы факела распыла, выход из строя регулятора оборотов в топливном насосе высокого давления. Продолжительная езда на топливе низкого качества быстро выводит ТНВД из строя, так как низкосортная солярка не обеспечивает должной смазки насоса.

Турбокомпрессор

Черный выхлоп дизеля может также появиться в результате проблем с турбокомпрессором, который не развивает необходимого наддува для эффективного сгорания смеси. Отсутствие герметичности впускного тракта часто приводит к тому, что из выхлопной трубы дизельного мотора идет черный дым. Такой дым в этом случае можно увидеть в момент перегазовки. На турбодизеле подача топлива при перегазовке увеличивается, но давление наддува происходит с задержкой в результате инерционного вращения турбины. По этой причине в цилиндре имеет место нехватка воздуха для полноценного сгорания топливно-воздушной смеси, в результате чего дизельный двигатель сильно дымит.

Продолжительная езда с ранним углом впрыска или неисправными дизельными форсунками может привести к прогару форкамер или разрушению перемычек. Также вероятно обгорание  и разрушение поршней.

Белый дым – сигнал серьезной проблемы

Если дым из вашего дизеля — это не пар, тогда это точно ОЖ, которая попадает в камеры сгорания. Обычно цилиндр, который был залит охлаждающими смесями, не имеет возможностей работать вхолостую. Поэтому мотор может троить.

«Коммон Рейл»

Здесь тоже наблюдаются проблемы с дымами. Большинство владельцев жалуются на выхлоп черного цвета.

Неполадки в топливной аппаратуре

Как показывает практика ремонта дизельных моторов, основные причины, по которым ДВС работает неправильно и дымит, – это форсунки, а также ТНВД. Среди популярных неисправностей форсунок можно выделить их засор. Из-за топлива низкого качества нарушается факел распыления и форсунка больше не распыляет, а льет дизельное топливо.

Кроме этого, оно может сгорать не полностью по причине неверно установленного угла впрыска. Это особенно вредно для мотора, когда угол чрезмерно ранний. Если длительно эксплуатировать машину с таким ранним углом, то могут выйти из строя элементы цилиндропоршневой группы. В данном случае им приходится работать в условии слишком высоких нагрузок.

Не менее популярная причина, когда идет черный дым из выхлопной трубы дизеля, – неравномерная подача горючей смеси в камеры сгорания из-за изношенных плунжерных пар в топливном насосе высокого давления. По причине поздних углов впрыска мотор будет выпускать клубы черного дыма.

Современные дизельные двигатели оснащены различными электронными системами, которые управляют работой всех узлов, в том числе и топливной системой. Нередко именно электроника провоцирует черный дым из выхлопной трубы дизеля. Это происходит из-за неверных настроек в блоке управления, который формирует команды на чрезмерно большие порции горючей смеси. Еще причина может быть в датчиках.

Копоть и запуск на холодную

Многие владельцы дизельных авто жалуются, что мотор коптит на холодную. Некоторые специалисты утверждают, что проблема в ТНВД. Но это не совсем так. Некоторые уверены, что дым на холодную – это нормально. В цилиндры подается богатая смесь. По этому поводу переживать не стоит.

Повышенная дымность из-за неполадок турбин

Когда турбина по каким-то причинам не нагнетает нужное количество воздуха, при котором топливная смесь могла бы сгорать полностью, появляется черный дым из выхлопной трубы. Турбо-дизели тоже этим страдают. Дым хорошо заметен при перегазовках. Если в турбину попало масло, тогда можно увидеть выхлоп сизого цвета.

Если нарушена герметичность впускного тракта, то по причине подсоса воздуха нарушается соотношение количества топлива и кислорода. Мотор начинает работать с перебоями. Среди причин, по которым возникает подсос воздуха, стоит выделить поврежденные патрубки, повреждения хомутов и их недостаточную затяжку.

Неисправности турбокомпрессора и проблемы с компрессией

Современные дизельные двигатели оснащены турбокомпрессорами, что дало им большое распространение на легковых автомобилях для повседневного пользования. Также это добавило еще одну причину дымящего двигателя.

Это либо попадание повышенного количества масла во впускной тракт из-за износа резиновых уплотнителей, либо турбина по какой-то причине не способна нагнетать необходимое давление. Если в двигателе низкая компрессия, тогда наблюдаются проблемы с запуском двигателя, заметная потеря мощности и появление густого черного дыма под нагрузкой.

Очень редкой причиной, почему дымит дизельный двигатель черным дымом, является переизбыток компрессии. В салоне отчетливо слышен звук работы мотора, шумы детонации топлива. Такой дефект появляется при ошибках во время сборки всего мотора в целом. Сама по себе высокая дымности дизельного двигателя не приводит к поломке мотора.

Но если причиной является неправильно установленный угол впрыска или постепенный выход из строя форсунок, тогда езда на таком автомобиле приведет к разрушению деталей двигателя от повышенной нагрузки. Конечным итогом станет необходимость капитального ремонта либо полной замены агрегата, что является очень дорогостоящей процедурой для дизельных двигателей.

Работа форсунок дизеля

Загрязненность воздушного фильтра

Этот элемент топливной системы относится к категории расходных материалов. Поэтому его нужно вовремя менять в соответствии с инструкцией к машине. Однако если она постоянно эксплуатируется в тяжелых условиях, например, при сильной запыленности, то промежутки между заменой воздушного фильтра нужно сократить. Особенно важно не допускать попадания на него влаги. Если это все же произошло, фильтр нужно тщательно высушить либо поставить новый.

Стандартный воздушный фильтр прямоугольной формы

Периодичность замены воздушного элемента – от 15 до 30 тыс. км. Рекомендуется менять фильтр вместе с маслом, т. е. примерно через 10 тыс. км. Процесс замены можно поручить мастерам на СТО или сделать все самому: это не составляет особого труда. На каждой машине фильтр крепится по-своему: это могут быть болты, винты, пластиковые защелки. Но в большинстве случаев алгоритм действий следующий:

  • поставьте авто на ровную площадку, активируйте ручной тормоз,
    заглушите мотор;
  • откройте капот, найдите месторасположения фильтра и снимите его
    крышку;
  • вытащите воздушный элемент с осторожностью, чтобы накопившаяся пыль и
    мусор не попали внутрь двигателя;
  • впускной патрубок заткните чистой ветошью;
  • с помощью компрессора, а лучше пылесоса удалите пыль из посадочного
    места;
  • уберите ветошь из патрубка и поставьте новый фильтр;
  • верните крышку на место и закрепите ее.

Если нет возможности приобрести новое изделие, можно очистить старое, но это лишь временная мера: фильтр все равно придется покупать.

Белый цвет дыма: причины и последствия


Зимой белый выхлоп из трубы при прогреве мотора — вполне нормальное явление. Это выходит вода, которая является естественным продуктом сгорания горючего. Из-за разницы температур она конденсируется и превращается в пар, который быстро рассеивается.

Читайте также:  Почему аккумулятор на автомобиле быстро разряжается. Что делать если в холод сел аккумулятор?

А вот если дизель дымит белым уже при хорошо прогретом моторе и при плюсовой температуре, это говорит о проблемах системы охлаждения. Скорее всего в блок цилиндров попала охлаждающая жидкость. Большей частью она состоит из воды, которая образует густой пар при сгорании топливно-воздушной смеси. Жидкость проникает в блок из-за разгерметизации самих цилиндров или износа прокладок, отвечающих за герметичность головки блока или впускного коллектора.

Для диагностики неисправностей снимают головку блока и оценивают состояние всех частей системы. Попадание воды в топливно-воздушную смесь усиливает износ всех деталей. Ремонт системы охлаждения обойдется гораздо дешевле, чем капремонт мотора. Поэтому белый дым при работе дизеля “на горячую” лучше не игнорировать.

Читайте также:  Датчик холостого хода Калина: проверка, неисправности, замена

Причины и методы устранения черного дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя

Появление дыма у моторов, работающих на солярке, происходит гораздо чаще, чем у бензиновых силовых агрегатов. Все дело в принципе воспламенения топлива. Для осуществления этого процесса, в дизеле раскаляется воздух до 750-800 градусов и создается давление. В бензиновом моторе воспламенение происходит от свечи зажигания. Плюс солярка требует более высокой температуры для возгорания, чем легкие фракции топлива. Если сравнивать с бензиновым двигателем, то в дизеле смесь образуется за очень короткое время, что приводит к ее неоднородности.

Не стоит забывать: для того, чтобы сжечь 1 л горючего, требуется до 15 л воздуха. Дымление говорит о нарушении функционирования какой-либо системы или сразу нескольких. Тому есть несколько причин.

Типовые причины дымности дизельных ДВС

Если дизельный силовой агрегат коптит густым дымом черного цвета, то это говорит о неполадках, которые зачастую связаны с потреблением горючего. Не стоит игнорировать проблему. Если идет черный дым из выхлопной трубы дизеля, то это обязательно сопровождается значительным расходом топлива, нестабильным поведением мотора во всем диапазоне его оборотов, существенной потерей мощности.

Особенно хорошо эту черноту можно заметить зимой на белом снегу. Нередко дымность повышается при резких ускорениях.

Среди типичных причин можно выделить несколько самых распространенных для дизельных моторов. Так, первая причина связана с форсунками. Они переливают горючее в камеры сгорания. Также дымность повышается из-за неправильной регулировки или неисправности ТНВД, неверной настройки угла опережения впрыска ТНВД. В случае с турбированными двигателями черный дым может говорить о неполадках компрессора. Возможен засор в воздушном фильтре, либо появилась утечка масла из-за негерметичности соединений. Также среди причин можно выделить низкую компрессию, неверно установленный ремень ГРМ или забитый сажевый фильтр. Последний выполняет ту же функцию, что и катализатор на бензиновых авто.

Еще одна причина черного дыма из выхлопной трубы дизеля – это некачественное топливо. Сейчас это часто встречается на многих заправках. Горючее низкого качества не только провоцирует клубы черного дыма, но и представляет серьезную угрозу для двигателя. Именно из-за некачественного топлива выходят из строя важные агрегаты. В основном страдают форсунки, насос высокого давления, фильтры.

Еще среди типовых причин можно выделить забитый интеркулер, неисправный катализатор или ДМРВ.

О недостатке воздуха

Также темные газы из трубы иногда могут быть вызваны недостатком воздуха. Но в этом случае выхлоп будет не черный, а, скорее, серый либо темно-серого цвета. Еще при этом наблюдается понижение мощности.

К этому может привести забитый фильтр подачи воздуха. Это отнюдь не редкий случай, и такое периодически случается с каждым. Уже не 10 и не 100 раз проверено на горьком опыте, что хватит лишь 15 минут в пробке перед КамАЗом, у которого идет черный дым из выхлопной трубы. Дизель горит, а новый фильтр того, кто стоит сзади, теперь можно выбросить на свалку. Но это бывает, если у КамАЗа неправильно отрегулирована топливная система, хотя у кого она отрегулированная.

Также недостаток воздуха можно наблюдать из-за неверной работы EGR и дроссельной заслонки, неверных зазоров в клапанах ГРМ. Также в числе причин могут быть неверно выставленные метки газораспределения, неисправности турбины.

Когда автомобиль оснащен турбиной, и вы наблюдаете черный дым из выхлопной трубы дизель-турбо, то стоит проверять наддув. Скорее всего, дело именно в нем. Также стоит поискать трещины на патрубках топливной или воздушной системы.

черный дым из выхлопной трубы дизель киа соренто
Один из автовладельцев заливал в машину очистку для топливной системы. Поездив немного, на высоких оборотах при езде в гору машина пыхнула черным дымом. Но немного попыхтев, дым пропал и с тех пор больше не появлялся. При этом все вышеописанные причины он проверил. Он считает, что помогла присадка. Больше машина не дымила. Так что, возможно, причиной дыма в этом случае может быть просто сажа из топливной системы, особенно если дизель укомплектован нейтрализатором. Иногда фильтр нужно время от времени очищать.

О чем говорит белый и сизый цвет выхлопных газов?

сизый цвет дыма двигателя

Если дизельный двигатель дымит сизым дымом, в цилиндрах вместе с топливом сгорает моторное масло. Причины попадания масла в камеру сгорания:

  • неисправность турбонагнетателя. Масло попадает во впускной тракт через уплотнение вала турбины;

В редких случаях сизый дым связан с выгоранием масла из выхлопной трубы, куда оно попадает через уплотнение вала турбины в ее «горячей» части.

  • износ маслосъемных колец. Поршневые кольца необходимы для снятия излишка масляной пленки со стенок цилиндров. Если кольца не справляются со своей задачей, оставшееся на стенках масло сгорает вместе с топливовоздушной смесью;
  • износ сальников клапанов. Уплотнители призваны герметизировать полость ГБЦ от камеры сгорания. Со временем из-за частого перепада температур резиновые уплотнения задубевают и начинают пропускать масло в камеру сгорания. Чаще всего в таком случае дым с сизым оттенком появляется после простоя автомобиля и исчезает спустя несколько минут после запуска двигателя;
  • повышенное давление картерных газов. Причина либо в износе цилиндропоршневой группы, либо в неправильной работе системы вентиляции картерных газов. Избыточное давление в картерном пространстве препятствует нормальной работе маслосъемных колец и сливу масла с турбины.

Дизель дымит белым дымом в случае сгорания в цилиндрах антифриза. Пути его попадания в камеру сгорания:

  • зона соприкосновения ГБЦ и блока цилиндров. Причина может быть в коррозии головки блока цилиндров или неплотно прилегающей к плоскостям прокладке. Попадание антифриза в цилиндры может быть вызвано деформацией привалочных плоскостей ГБЦ/БЦ (часто встречается вследствие перегрева двигателя), установкой некачественной прокладкой либо несоблюдением правил монтажа головки блока;
  • трещина ГБЦ или гильзы цилиндра.

Видео :Причина дымления дизеля на холодную о которой многие не знают, Ford Connect 1.8d, HCPA

Синий дым и поздний впрыск

Нередко можно видеть и синий дым из трубы. Причина — в позднем впрыске. Считается, что это не страшно и не вредит двигателю. Зачастую это связано с сильным износом ТНВД.

Бензиновый двигатель

Чтобы причиной излишнего обогащения смеси стал забитый воздушный фильтр, нужно очень сильно постараться. На старых, карбюраторных моторах такое еще могло случиться. В современных двигателях составом смеси управляет электронная система. При снижении количества воздуха она уменьшит подачу топлива. Автомобиль будет плохо ехать, но дымить при этом не должен. Если фильтр загрязнен так, что уже не хватает диапазона регулировки, автомобиль скорее встанет, прежде чем задымит.
А вот неисправность электронных компонентов системы управления, поломка или загрязнение ее механических составляющих вполне может стать причиной черного дыма.
К работе форсунок более чувствительны бензиновые моторы с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Там эффективность сгорания напрямую зависит от качества распыления топлива. Двигатели, где впрыск происходит в коллектор, вряд ли будут сильно дымить из-за загрязнения форсунок. Скорее потеряют тягу, начнут подергиваться в движении, будут неустойчиво держать холостые обороты.
А вот сбои в работе системы зажигания – частая причина неполного сгорания топлива и появления черного дыма. Причиной пропусков зажигания может быть неисправность свечей, проводов или катушки. Позднее или раннее зажигание вызывают сбои в работе системы управления двигателем.
Калильное зажигание, когда воспламенение происходит не от искры, а от разогретых деталей в камере сгорания тоже может быть причиной появления темного дыма. Это неприятный процесс, который может достаточно быстро вывести мотор из строя.

Читайте также:  Покупка авто в салоне – особенности. Купил новый автомобиль в салоне, а он сломался через 15 дней (ситуация № 3)

Какие неполадки в автомобиле приводят к появлению черного выхлопа

ДВС на бензине и солярке имеют принципиальное отличие. Топливовоздушная смесь бензиновой группы моторов воспламеняется в цилиндрах от электрического разряда, а солярка – от раскаленного до 800 градусов воздуха. Отсюда и разные «болячки», хотя симптом один – шлейф сажи за трубой глушителя.

Разберемся в неисправностях дизельных моторов, ведущих к интенсивному выбросу несгоревших углеводородов.

Неисправен турбокомпрессор

Автомобильный турбокомпрессор призван создавать необходимый наддув для сгорания дизтоплива без остатка. Однако этого не происходит по ряду причин:

  • не хватает масла, и его давление критически низкое – 1,2 кгс/см2: ищите протечку или пережим масляных шлангов;
  • моторная смазка грязная: вы не поменяли вовремя фильтр;
  • внутрь турбокомпрессора попал сторонний предмет и повредил лопатки компрессорного колеса.

Почему дымит дизель

Почему дымит дизель

Вы почувствуете, что пропала тяга, снизилась разгонная динамика, и с выхлопной трубы на дизельном двигателе валит черный дым. Демонтировать узел можно самостоятельно, купив готовый ремкомплект.

Проблемы с ТНВД

Кроме активного выделения хлопьев сажи из глушителя, неполадки топливного насоса высокого давления проявляются в затрудненном запуске мотора. При этом вы заметите течь дизтоплива из насоса, посторонние шумы в узле. И в итоге станете частым клиентом АЗС.

Неисправный ТНВД неравномерно подает горючее в камеры сгорания, из-за чего нарушается соотношение дизтопливо-воздух. Мотор работает с перебоями, особенно на низких оборотах. Предотвратить поломку агрегата легче, чем ремонтировать, поэтому чаще проводите технический осмотр автомобиля.

Низкая компрессия

Дизельные двигатели характеризуются понятиями компрессия и степень сжатия топливовоздушной смеси. Поршень в цилиндре, перемещаясь из нижней мертвой точки (НМТ) в верхнюю (ВМТ), создает определенное давление. Эту величину, измеряемую кг/см2, называют компрессией.

Чем выше компрессия, тем лучше воспламенится топливо в камере сгорания. Для дизелей нормальным считается давление 20-32 (в идеале – 40) кг/см2: тогда мотор заведется при 25-35 °С ниже нуля.

Когда изнашиваются клапаны, маслосъемные кольца, прокладка блока цилиндров, герметичность силового агрегата нарушается, давление (компрессия) падает. Первым сигналом будет черный «хвост» за машиной.

Забился воздушный фильтр

К воздушным фильтрам (ВФ) дизельных моторов предъявляют строгие требования: от фильтрующих элементов зависит обогащение топлива кислородом.

Фильтры могут быть ремонтопригодными и необслуживаемыми. В первом случае:

  1. Демонтируйте деталь.
  2. Снимите крышку и разберите ВФ.
  3. Продуйте воздухом фильтроэлемет.
  4. Промойте горячей водой и просушите корпусную часть.
  5. Последовательно соберите все на место.

Интенсивный черный дым

Интенсивный черный дым

Необслуживаемый расходник замените в сборе.

Забились форсунки

Топливная аппаратура машин на солярке – высокоточный инструмент, который часто становится причиной того, что черный дым из выхлопной дизельной трубы валит при нагрузке. Рабочий ресурс форсунок составляет 150 тысяч км, хотя есть свидетельства службы деталей 200 и 300 тыс. на спидометре.

Но картину портят некачественная солярка и не вовремя замененный топливный фильтр. Сеточка форсунок забивается отложениями, после чего начинается неправильная дозировка топлива. Дело поправить несложно: очистите деталь от грязи самостоятельно или в сервисе.

Некачественное топливо

Заметив черный дым из выхлопной дизельной трубы, первым делом поменяйте АЗС. Некачественная солярка – традиционный бич российских автомобилистов. Половина всех ремонтов дизельных силовых агрегатов связана с плохим горючим.

Обращайте внимание на цетановое число дизтоплива: в норме оно составляет 40-55 единиц (евростандарт – 48 ед.). От показателя цетана зависит, насколько быстро воспламенится горючее, и будете ли вы помехой другим водителям из-за повышенной дымности авто.

Недостаток воздуха

Если в цилиндры поступает мало кислорода, это часто связано с поломкой турбокомпрессора, грязными ВФ. Нарушенное соотношение воздуха с дизтопливом просигнализирует выбросами несгоревших углеводородов.

Разрегулирована топливная система

Правильно настроенная топливная аппаратура (ТА) снабжает цилиндры горючем через форсунки в строго определенное время, когда поршень стремится в ВМТ.

Когда нарушается регулировка момента подачи, происходит преждевременный впрыск дизтоплива. Мотор работает жестко. При поздней подаче солярка догорает уже на фазе расширения (поршень идет к НМТ), и, конечно, с образованием черного дыма. В многоцилиндровых двигателях («Киа Соренто») моменты начала и продолжительность впрыска, а также количество топлива должны быть одинаковыми.

Валит черный дым из выхлопной трубы

Валит черный дым из выхлопной трубы

Регулируют проблемы на специальных стендах.

Механические нарушения

Подобные повреждения автомобиль получает на бездорожье и разбитых трассах. В результате ударов и сотрясений двигатель разгерметизируется: в него попадает охлаждающая жидкость либо происходит подсос воздуха. Дымный шлейф за кормой обеспечен.

Неправильная регулировка подачи топлива

Некорректная работа ТА бывает вызвана множеством причин: список исчисляется не одним десятком. Цветовая палитра выбросов включает белый, сизый, голубой дымок.

Что касается черного цвета дымов, то здесь «виновники»:

  • забитый грязью воздушный фильтр;
  • нарушенная работа ГРМ;
  • неисправный турбокомпрессор.

Однако, прежде всего, нужно проверить функционал ТНВД.

Поздний впрыск топлива

На позднее зажигание машина реагирует «чиханием» даже на прогретом моторе, а из выхлопной трубы у дизеля идет черный дым: топливо сгорает неполностью. Кроме того, падает мощность силовой установки, солярки расходуется непомерно много.

«Лечение»: отрегулируйте УОЗ (угол опережения зажигания).

Непроходимость обратного топливопровода

Обратку в высокопроизводительной топливной аппаратуре дизелей правильнее называть «возвраткой». Линии возврата (дренажные трубки, трубопроводы отвода топлива) удаляют «управляющую дозу» и протечки в распылителе, попутно подогревая горючее.

Засоренные магистрали обратки (здесь проверьте топливный фильтр) оставят за глушителем заметный след. А чтобы держать обратный топливопровод в чистоте, механически удаляйте грязные отложения с сеточек форсунок.

Неправильная регулировка клапанов

Впускные и выпускные клапаны двигателей на цилиндрах, поочередно открываясь, помогают поступлению в камеры сгорания топливной смеси и выводу отработавших газов. Зазор между клапаном и направляющей втулкой должен быть 0,3 мм, но нередко составляет 1 мм (увеличенный) или 0,13-0,18 мм (уменьшенный). Говоря о регулировке клапанов, подразумевают величину теплового зазора.

Одна из неприятностей разрегулированных клапанов – падение компрессии, которое сопровождается задымленностью.

Другие причины

Среди прочих причин появления черного дыма за дизельным автомобилем можно назвать систему ЕГР (EGR), а точнее – клапан единой газовой рециркуляции. При повреждении компонента оксиды азота интенсивно выбрасываются из глушителя, отравляя окружающую среду.

Неполадки в двигателе

Неполадки в двигателе

Также следите за поршневыми кольцами. Элементы предотвращают протечку моторного масла внутрь цилиндров: сгорая, смазка образует черные облака. Нагары в камерах сгорания старых двигателей – еще одна причина, по которой придется покопаться в моторе.

Читайте также: Как правильно снять аккумулятор с машины, как ставить АКБ. Последовательность действий

Что делать и как устранить чёрный дым из выхлопной трубы

Многие владельцы автомобилей, желающие сэкономить, пытаются произвести устранение неисправности своими руками. Это разумно лишь в случае, когда человек знаком с принципиальным устройством основных модулей автомобиля и имеет определенные навыки в коррекции их работоспособности. Если проигнорировать это правило, «мастер» может сделать только хуже.

Чтобы сохранить работоспособность своего автомобиля нужно соблюдать основные правила ухода за ним, а не пытаться устранять появившиеся неисправности своими руками:

Читайте также:  Starline a93 как настроить время автозапуска

  1. Если есть сомнения в качестве топлива на конкретной заправке, надо сменить АЗС.
  2. Регулярно производить замену топливного фильтра, особенно при наличии сомнений в качестве используемого горючего.
  3. Для очистки инжекторов можно прочистить электронику, используя некоторое время бензин с очищающими добавками.
  4. Своевременно производить замену воздушного фильтра. Этот клапан предупредит попадание грязных частиц в выхлопную трубу.
  5. Контролировать состояние и выверять работоспособность форсунок и карбюратора.
  6. Сравнивать имеющееся давление в цилиндрах мотора с заявленным номинальным.
  7. В дизельных автомобилях регулярно проверяйте состояние сажевого фильтра.

Ещё раз повторю: водителю стоит обратиться на станцию технического обслуживания, для диагностики и устранения сбоя с работоспособностью транспортного средства.

Если регулярно образуется густой черный дым из выхлопной трубы, ситуация указывает на наличие неисправностей. Проблемы — разные, в зависимости от типа двигателя. Внимательно стоит всматриваться в цвет выхлопа, появляющегося после запуска мотора, он – важнейший маркер.

Иногда возникновение чёрного дыма – это своеобразная реакция двигателя на использования некачественного горючего. Чтобы суметь разобраться с причинами и эффективно устранить проблему, нужно углубленно изучить устройство отдельных модулей. Производить их ремонт своими руками – не всегда оправдано. Неопытный автовладелец может причинить вред деталям и своему кошельку.

Читайте также:  Сколько можно допустить ошибок при сдаче экзамена пдд 2021. Основные ошибки при сдаче практического экзамена в ГИБДД

В случае поломки недешёвой детали автомобиля, лучше посетить проверенную СТО. Поэтому правильно эксплуатируйте автомобиль, следите за состоянием деталей, вовремя их меняйте и у вас не будет никаких вопросов с чёрным выхлопом.

Сколько раз прочитали статью: 2 469

Сделай репост и информация будет всегда под рукой ✅


Присадки против дымности – панацея или бесполезные траты?

Различные бренды автохимии предлагают специальные присадки для уменьшения расхода масла. Они формируют на трущихся деталях двигателя пленку, которая защищает их от износа и заполняет уже имеющиеся микротрещины. Использование присадок заменяет раскоксовку поршневых колец, очищая их от грязи. Все это обещают производители, но так ли это на самом деле?

На автофорумах можно встретить противоречивые мнения о противодымных присадках. Некоторые автомеханики отмечают, что применение таких средств затрудняет капремонт двигателя. Детали мотора покрываются масляным слоем, который очень сложно отмыть до конца. Отдельные детали, которые можно было просто почистить, приходится заменять, соответственно, ремонт обходится дороже.

Присадка лишь немного продлевает жизнь мотора до постановки на ремонт, но не гарантирует его безотказную работу.

На дорогах часто можно встретить автомобили, дымящие черной копотью. Обычно коптят тяжелые грузовики. Но нередко этому подвержены и легковые автомобили, оснащенные дизельным мотором. Черный дым из выхлопной трубы дизеля владельцу ничего хорошего не сулит. Но если среагировать вовремя, можно уберечь мотор от тяжелых последствий. Давайте узнаем, в чем причины копоти из трубы и как устранить дефекты. К появлению дыма следует относиться внимательно, а неисправности должны устраняться вовремя, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.

Проверка работоспособности форсунок

Если одна из них забита, мотор будет
«троить»: вычислить виновницу несложно. Нужно запустить двигатель и поочередно
отключать каждую форсунку. Изменение звука работающего мотора говорит о
нормальном состоянии детали. При отсутствии реакции со стороны силового
агрегата можно считать, что проблемная запчасть найдена. Но если форсунка
переливает, то для ее поиска понадобится более сложная процедура. Перед
тестированием приготовьте одноразовый шприц на 20 мл и прозрачную трубку от
капельницы.

Далее:

  • из шприца извлеките поршень;
  • запустите мотор и подсоедините шприц к «обратке» форсунки, т. е.
    вставьте трубку в горлышко мединструмента;
  • пару минут держите шприц, пока в него не наберется дизтопливо (если
    наберется);
  • повторите операцию для всех форсунок.

Пустой шприц или 4-5 мл солярки в нем свидетельствует об исправности детали. Наличие внутри 10-15 мл – признак ее частичной работоспособности (возможен ремонт, чистка). Объем в шприце 20 мл топлива указывает на необходимость замены форсунки. Точный объем дизельного топлива, которое она должна сбрасывать обратно, должен быть указано в инструкции к автомобилю.

Схематичное изображение форсунок

Образование сажи и последствия

Когда черный дым выхлопа дизеля появляется в результате сбоев в работе топливного насоса высокого давления, дизельных форсунок, а также при отсутствии оптимального угла опережения впрыска проявляется усиленное образование сажи. От избыточного ее количества страдает сажевый фильтр дизеля. Сажа также проникает в моторное масло и быстро загрязняет мотор. Происходит нарушение теплового обмена, поршневые кольца быстро закоксовываются, забиваются фильтры.

Закупорка масляных каналов ДВС приводит к снижению давления в системе смазки и повышенному износу деталей двигателя. Нарушенный тепловой режим может стать причиной прогара как поршней (ЦПГ), так и клапанов (ГРМ). Избытки несгоревшего топлива через такие прогары попадают в моторное масло. Горючее в масле немедленно снижает его вязкость, смазка становится неэффективной, противоизносные свойства присадок в моторном масле теряются.

Под удар попадают детали цилиндро-поршневой группы. Первыми страдают стенки цилиндров, так как солярка вымывает масло, в результате чего на зеркале цилиндра появляются задиры. Износ остальных деталей двигателя также сильно увеличивается. Эксплуатировать дизель с указанной неисправностью проблемно, а дальнейшая езда быстро выведет ДВС из строя окончательно, потребуется капитальный ремонт дизельного двигателя.

Может ли дымность считаться нормой?

На автомобилях с вырезанным сажевым фильтром небольшое количество черного дыма под нагрузкой может считаться нормой. Не стоит беспокоиться, если при резкой перегазовке из выхлопной кратковременно вылетает черное облако, а после удержания оборотов на определенном уровне выхлоп опять становится прозрачным. Небольшое переобогащение смеси для резкого поднятия оборотов считается нормальным. Особенно если речь идет о дизельном ДВС с пробегом за 200-300 тыс.км.

Редкий случай

Иногда даже долгая диагностика не позволяет выявить причину черного дыма от дизельного мотора. В этом случае стоит осмотреть механизм зажигания. Некоторые модели моторов оснащаются клапаном, который регулирует работу блока зажигания. Момент работы такого блока регулируется при помощи болта на корпусе. Такие блоки построены на электромагнитном принципе регулировки.

Проверить работоспособность таких установок можно по звуку (исправный датчик начнет трещать), либо отключить его от системы. Если эта манипуляции наладила работу двигателя и пропала дымности это указание к замене элемента.

ТНВД

Как известно, черный дизель говорит о переобогащенной топливной смеси. Такая смесь подается в цилиндры из-за неверной регулировки подачи топлива на ТНВД, при изношенных форсунках, а также из-за изношенного регулятора оборотов в насосе.

белый выхлоп
Любой насос высокого давления имеет специальный винт, при помощи которого можно отрегулировать количество подачи топлива. Более тонкая настройка выполняется водителем при нажатии на газ. Когда винт завинчивают, увеличивают подачу горючего. Вместе с этим растут и холостые обороты. Однако большой холостой ход можно выровнять соответствующим винтом регулировки. При этом вырастет мощность мотора. Но также появится и черный дым. Если завернуть винт грубой настройки больше, чем нужно, то мотор не будет сбрасывать обороты, а из выхлопной трубы дизеля повалит черный дым.

При эксплуатации автомобиля ТНВД изнашивается. Внутри насоса все детали испытывают трение, при этом хороших смазок там попросту нет. В роли смазывающего вещества выступает дизельное топливо, а отечественная солярка смазывающих свойств практически не имеет. Если резко надавить на газ, то внутри ТНВД двигается рычаг, увеличивающий подачу смеси. Этот рычаг упирается на специальную опору. Ее положение задается всережимным регулятором оборотов. Поэтому быстро поднять количество топлива не выйдет. Водитель нажатием на газ только высказывает пожелание, а за рост оборотов отвечает регулятор. Как резко поднимутся обороты, зависит от того, насколько этот регулятор изношен.

При минимальном износе при резком трогании будет еле-еле заметен серый дым. При сильном износе двигатель выдаст клуб густого черного дыма.

Если из выхлопной трубы идет синий (сизый) дым

Причин этому явлению несколько:
неправильное формирование топливного факела, «некомфортные» условия для
воспламенения горючего. Причины сизого дыма из выхлопной трубы дизеля могут
быть связаны с маслом. При попадании его в солярку, вязкость резко падает. Это
приводит к неспособности смазочного материала противостоять трению. Выявить
проблему голубого дыма несложно, для этого нужно вытащить щуп. Если масло с
него капает и ощущается запах топлива, диагностика и ремонт двигателя
необходимы. Попадание масла в камеру сгорания может происходить несколькими
путями:

  • через изношенные маслосъемные кольца при их залегании либо износе;
  • через плохие сальники подшипников турбокомпрессора;
  • из воздухофильтра, если вентиляция картера не работает (забита).

Синий дым из выхлопной трубы дизельного
двигателя может появиться при малоэффективной струе топлива, когда солярка не
сгорает до конца и выходит из глушителя. Она и придает дыму сизый оттенок. Но
здесь есть другая опасность: смесь начинает сгорать на днище поршня, а не в
камере, в итоге деталь испытывает огромные нагрузки, что ведет к задирам на
стенках цилиндров. Дизельный двигатель дымит синим дымом и при плохом
воспламенении топлива, что связано с износом элементов ЦПГ, низкой компрессией,
неисправностью свечей накаливания. Кроме последнего случая, выход один –
капитальный ремонт силовой установки.

Синий дым из двигателя

Published by Евгений Харитонов