Рабочая температура охлаждающей жидкости на прогретом двигателе. Правильная рабочая температура двигателя

Какова нормальная температура охлаждающей жидкости прогретого двигателя

Нормальная температура охлаждающей жидкости

Как правило, различные серьезные сбои и отклонения в работе системы охлаждения немедленно фиксируются водителем. Если двигатель не прогревается, тогда в зимний период плохо работает печка, понижается комфорт эксплуатации ТС.

Если же возникает перегрев мотора, это можно определить по указателю температуры на приборной панели, на многих авто срабатывает аварийный звуковой сигнал, из-под капота может просто пойти пар и т.д.

В подобных ситуациях проблема очевидна, неполадки легче локализовать и устранить. Однако более сложной ситуацией является такая, когда двигатель прогревается, но не до конца, также ДВС может перегреваться, но только частично. Достаточно часто водители отмечают и значительные колебания температуры ОЖ без видимых причин.

Так или иначе, но данную проблему нужно устранять, так как поломки в системе охлаждения имеют свойство прогрессировать, причем достаточно быстро. Ресурса двигателю такие отклонения от нормы, даже незначительные, тоже не добавляют.

Прежде всего, нужно понимать, что для большинства двигателей оптимальным температурным диапазоном применительно к прогретому мотору (когда двигатель полностью вышел на рабочую температуру) является отметка от 80-и до 90 градусов по Цельсию. Это и есть нормальная температура охлаждающей жидкости на прогретом моторе.

Также отметим, что рабочей жидкостью в системе охлаждения является тосол или антифриз (только вода на современных и других авто уже давно не используется). Указанный тосол/антифриз представляет собой смесь концентрата и дистиллированной воды. Антифризы обладают антикоррозийными, а также смазывающими свойствами.

Смесь концентрата и воды обычно замерзает при температурах около -40 и ниже (в зависимости от пропорций), а кипение происходит при нагреве от 108 градусов по Цельсию. При этом на большинстве автомобилей датчик температуры покажет перегрев тогда, когда температура ОЖ будет достигать около 100 градусов по Цельсию.

В этом случае двигатель нужно глушить, так как дальнейший нагрев приведет к закипанию жидкости в системе охлаждения. Кипение ОЖ может стать причиной сильного перегрева двигателя, в результате чего мотору может потребоваться сложный и дорогой ремонт. Также существует риск заклинивания силового агрегата, деформации привалочных плоскостей БЦ и ГБЦ, появления трещин в блоке или головке и т.д.

Еще, как уже было сказано выше, двигатель может не выходить на рабочую температуру, то есть все время оставаться холодным или недостаточно прогреваться. Последствия не так страшны, как перегрев, но неисправность все равно нужно устранять. Чтобы разобраться с возможными причинами, следует уделить внимание особенностям работы системы охлаждения и контролю за температурой.

Как система охлаждения удерживает температуру в заданных пределах

Устройство системы охлаждения ДВС

Начнем с того, что после запуска холодного двигателя помпа (водяной насос) принудительно заставляет ОЖ циркулировать по каналам системы охлаждения. При этом каналы можно разделить на большой и малый круг.

Малый круг ‑ циркуляция происходит внутри блока цилиндров и ГБЦ. Большой круг — жидкость попадает в радиатор охлаждения. За открытие большого круга  отвечает термостат, который на холодном ДВС полностью закрыт. По мере нагрева жидкости термостат начинает открываться, после чего тосол или антифриз попадает в большой круг.

К тому моменту, когда жидкость прогреется до 80-90 градусов, термостат будет полностью открыт и жидкость начнет циркулировать только по большому кругу. После того, как температура понизится, термостат частично или полностью закроется. В двух словах, это и есть схема регулирования рабочей температуры двигателя и ОЖ.

Параллельно на двигателе установлен датчик контроля температуры охлаждающей жидкости. Этот датчик, при необходимости, задействует воздушное охлаждение, посылая сигнал на включение вентилятора.

Что касается свойств ОЖ, кипение в условиях атмосферного давления начинается при 108-110 градусах. Однако перед началом кипения в системе начинают образовываться паровые пробки, которые нарушают работу системы охлаждения ДВС. В результате может произойти перегрев мотора.

Антифриз тосол свойства особенности
Рекомендуем также прочитать статью о том, что нужно знать об охлаждающей жидкости, которая используется в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Из этой статьи вы узнаете о свойствах, составе и особенностях ОЖ, различных типах жидкостей, особенностях их смешивания и т.д.

Чтобы минимизировать риски, в систему интегрирован расширительный бачок, который также имеет специальные клапаны. Если давление в системе растет выше заданных пределов, тогда открывается выпускной клапан. Так удается избавиться от активного образования пара.

Еще после нагрева (во время остывания двигателя) объем ОЖ также уменьшается, в системе образуется разрежение. В этом случае открывается впускной клапан, чтобы уравнять разницу давлений.

Важно понимать, что поломка выпускного клапана приведет к тому, что температурный порог кипения ОЖ в системе будет снижен. Если клапан полностью заклинит, тогда избыточное давление может стать причиной разрыва патрубков и повреждений радиатора, течей антифриза и т.д.

При какой температуре стоит начать движение

Рабочая температура двигателя составляет 80 −90 градусов зимой. При положительной температуре окружающей среды, можно начинать движение при температуре 70 — 80 градусов. Так как летом двигатель не подвергается внешнему охлаждению, его работоспособность увеличивается, и поэтому до начала движения не стоит его прогревать до высоких температур.

Чем опасна высокая температура

Повышенная температура в двигателе приводит к кипению и испарению тосола. После выхода жидкости из системы, температура резко вырастает, что приводит к перегреву и деформации двигателя, детали ДВС начинают расширяться и изменяться. В конечном итоге происходит заклинивание двигателя, что чревато выходом его из строя. В таком случае двигатель сложно оживить и стоить это будет дорого.

Допустимая температура в автомобиле зависит от свойств охлаждающей жидкости. При заливании воды, предельная температура 100 градусов. Тосол выдерживает в районе 110 — 140 градусов по Цельсию, следовательно, эксплуатация разрешена не более чем при 110 градусах.

Стрелка температуры прыгает при рабочем термостате и ДТОЖ

В некоторых случаях бывает так, что исправным оказывается термостат, а также датчик температуры и проводка. При этом стрелка температуры скачет произвольно, завышая или занижая показания, в произвольном диапазоне.

Часто проблема заключатся в электронной плате щитка приборов. Если пайка такой платы оказывается низкого качества, спустя несколько лет возникают проблемы. Устранить неисправность можно путем разбора щитка и перепайкой. В рамках таких работ следует отдельное внимание уделить резисторам и выходной массе. Если планируется выполнять работы своими руками, нужно иметь паяльник небольшой мощности с тонким стержнем.

Еще отметим, что стрелка при других исправных элементах как по механической, так и электрической части, может прыгать в том случае, если система охлаждения двигателя завоздушилась. Другими словами, воздух в системе охлаждения образует воздушную пробку. Такая пробка намного быстрее и сильнее нагревается, чем тосол или антифриз.

В результате датчик реагирует на изменение температуры, стрелка указателя хаотично меняет положение. При этом на воздух в системе косвенно указывает то, что жидкость подтекает из-под крышки расширительного бачка, может быть заметно снижение уровня в бачке и т.д.

Причины того, что двигатель не прогревается до рабочей температуры

Неполный прогрев двигателя так же нежелателен, как и его перегрев. Если топливо соприкасается с холодными стенками цилиндров, оно конденсируется и попадает в картер, разжижая находящееся там масло. Это ведет к интенсивному износу как ЦПГ, так и других пар трения: шейки коленчатого вала, вкладышей, постели распредвала, промежуточного и балансирного валов и пр.

Кроме того, при непрогретом силовом агрегате (особенно зимой) во время поездок на короткие расстояния масляные присадки практически не вступают в работу и не выполняют свои функции.


При слишком низкой температуре двигателя масло более густое и хуже проникает к деталям, вызывая их износ, повышенный расход топлива, падение мощности силовой установки.


Возможными причинами слишком низкой рабочей температуры двигателя могут стать:

  • Зависание клапана термостата в отрытом положении
  • Частые поездки на короткие расстояния
  • Более «холодные», чем предписаны производителем, термостат или датчик температуры

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:

  • перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
  • охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
  • протечка антифриза из-под корпуса детали;
  • вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.

Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:

  1. Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
  3. Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.
Читайте также:  Потеют стекла в автомобиле: причины и способы устранения. Потеют стёкла, что делать? Средства борьбы и причины запотевания стёкол.

На холостом ходу

Часто можно наблюдать картину, когда мотор перегревается еще на холостом ходу. Часто такой прыжок температуры сопровождается закипанием тосола. В этом случае стоит проверить радиатор и вентилятор. Все это можно просто объяснить. Холостой ход двигателя – это работа без нагрузки. Машина не едет, и потока воздуха нет. Радиатор не охлаждается. Отсюда и повышение температуры.

Чем опасен перегрев?

Если сильно греется двигатель, то это может привести в итоге к ужаснейшим для автовладельца последствиям. Перегрев приводит к повышенному износу деталей и узлов.

Если мотор недолго работал при высоких температурах, тогда бояться нечего. За 5 минут с ним ничего не случится. Причины этого – различные неисправности с вентилятором или неправильная работа термостата. Если вовремя остановить машину, то максимум последствий – это оплавление поршней. Для новой машины кратковременный перегрев и вовсе не страшен.

Если рабочая температура двигателя превышает норму около 20 минут и больше, тогда есть серьезные риски деформации ГБЦ, прогорания прокладок. Также могут прийти в негодность межкольцевые перегородки.

диагностика двигателя

Если двигатель основательно перегрелся – это настоящая катастрофа. Подобное приводит к повреждению каждой детали, каждого узла. Мотор даже мог бы взорваться, если бы узлы были немного надежнее. При сильном перегреве поршневая группа обязательно расплавится, а жидкий металл попадет на цилиндры. Это сделает ход поршней значительно жестче, а значит, приведет к большему износу. Также часто диагностика двигателя после перегрева позволяет выявить неизбежные проблемы в работе смазочной системы. Перегретое масло не будет иметь своих изначальных свойств, а трущиеся пары разрушат сами себя. Поршни могут пробить ГБЦ, а коленчатый вал часто ломается на две части.

Отклонения от нормы температурных режимов силовых агрегатов

Показания температуры внутри двигателя можно увидеть на приборе, расположенном в салоне любого современного автомобиля.

датчик температуры двигателя

К чему приводит превышение нормы рабочей температуры в двигателе? При сверхвысоких температурах технологические тепловые зазоры металлических элементов нарушаются. Это вызывает следующие негативные изменения в работе силового агрегата:

  • ускоренный износ рабочих узлов и деталей;
  • деформации и поломки механизмов;
  • уменьшение мощности двигателя;
  • возникновение детонации;
  • несанкционированное воспламенение горючего.

Что означает понятие – низкая температура двигателя? Если в процессе движения автомобиля стрелка прибора находится ниже рекомендуемого уровня температурного режима, имеются веские основания для тревоги. Непрогретая топливовоздушная смесь конденсируется и оседает на стенках цилиндров. При попадании конденсата в масляный поддон происходит разжижение моторного масла. Технических свойства и характеристики смазочного материала резко ухудшаются. При длительной работе в низком тепловом режиме узлы и детали силового агрегата быстро изнашиваются и приходят в негодность.

Краткое описание принципа действия системы охлаждения

В данную систему входят следующие рабочие элементы:

  1. Расширительная емкость.
  2. Радиатор охлаждения.
  3. Патрубки верхний и нижний.
  4. Рубашки охлаждения блока цилиндров.
  5. Соединительные шланги.
  6. Насос ОЖ.
  7. Термостат.
  8. Радиатор отопителя салона.
  9. Охлаждающая жидкость.

Схема работы системы охлаждения силового агрегата:

Читайте также…  Двигатель ЯМЗ 236 — Технические характеристики и регулировка

схема охлаждения двигателя

Как видно из схемы, в охлаждающей системе происходят следующие процессы:

  • Охлаждающая жидкость под воздействием насоса в принудительном порядке проходит по шлангам, трубкам и прочим магистралям.
  • Она эффективно омывает каждый цилиндр ДВС.
  • Цилиндры, в частности камеры сгорания, являются источниками основного тепла, выделяемого силовым агрегатом.
  • Вокруг каждого цилиндра расположены специальные технологические полости под названием «рубашки охлаждения».
  • Рубашки охлаждения сообщаются между собой посредством подготовленных каналов. Через данные полости охлаждающая жидкость циркулирует в постоянном режиме.
  • Благодаря движению ОЖ, тепловая энергия отводится от двигателя внутреннего сгорания в радиатор через верхний патрубок.
  • Проходя сквозь лабиринты тонких трубок радиатора, жидкость охлаждается при помощи естественного обдува или воздушных потоков, создаваемых вентилятором.
  • Далее ОЖ продолжает круговое движение через нижний патрубок охлаждающего радиатора.

Оптимальная рабочая температура для инжекторного, карбюраторного и дизельного двигателя

Какая температура двигателя

Все водители знают, что рабочая температура карбюраторного и инжекторного двигателя составляет порядка 90 градусов Цельсия. Для дизельного мотора эта величина может варьироваться от 80 до 90 градусов Цельсия.

После запуска двигателя и в процессе дальнейшей эксплуатации автомобиля очень важно все время контролировать рабочую температуру двигателя по датчику. Водитель должен знать, что в процессе работы мотора она должна находиться на строго заданном уровне и не иметь отклонений. Любые отклонения от нормы могут рассказать вам о неисправности какой-либо системы (в основном, охлаждения).

Классификация

При работе мотора необходимо обеспечить отвод от 25 до 35% выделяемого тепла. Для его эффективного поглощения (отвода) чаще всего используют воду, воздух или специальную жидкость (тосол, антифриз). Материал теплоносителя определяет способ охлаждения силового агрегата.

Различают системы:

  1. Принудительного воздушного охлаждения.
  2. Жидкостного охлаждения с замкнутым циклом.

Сгорание рабочей смеси в двигателях с искровым зажиганием

О протекании процесса сгорания можно судить по индикаторным диаграммам, показывающим графически изменение давления Р в цилиндре в зависимости от угла ф поворота коленчатого вала. Площадь индикаторной диаграммы пропорциональна работе, совершенной при сгорании рабочей смеси внутри цилиндра за один цикл. Если зажигание выключено, то давление в цилиндре при вращении коленчатого вала изменяется почти симметрично относительно в.м.т. (нижняя кривая). Для нормальной работы двигателя зажигание должно включаться тогда, когда должна возникнуть искра между электродами свечи. Момент искрообразования соответствует положению точки 1 на диаграмме, а давление в камере сжатия — ординате P1.

Индикаторная диаграмма карбюраторного двигателя

Рис. Индикаторная диаграмма карбюраторного двигателя: ф3 — угол опережения зажигания; Q1 — начальная фаза сгорания; Q2 — основная фаза сгорания; Q3 — завершающая фаза сгорания; 1 — начало образования искры; 2 — начало отрыва линии сгорания от линии сжатия; 3 — момент достижения максимального давления в цилиндре.

Процесс сгорания условно делят на три фазы.

Начальная фаза — Q1 начинается в момент образования искры. Возле электродов свечи зажигания воспламеняется небольшой объем рабочей смеси. Она горит сравнительно медленно. Давление в цилиндре на протяжении этого периода остается практически таким же, как и при выключенном зажигании.

Заканчивается первая фаза тогда, когда сгорает 6…8% общего объема смеси, находящейся в камере сгорания. Температура повышается настолько, что начиная от точки 2 давление резко возрастает, наступает основная фаза быстрого сгорания (участок 2… 3). Скорость распространения пламени в средней части камеры сгорания достигает 60…80 м/с. Вдоль стенок камеры скорость сгорания ниже, а сгорание — неполное. Продолжительность второй фазы для быстроходных двигателей составляет 25…30° угла поворота коленчатого вала. В этой фазе выделяется основная часть тепла.

Третья фаза Q3 — фаза сгорания смеси на периферийных участках камеры в такте расширения. За начало этой фазы принимают точку 3. Давление в цилиндре в этот момент будет максимальным.

От интенсивности тепловыделения в основной фазе зависит скорость нарастания давления по углу поворота коленчатого вала, или, иначе, жесткость работы двигателя. В современных автомобильных двигателях скорость повышения давления колеблется в пределах 0,12…0,25 МПа на 1° угла поворота вала. Чем круче нарастает давление на участке 2..3, тем жестче работает двигатель и тем больше износ кривошипно-шатунного механизма.

Продолжительность первой фазы зависит от ряда факторов.

Чем ближе величина коэффициента избытка воздуха а к оптимальному значению, тем лучше состав смеси и тем короче продолжительность первой фазы. При значительном обеднении смеси воспламенение ее ухудшается и экономичность работы двигателя снижается. Чем мощнее искровой разряд, тем интенсивнее распространение пламени и тем короче первая фаза.

На продолжительность второй фазы сгорания оказывают влияние те же факторы, что и на продолжительность первой фазы. Кроме того, вторая фаза зависит от величины угла опережения зажигания и частоты вращения коленчатого вала.

Читайте также:  Как Расплатиться Бонусами Сбербанк Спасибо на Заправке Татнефть • Список партнеров азс. Как потратить бонусы спасибо на Татнефть?

Рабочая температура двигателя 110 градусов

  • Регистрация
  • Вход
  • В начало форума
  • Правила форума
  • Старый дизайн
  • FAQ
  • Поиск
  • Пользователи

однозначно не нормально

снимаешь кожух, который у ног водителя, и сразу же увидишь наверху гайку, к которой провода прикручены, это для потребителей, которые в приборной панели.

86c1b1279356.jpg
Описание:
Размер файла: 60,04 KB
Просмотрено: 179 раз(а)

еще вот здесь посмотри.

9ed85880cd02.jpg
Описание:
Размер файла: 64,02 KB
Просмотрено: 158 раз(а)

снимаешь кожух, который у ног водителя, и сразу же увидишь наверху гайку, к которой провода прикручены, это для потребителей, которые в приборной панели.

А что за зеленая колодка слева от массы на фотке?

А что за зеленая колодка слева от массы на фотке?

Охлаждение при помощи гибридной системы

Эта система включает в себя как жидкостную, так и воздушную. При совмещении систем удалось добиться значительного охлаждающего эффекта. Непосредственно сам двигатель охлаждается потоком жидкости. Она после обхода всего круга попадает в систему радиаторных трубок, где быстро охлаждается воздушным потоком, а он создается при помощи вентилятора.

Как правило, он настроен на поддержание температуры оптимального значения 80-90°C.

Самым опасным моментом, с которой можно столкнуться в современной системе охлаждения – это закипание жидкости. В системе создается огромное давление, что существенно увеличивает температуру кипения жидкости, поэтому при открытии пробки закипевшего радиатора берегите руки и лицо. Таким образом, рабочая температура двигателя постоянно зависит от корректной работы системы охлаждения.

При возникновении проблем в этой системе, могут начаться серьезные проблемы с силовым агрегатом. Для избегания проблемы связанной с закипанием жидкости, были разработаны специальные жидкости для охлаждения, которые имеют высокую температуру кипения.

Стабильность работы любого автомобиля зависит от условий эксплуатации и технических характеристик двигателя внутреннего сгорания. Такой показатель, как рабочая температура двигателя, зависит не только от условий окружающей среды, но и от многих эксплуатационных факторов. Если данный параметр соответствует расчетной величине, т. е. находится в допустимом диапазоне, силовой агрегат обеспечивает максимальную отдачу энергии в течение длительного времени. При оптимальных режимах двигателя внутреннего сгорания создаются лучшие условия для функционирования всех систем автомобиля.

Долгий прогрев двигателя с ГБО

Это тоже важный момент, который влияет на время прогрева двигателя.

ГБО

При установке ГБО мы вмешиваемся в систему охлаждения двигателя, врезая туда редуктор, который теперь также необходимо прогревать.

Поэтому, если на Вашем авто установлено ГБО, тогда можете смело прибавлять минутку-другую ко времени прогрева.

Этот момент я наглядно продемонстрировал на видео ниже

Цель слежения за температурой

В каждом двигателе внутреннего сгорания находятся поршни, при направлении поршня в нижнюю мертвую точку затрачивается очень много энергии, которая, в свою очередь, отдает большое количество тепла, имеющее высокую температуру. Как все знают, двигатель состоит из металлического материала, а металл считается очень чувствительным к температуре, материалом.

При высоких температурах металл имеет свойство расширения, что влечет за собой деформацию участков, для которых необходимо иметь точные размеры, обеспечивающие идеальную работу мотора. В каждом автомобиле находится специальная система охлаждения двигателя, обеспечивающая оптимальную температуру для работы, избегая деформации необходимых частей.

Методы восстановления нормальной температуры ДВС

При обнаружении завышения данного параметра, прежде всего, нужно остановить автомобиль, заглушить мотор и начать обследование:

  1. Убедиться в достаточном объеме антифриза в системе охлаждения.
  2. При необходимости восполнить необходимое количество.
  3. Жидкость заливается непосредственно в радиатор охлаждения (при этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не обжечься горячим составом).
  4. Осмотреть систему, чтобы исключить возможные протечки.
  5. Продиагностировать радиатор на предмет герметичности.

Если восполнение объема антифриза не дало ожидаемого результата, температура двигателя продолжает подниматься, это означает, что мотор нуждается в компьютерной диагностике в условиях специализированного сервисного центра.

Среди наиболее частых отказов в системе охлаждения ДВС можно выделить следующие пункты:

  • сбои в работе клапана термостата;
  • поломки электрического вентилятора;
  • чрезмерное засорение трубок радиатора;
  • поломка клапана крышки расширительного бачка;
  • протечки в корпусе насоса;
  • нарушение герметичности системы.

Тепловой режим двигателя считается оптимальным при его значениях, находящихся в пределах от +80 до +90 °С. При таких условиях мотор работает стабильно. При этом обеспечена существенная экономия горючего материала, детали и узлы силового агрегата получают минимальный износ, независимо от нагрузок на двигатель и особенностей работы транспортного средства.

Важно: Чтобы рабочая температура ДВС находилась в заданных пределах, необходимо проводить регулярную диагностику системы охлаждения силового агрегата.

Источник

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВС

  • Жидкостное охлаждение. В системе жидкость циркулирует благодаря давлению, создаваемым помпой (водяным) насосом. Рабочая температура невысокая за счет контроля термостатом, датчиками и вентилятором.
  • Воздушное охлаждение. Такая система нам знакома от автомобиля “Запорожец”. В задних крыльях применены “уши”, через которые воздушный поток попадает в подкапотное пространство и поддерживает t° ДВС в норме. Во многих мотоциклах также моторы охлаждаются воздухом, за счет применения ребер на ГБЦ и поддонах, которые отводят тепло.

Отвечаем на вопросы об охлаждении двигателя — Авто Мото Спец

Основная задача,стоящая перед системой охлаждения — охладить двигатель. Точнее — поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя,составляющую 90— 110°С. Основной рабочий элемент системы охлаждения — антифриз или тосол.

Нормальная температура охлаждающей жидкости прогретого двигателя: какой должна быть

Охлаждающая жидкость необходима для двигателя

Эту жидкость и заливают в радиатор автомобиля. Охлаждающая жидкость, в отличие от воды, не замерзает при температуре до -40°С -65°С, а кипит при температуре выше + 108°С. Жидкость также обладает смазывающими и антикоррозийными  свойствами. Система охлаждения требует регулярного осмотра,в особенности в межсезонье – перед летом и зимой.

Поскольку охлаждающая жидкость (ОЖ) имеет такое большое значение, то и внимание со стороны водителей она привлекает особое.Очень часто задаются вопросы по поводу качества ОЖ, ее свойств и использования. На некоторые из этих вопросов попытаемся ответить сейчас, на некоторые в других статьях на нашем сайте.

Смотрите видео о замене охлаждающей жидкости

Что делать, если охлаждающая жидкость поменяла цвета

Реализуемые в торговой сети ОЖ имеют различные цвета, в зависимости от добавленного туда красителя. На свойства самой жидкости они не оказывают никакого влияния. И являются, скорее, причудами производителя. Ну, и, в некоторой степени, помогают владельцам автомашин не ошибиться и не смешивать ОЖ разных производителей.

В случае если в процессе использования жидкость изменила цвет и приобрела красновато-коричневый, ржавый оттенок — это является сигналом срочной замены антифриза(тосола). Жидкость в таком состоянии принимает не только агрессивный вид, но и разрушает изнутри систему охлаждения.

Если охлаждающая жидкость стала рыжей, не исключено, что двигатель уже перегрет.

Поэтому нужно обязательно осмотреть двигатель, проверить его состояние и выяснить, необходим ли ремонт.

Какой должна быть охлаждающая жидкость для двигателя

В России антифризы выпускаются в соответствии с требованиями, установленными ГОСТом 28084-89. Стандарт определяет основные показатели ОЖ: внешний вид, температуру начала кристаллизации, плотность, вспениваемость, коррозионное действие на металлы, набухание резины и тому подобное.

Антифризы иностранного производства определяются стандартом AST Mили SAE, регламентирующими свойства антифризов и концентратов и условий по их эксплуатации. Назначение жидкостей:

  • ASTM D 3306 и ASTM D 4656 — для малых грузовиков и легковых автомобилей;
  • ASTM D 4985 и ASTM D 5345 — для внедорожной техники, больших грузовиков;
  • ASTM D 3306 используют для легковых автомобилей отечественного производства.

Некоторые производители автомобилей могут предъявлять дополнительные требования.

К примеру, General  Motors имеет собственный стандарт GM 6038-М, GM1899-M, а норма G концерна Volkswagen запрещает использовать ингибиторы коррозии с содержанием нитритов, нитратов, аминов, фосфатов в антифризе.

Это, по их мнению,уменьшает отложение накипи, увеличивает срок службы уплотнителей, улучшает защиту от воздействия коррозии.

Охлаждающие жидкости не подлежат обязательной сертификации.

Выбирая охлаждающую жидкость, следует строго исполнять указания изготовителя и рекомендации производителей автомобилей.

Нормальная температура охлаждающей жидкости прогретого двигателя: какой должна быть

Тосол, Антифриз или что-то ещё — каждый выбирает сам

Совместимы ли охлаждающие жидкости

Это можно определить по техническим условиям. Изготовленные с соблюдением разных технических условий жидкости обычно несовместимы, так как содержат присадки, способные вступить в реакцию и изменить свои свойства. При необходимости долить ОЖ, лучше добавлять дистиллированную воду.

Какие могут быть последствия, если охлаждающая жидкость больше уровня

Уровень ОЖ в расширительном бачке должен проверяться регулярно и оставаться между отметинами LOW и FULL, которые нанесены на стеке резервуара. Объем, а значит и уровень ОЖ изменяется в зависимости от ее температуры, поэтому при прогретом двигателе он должен быть на уровне отметки FULL, а в холодном состоянии — лишь немного выше отметки LOW.

Читайте также:  Знак &laquoНачинающий водитель» в 2021 году: правила использования, штрафы, сроки. Штраф за отсутствие знака «Начинающий водитель» в 2022 году

Если ранее нормальный уровень резко возрос, значит, появилось избыточное давление, вытеснившее антифриз в бачок.

Наиболее частой причиной этого является попадание в систему воздуха или, если крышка радиатора не держит давления. Газы в ОЖ препятствуют ее нормальной циркуляции по системе охлаждения.

Что может привести к перегреву двигателя. Впоследствии перегретый мотор может затребовать довольно значительного ремонта.

Какая максимальная температура охлаждающей жидкости для автомобилей

Датчик контроля температуры антифриза выявляет изменения температуры двигателя и сигнализирует на Электронный блок управления (ЭБУ) о текущем состоянии двигателя.

Температура кипения ОЖ-40 при атмосферном давлении не меньше 108°С. Охлаждающая жидкость ОЖ-65 кипит при атмосферном давлении при температуре более 110°С.

Перед кипением уже происходит  образование паровых пробок, нарушающих нормальную работу системы охлаждения. Это может привести к перегреву двигателя. При эксплуатации машины в условиях городских пробок, песчаных дорог, грязи, снега желательно антифриз с более высокой температурой кипения.

Расширительный бачок имеет два клапана (впускной и выпускной). Выпускной клапан при давлении 120 кПа открывается и предупреждает интенсивное парообразование. Охлажденная жидкость уменьшается в объеме и в системе происходит разряжение. Впускной клапан открывается при давлении 3 кПа. Исправные клапаны пробки важны для обеспечения нормальной работы всей системы охлаждения.

Неисправность выпускного клапана чревата снижением температуры закипания ОЖ, а заклинивший в закрытом состоянии может вызвать аварийное повышение давления и повреждения шлангов и радиатора.

Нормальная температура охлаждающей жидкости прогретого двигателя: какой должна быть

Важно уметь заменять ОЖ самому, неизвестно, когда это понадобится

Сколько градусов должна быть охлаждающая жидкость

Нормальная температура работающего двигателя — 80–90°°С. При достижении температуры 100° С ― жидкость начинает закипать. В этом случае сразу нужно заглушить двигатель и остановить автомобиль. Иначе возможно повреждение мотора и ему потребуется капитальный ремонт.

Во время пуска двигателя, когда он еще не прогрелся, термостат закрыт полностью, жидкость циркулирует только по малому кругу.

По мере повышения температуры двигателя термостат приоткрывается, часть жидкости идет по большому кругу, остальная продолжает двигаться по малому кругу.

При достижении охлаждающей жидкостью температуры 80–90°С, термостат открывается полностью и вся ОЖ переходит на большой круг.

Если в процессе работы двигатель переохладится, термостат снова полностью или частично закрывается, перенаправляя жидкость или ее часть на малый круг. Таким образом, поддерживается нормальная температура работы двигателя.

Читайте также:  Щетки очистителя лобового стекла: как выбрать дворники для автомобиля

Как проявляется агрессивность охлаждающей жидкости

В настоящее время наиболее широко распространены низкозамерзающие жидкости с гликолевой основой (смесь воды и этиленгликоля). Иногда можно встретить жидкости с основой изпропиленгликоля.

Свойства и состав антифриза

Этиленгликоль – маслянистая жидкость без запаха с температурой кристаллизации -11,5°С и кипения 197°С. Водные раствора этиленгликоля химически агрессивны и вызывают коррозию стальных, алюминиевых, чугунных, латунных и медных деталей системы охлаждения, припоев, которые используются для спайки ее узлов. Этиленгликоль сильнотоксичен.

Пропиленгликоль – обладает свойствами, аналогичными этиленгликолю, он не так токсичен и дороже. В разных концентрациях растворы имеют температуру кристаллизации от 0 до -75°С.

Любая охлаждающая жидкость в той или иной мере агрессивна и взаимодействует с резиной,алюминием и чугуном. Этот процесс проходит еще более интенсивно при использовании дешевых некачественных подделок.

Аргументированно рассуждать об агрессивных свойствах охлаждающей жидкостей можно лишь проведя длительные и трудоемкие испытания на взаимодействие с материалами. Результаты исследований позволят судить о таком потребительском качестве как коррозионная агрессивность.

Также специальными исследованиями необходимо устанавливать совместимость ОЖ друг с другом.Проведение подобных исследований может проходить на специализированной испытательной базе лаборатории. Результаты таких работ отображены на этикетках в виде рекомендаций по использованию и смешиванию различных марок ОЖ.

Роль охлаждения в создании благоприятного температурного режима

Рабочая температура двигателя зависит от эффективности системы охлаждения. Она представляет собой комплекс всех устройств, которые подводят охлаждающую жидкость в технологические места, а затем отводят тепло в атмосферу.

охлаждение двигателя

Целью ОЖ является обеспечение максимально благоприятных условий для функционирования моторов. А также для того, чтобы при работе в любых условиях температурный режим поддерживался на одном уровне. Когда топливо сгорает, температура в этот момент составляет порядка 2000 градусов. А система охлаждения позволяет снизить ее до уровня 90 градусов. Это считается оптимальной температурой.

Интервал рабочей температуры дизельного мотора

По утверждению экспертов, нормальный температурный режим при работе дизельного силового агрегата отмечается интервалом 70-90 градусов. Максимальная температура может достигать показателя в 97 градусов, однако это предельная черта. Что касается примера с Тоyota Hayes, то такой температурный показатель подозрительно низок. Дело в том, что от температуры дизельного мотора зависит работа многих узлов, в том числе и процесс смесеобразования.

При оптимальной температуре при образовании горючей смеси будет сокращаться время испарения, уменьшаться период задержки самовоспламенения, в результате чего можно будет с радостью отметить увеличение коэффициента полезного действия в мощности мотора и, как следствие, уменьшение расхода топлива.

Влияние типа ДВС на его рабочую температуру

  1. Двигатели с воздушным охлаждением. Они имеют наивысшую рабочую температуру двигателя. В первую очередь это связано с невысокой эффективностью охлаждения воздухом. Температура радиатора может превышать 200 градусов Цельсия. При отсутствии эффективного охлаждения, например, во время движения в городском цикле, такие двигатели могут перегреться.
  2. Двигатели с открытой системой водяного охлаждения имеют невысокую рабочую температуру. В систему подается холодная вода с акватории. После нагревания она возвращается назад.
  3. Дизельные двигатели. Их особенность состоит в том, что для работы требуется высокая компрессия в цилиндрах, которая производит самовоспламенения рабочей смеси. Именно поэтому для стабилизации рабочей температуры требуются большие по размерам радиаторы. Вполне нормально, когда рабочая температура дизельного движка более 100 градусов Цельсия.
  4. Бензиновые двигатели. ДВС карбюраторного типа, которые сейчас уже практически не выпускаются, имеют рабочую температуру от 85 до 97 градусов Цельсия. Инжекторные модели двигателей выпускаются с характеристиками рабочей температуры от 95 до 114 градусов. При этом давление в системе охлаждения может достигать 3-х атмосфер.

Видео — о правильном выборе охлаждающей жидкости по температуре кипения:

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть две классические ситуации:

  • температура двигателя превышает рабочую;
  • двигатель не прогревается до рабочей температуры.

Какие причины, возможные последствия и способы устранения неисправности в подобном случае.

Что делать, чтобы восстановилась нормальная температура двигателя?

Первым делом стоит проверить количество охлаждающей жидкости. Если жидкости в бачке недостаточно, ее нужно долить. Современные автомобили имеют пластиковые бачки. В них есть метки, по которым можно оценить уровень.

Если бачка в машине нет, то в радиатор лить воду сразу не стоит. Есть риск получить серьезные ожоги. Также обязательно стоит проверить охлаждающую систему на предмет утечек. Нелишним будет осмотр радиатора. А также диагностика двигателя, если он подвергся серьезному перегреву.

А если капитально перегрел?

Если указатель температуры двигателя оказался в красной зоне, которая начинается после 120–125 °С, может случиться следующие:

  • Задиры цилиндров. У современных моторов зазоры в паре поршень-цилиндр малы, а при перегреве обращаются в ноль и начинаются задиры. Ну а дальше последуют снижение показателей двигателя, прогрессирующий износ, масложор.
  • Деградация масла. В условиях перегрева моторное масло теряет часть свойств, быстрее угорает, что может привести к масляному голоданию.
  • Выход из строя резиновых и пластмассовых деталей двигателя. Быстрее дубеют сальники, что может вызывать повышенный расход масла; стареют пластмассовые детали мотора, что может вызвать их механическое разрушение.
  • Выход из строя каталитического нейтрализатора. У перегретого двигателя растет и температура отработавших газов. Возможно оплавление керамических сот. Для предотвращения нужны более высококачественные материалы нейтрализаторов, а производители в стремлении сэкономить, напротив, применяют все более доступные и недолговечные конструкции.

Published by Евгений Харитонов