Вода в выхлопной системе автомобиля: причины возникновения, последствия и способы устранения проблемы. Из выхлопной трубы льется жидкость

Почему из выхлопной трубы капает вода — причины появления

Жидкость, капающая из выхлопной трубы, часто пугает автомобилистов. Что это: зачерпнутая из лужи вода, которая попала во внутренние системы машины, или, может быть, подтекает масло или антифриз? Однако чаще всего вода, которая выливается из глушителя в момент, когда водитель нажимает на педаль газа, является обыкновенным конденсатом.

Читайте также:  Как бюджетно и эффективно очистить лобовое стекло изнутри


Жидкость, которая скапливается в выхлопной трубе является обычным конденсатом

Его появление обусловлено законами физики и не является гарантией поломки машины. Всё дело в перепаде температур: после того, как двигатель перестаёт работать, внутренние системы автомобиля ещё какое-то время остаются в нагретом состоянии. А вот температура окружающей среды и на внешних частях машины куда более низкая. Именно это и становится причиной скопления влаги внутри некоторых деталей. Не удивительно, что чаще всего подобное происходит зимой, когда температура снаружи значительно падает. При этом сама жидкость может покрыться слоем ледяной корки или даже полностью замёрзнуть. Если же температура воздуха снаружи не настолько низкая, вода может начинать разбрызгиваться из трубы во время движения. Выглядит это пугающе, но, на самом деле, не несёт особой угрозы.

Конденсация (позднелатинское condensatio — сгущение, от латинского condenso уплотняю, сгущаю) — переход вещества из газообразного состояния в жидкое или твёрдое вследствие его охлаждения или сжатия.

Большая Советская энциклопедия

Видео: конденсат в выхлопной трубе

Прогрев двигателя — не станет ли хуже?

Многие водители задаются вопросом — стоит ли в этом случае прогревать двигатель и есть ли разница в случае образования конденсата? Всё дело в том, что металлические детали холодного двигателя более сжаты. Если вы сразу начнёте движение на больших оборотах, то нагрузка будет слишком сильной и отрицательно скажется на автомобиле. Поэтому следует разогревать двигательную систему постепенно. Это правило актуально как для автомобилей с карбюраторами, так и с инжекторами.

Владельцы инжекторных двигателей часто считают, что для их машины прогрев необязателен, но это не совсем так. В действительности, двигатели с инжекторами прогреваются приблизительно в два раза быстрее, чем те, что с карбюраторами. Но пренебрегать этим этапом холодную погоду точно не следует. Это может стоить вам залитых свечей.

Особенно это касается тех случаев, когда в выхлопной системе образуется конденсат. Прогреть автомобиль необходимо так, чтобы увеличилась температура не только у двигателя и других внутренних элементов, но и у глушителя. Тогда ледяные наросты перейдут сначала в жидкое, а затем и в газообразное состояние. Автомобилисты, которые как следует разогревают машину, не имеют проблем с потоками воды, вырывающимися из выхлопной трубы.


Во время движения потоки воды под напором вылетают из глушителя


вода выхлоп
Причины течи из глушителя
Опасность течи из глушителя
Утепление выхлопной трубы автомобиля

Схема сгорания топлива

вода из выхлопа

Лифт комплект на Ниву

Последствия выделения конденсата

Капли, появляющиеся внутри выхлопной трубы после остановки мотора, стекают вниз и накапливаются в цилиндрическом корпусе резонатора. При очередном запуске холодного двигателя они выдавливаются отработанными газами, вследствие чего из глушителя капает вода, пока тракт не прогреется. Остатки жидкости испаряются от горячей трубы и выбрасывается наружу вместе с дымом, истечение прекращается.

Какие последствия несет накопление воды внутри выхлопной системы:

  1. Если автомобиль зимой хранится на открытой стоянке, влагу после остывания прихватит мороз. В трубе появится лед, частично перекрывающий проходное сечение.
  2. Замерзание воды в бачках глушителя и резонатора сокращает срок службы данных элементов. Поскольку образование льда сопровождается расширением, металлические стенки и сварные швы испытывают растягивающую нагрузку.
  3. Выхлопная система, изготовленная из черного металла с антикоррозионным покрытием, рискует со временем проржаветь. Конденсат содержит серу и другие агрессивные вещества, вызывающие коррозию. Трубам из нержавеющей стали химическая атака не страшна.

Примечание. Ледяная пробка, полностью перекрывающая проход дымовым газам, – довольно редкое явление. Нормальные процессы влаговыделения, описанные в предыдущем разделе, не приводят к подобным последствиям. Максимум, что может случиться, – нарост сосулек на конце трубы.

Поскольку конденсат в выхлопной трубе появляется всегда и во всех машинах, разница в износе выпускных систем практически незаметна. Газоходы и бачки, сделанные из черного металла, служат от 20 до 50 тыс. км пробега, причем возникающие свищи можно заделать с помощью обычной сварки и таким образом продлить ресурс элементов. Нержавейка держится вдвое дольше – до 100 тыс. км.

Причины образования конденсата

Чтобы разобраться в причинах образованиях конденсата, следует повторить школьный курс физики. Известно, что бензин — это горючая смесь лёгких углеводородов. Углеводороды, в свою очередь, при сгорании образуют обычную воду и другие газообразные вещества. Это будет происходить даже в случае использования высококачественного бензина.

Теперь нужно понять, каким образом эта влага оказывается в глушителе. Тут всё просто: существует такое понятие, как точка росы. Это температура воздуха, при которой водяные пары начнут оседать. Выхлопная труба является внешним элементом автомобиля, а значит, охлаждается довольно быстро. Холодная металлическая поверхность в сочетании с тёплым воздухом внутри создаёт идеальную среду для образования конденсата.

Читайте также:  Полезная информация о помпе в ВАЗ 2114: замена, устройство, назначение


Холодная поверхность глушителя способствует образованию конденсата

Если машина оснащена системой автозапуска, наличие конденсата будет куда заметнее. Всё дело в том, что прогрев трубы происходит гораздо быстрее. При этом конденсат успевает оттаять, но не успевает испариться. Если начать движение в этот момент, то едущие позади вас машины увидят воду, выплёскивающуюся из глушителя.

Кратковременные поездки на небольшой городской скорости, например, от дома до работы, также являются усугубляющим фактором. Старайтесь хотя бы раз в неделю выбираться на загородные трассы: разрешённая на них скорость будет достаточной для профилактики образования ледяных пробок. И нарушать правила дорожного движения при этом совершенно необязательно.

Что делать, если конденсат имеет необычный цвет

Бывает такое, что лужица под выхлопной трубой имеет необычный оттенок: чёрный, синий или даже жёлто-зелёный. На это может быть несколько причин:

  • некоторые детали автомобиля прохудились, и подтекает охлаждающая жидкость или масло, которые и подкрашивают конденсат;
  • некачественный бензин с большим количеством присадок, которые не сгорают и вылетают вместе с конденсатом;
  • в выхлопной трубе оседает сажа, которая смешивается с водой и придаёт ей чёрный или тёмно-серый цвет;
  • жёлто-зелёный оттенок конденсата является следствием повышенного содержания серы в топливе.


В некоторых случаях конденсат может иметь необычный цвет, например, синий

Чтобы определить, в чём проблема лично у вас, следует самостоятельно провести несложную диагностику.

  1. Чтобы определить, если ли в составе конденсата масло, хорошо прогрейте двигатель, а затем закройте отверстие выхлопной трубы плотной белой бумагой. Отложите лист в сторону и дайте ему просохнуть. Если конденсат состоял исключительно из воды, то бумага высохнет полностью. А вот в случае примесей масла на ней останутся жирные следы.
  2. Загляните под капот и убедитесь, что нигде нет масляной плёнки. Если где-то есть протечка, вы почувствуете характерный запах.
  3. Проверьте уровень масла и антифриза. Перерасход может указывать на наличие течи.
  4. Изучите свечи зажигания. Если одна или несколько выглядят абсолютно чистыми, это значит, что на неё попала охлаждающая жидкость.
  5. Перегрев двигателя может привести к прогару прокладки крышки головки блока цилиндров и протечке масла.
  6. Если визуальная диагностика не показала никаких проблем, попробуйте сменить автозаправку. Возможно, проблема кроется в некачественном топливе.

Бывает так, что вы уже и проверили все детали, и сменили фирму бензина, а цветной конденсат по-прежнему продолжает вас беспокоить. В этом случае вам следует обратиться к специалистам на СТО. Они могут увидеть то, что не заметили вы.

Есть ли угроза автомобилю?

Если вы видите обычный прозрачный конденсат, хвататься за голову и вызывать эвакуатор, чтобы он доставил вашу машину на станцию технического обслуживания, точно не стоит. В большинстве случаев конденсат — это обычная вода. Более того, некоторые специалисты утверждают, что скопление влаги в глушителе свидетельствует об исправной работе всех внутренних систем и является вполне обычным явлением.

Провести тщательную диагностику машины стоит лишь в том случае, если конденсат имеет необычный цвет или сопровождается появлением густого цветного дыма. Это может быть сигналом об износе деталей.

Белый дым из глушителя и вода
замена-катализатора-на-пламегаситель
farkopy i pritsepy avtos - Вода из выхлопной трубы на прогретом двигателе
Почему из глушителя капает вода

Откуда берется вода в автомобильном глушителе (выхлопной трубе)

Здесь в принципе и рассказывать особо нечего. Все давно изучено и объяснено. Оказывается, что при сгорании углеводородов, коими является бензин, образуется вода и побочные продукты горения. Для того, чтобы не забивать вам голову формулами, взгляните на рисунок ниже. Вы увидите, во что примерно превращается наше топливо в камере сгорания двигателя…

То есть если по простому, то наше топливо в виже жидкости, так и остается этой жидкость, разве что меняется его состав и часть уходит в пары. То есть бензин превращается в воду и множестов других продуктов, образованных в результате сгорания топлива. Из всего этого следует, что даже если у вас качественны бензин, нет в баке воды, то все равно при сгорании вы получите в выхлопной трубе воду, в виде пара.

Как уменьшить количество влаги или пара при прогреве

Вода капает из выхлопной трубы автомобиля причины

Избавиться от попавшей в глушитель воды полностью невозможно, но уменьшить ее количество можно, если выполнять ряд таких действий:

  • совершать на автомобиле не только короткие, но и длинные поездки;
  • перед тем, как заглушить уже хорошо прогретый двигатель, сделать длительную прогазовку;
  • для выхода конденсата можно проделать небольшое отверстие в глушителе (резонаторе).

Кстати, отверстия для слива конденсата в глушителях на некоторых автотранспортных средствах предусмотрены  заводом-изготовителем. Это решение позволяет увеличить срок службы деталей выхлопной системы.

Нагар на свечах зажигания на что указывает
Рекомендуем также прочитать статью о том, как определить состояние двигателя по свечам зажигания. Из этой статьи вы узнаете, на какие неисправности может указывать нагар на свечах зажигания, а также на что обратит внимание при проверке.Если же таких отверстий нет, можно сделать их самостоятельно.  Для этого нужно знать, как проделать отверстие в глушителе.  Отметим, что при исправном ДВС образование конденсата не опасно. Но есть нюанс — скопившаяся влага в банках глушителя, долго находясь внутри, может привести к образованию ржавчины. Как следствие, имеет место быстрый выход из строя элементов выпускной системы.

Читайте также:  Размеры шин и дисков на Kia Rio 1 (DC), 2 (JB), 3 (UB), 4 (FB). Разболтовка дисков на КИА Рио

Проблему решают путем проделывания отверстия в глушителе. Перед проведением работ автомобиль устанавливают на яму либо поднимают с помощью подъемника. Необходимые материалы и инструменты: дрель и сверла от 1,5мм до 2мм.

Выполнение работ поэтапно:

  • найдя заднюю «банку» глушителя, в самой низкой точке проделать дрелью отверстие;
  • как только начнет вытекать жидкость, сразу убрать электроинструмент в сторону;
  • при необходимости, проделать еще одно отверстие снизу с другой стороны банки.

Данный способ простой, но важно учитывать возможное обмерзание отверстий зимой. Также в том месте, где просверлены дырки, коррозия может активно разъедать металл. В любом случае, если конденсат из выхлопной трубы является проблемой, сверление отверстий может помочь снизить интенсивность скопления влаги. 

Сильно капает из выхлопной трубы: признаки неисправности

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что при прогреве двигателя в холодное время года вода из глушителя идет достаточно часто. Влага имеет свойство активно скапливаться и не успевает испаряться в выхлопе, особенно при коротких поездках. Результат — парит из глушителя. Если же пар при хорошо прогретом двигателе не прекращает идти, вероятнее всего, есть проблема в работе некоторых систем автомобиля.

Возможные признаки неисправности:

  • уменьшился уровень жидкости в охлаждающей системе;
  • нестабильная работа двигателя на всех оборотах (мотор троит);
  • в расширительном бачке закипел тосол;
  • при перегазовке отмечается вылет из выхлопной трубы капель влаги и густого пара;
  • показание датчика о повышении температуры ДВС выше допустимой нормы.

При этом уровень охлаждающей жидкости в бачке может постоянно снижаться. Также при проверке уровня масла на щупе может появиться налет белой эмульсии, цвет масла будет изменен по сравнению с обычным. Хотелось бы отметить, что при попадании антифриза в блок цилиндров, свечи зажигания могут иметь сырой нагар, ощущается запах тосола.

Основные неисправности, которые приводят к проблеме проникновения охлаждающей жидкости в блок цилиндров:

  • разрыв либо прогорание прокладки блока цилиндров (антифриз в работающем ДВС автомобиля движется по кругу, а изолированные каналы, по которым он течет, имеет разрывы в местах соединения деталей: в нашем случае, место соединения ГБЦ с самим БЦ);
  • повреждение головки блока цилиндров (неплотное прилегание ГБЦ, образование щелей, через которые может проходить тосол в БЦ);
  • повреждение (возникновение трещин) блока цилиндров;

Зачем и можно ли сверлить глушитель автомобиля?

Часто встречается совет просверлить отверстие в резонаторе. Такой метод популярен среди многих автомобилистов-любителей. Как они считают, данная процедура позволяет сохранить глушитель сухим независимо от погодных условий. Для этого изобретательные автомобилисты делают отверстие диаметром в 2-3 миллиметра. Оно настолько ничтожно, что на звучании выхлопа никак не отражается.

Что можно сказать об этом методе? Влияет ли он как-то на выхлопную систему, и можно ли без него обойтись?

Полезен ли дедовский метод?

Так с водой боролись некоторые хозяева отечественных автомобилей. Однако любое нарушение защитного слоя металла неизбежно ведет к преждевременному окислению. Поэтому со временем небольшое отверстие превратится в огромную дыру, которую нужно будет заделывать латками.

Аналоги, устанавливаемые на иномарки, прослужат в данном случае немного дольше. Но даже самая качественная сталь будет портиться из-за кислотных примесей, содержащихся в жидкости, скопившейся в резервуаре. Просверлив отверстие в качественном металле, водитель сам сокращает срок службы выхлопной системы.

Характер дыма из выпускной трубы

Опасна ли течь воды из выхлопной трубы автомобиля

Итак, рабочая температура ДВС автомобиля достаточно высокая. Хотя система охлаждения обеспечивает отвод тепла, выхлопной тракт все равно остается горячим. Например, приемная труба и выпускной коллектор, находясь в непосредственной близости от ДВС автомобиля, могут накаляться до температуры порядка 500-750 градусов Цельсия.

При этом резонаторы, глушители и трубы, находясь чуть дальше от силового агрегата, нагреваются не так сильно, но все равно нагревы высокие. В свою очередь, после остановки ДВС, в выхлопных трубах автомобиля остается пар, имеет место перепад температур и т.д. В результате влага, осаживаясь на железных стенках глушителя, остывает и превращается в воду. Именно так и появляется конденсат из выхлопной трубы.

Другими словами, конденсат – это переход воды из газообразного состояния в жидкое. Так вот, такое появление конденсата является нормальным, это происходит в разное время года. Однако нормой можно считать воду в глушителе только тогда, когда это появляется при холодном двигателе и после его прогрева до рабочей температуры вода исчезает.

  • Если рассматривать проблему глубже, причины образования конденсата при исправном состоянии ДВС автомобиля могут быть разными. Конденсат может формироваться не только в глушителе, но и во внутренних системах автомобиля (например, топливная и масляная системы, система охлаждения).

Степень вреда, наносимого автомобилю в результате скопления конденсата, в той или иной ситуации может быть разная. Во время активной эксплуатации автомобиля незначительное возникновение скопления влаги в глушителе особого вреда ему не нанесут. Напротив, специалисты утверждают, что если есть конденсат, мотор работает нормально,

зазоры кланов отрегулированы

и т.д.

Получается, если капает с глушителя, причины образования конденсата в норме следующие:

  • эксплуатация автомобиля, особенно в холодное время года, перепад температур при нагреве и охлаждении двигателя, а также других узлов;
  • эксплуатация автомобиля с автозапуском в зимнее время года (труба автомобиля прогревается за 20 минут, замерзший конденсат, растаивая, не успевает испариться и вытекает наружу под потоком выхлопных газов);
  • резкое нажатие на педаль акселератора (в результате большого давления в выхлопной трубе скопившийся конденсат будет выходить немного быстрее, чем обычно).

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что при прогреве двигателя в холодное время года вода из глушителя идет достаточно часто. Влага имеет свойство активно скапливаться и не успевает испаряться в выхлопе, особенно при коротких поездках. Результат — парит из глушителя. Если же пар при хорошо прогретом двигателе не прекращает идти, вероятнее всего, есть проблема в работе некоторых систем автомобиля.

Обратите внимание, самым опасным симптомом является густой белый дым из выхлопной трубы автомобиля. Это может указывать на попадание

антифриза в цилиндры

. Если при работе двигателя из выхлопной трубы автомобиля появляется белый дым (густой пар) и слышен сладковатый запах антифриза, есть большая вероятность того, что в камеру сгорания попадает антифриз или ТОСОЛ.

При этом уровень охлаждающей жидкости в бачке может постоянно снижаться. Также при проверке уровня масла на щупе может появиться налет белой эмульсии, цвет масла будет изменен по сравнению с обычным. Хотелось бы отметить, что при попадании антифриза в блок цилиндров, свечи зажигания могут иметь сырой нагар, ощущается запах тосола.

Основные неисправности, которые приводят к проблеме проникновения охлаждающей жидкости в блок цилиндров:

  • разрыв либо прогорание прокладки блока цилиндров (антифриз в работающем ДВС автомобиля движется по кругу, а изолированные каналы, по которым он течет, имеет разрывы в местах соединения деталей: в нашем случае, место соединения ГБЦ с самим БЦ);
  • повреждение головки блока цилиндров (неплотное прилегание ГБЦ, образование щелей, через которые может проходить тосол в БЦ);
  • повреждение (возникновение трещин) блока цилиндров;

Читать далее: Определяем компрессию в двигателе автомобиля ВАЗ 2114 8 клапанов

Читайте также:  7 секретов увеличения срока службы дизельной электростанции

Для каждой появившейся проблемы есть способ устранения неисправности. Однако для более точной диагностики потребуется демонтаж и разборка двигателя. При повреждении прокладки, ее меняют на новую. Если же есть повреждение в ГБЦ или БЦ, сначала определяют сначала степень их пригодности к ремонту, после чего либо восстанавливают при помощи шлифовки (ГБЦ), либо делают дефектовку и ремонт трещин при помощи сварки (БЦ). В крайних случаях проводят замену блока.

При прогревах в осенне-зимний и ранний весенний период из глушителя идет вода достаточно часто, особенно активно скапливается влага в выхлопе при коротких поездках (не успевает испаряться). Другое дело, если пар продолжает клубиться на хорошо прогретом ДВС, здесь есть повод для беспокойства. Признаками неисправности в таком случае может быть:

  • закипание тосола в расширительном бачке;
  • уменьшение уровня жидкости в охлаждающей системе;
  • неровная работа ДВС на всех оборотах (двигатель троит);
  • появление густого пара и капель влаги из выхлопной трубы при перегазовке;
  • повышение температуры по датчику выше допустимой нормы.

Чтобы устранить дефект, необходимость снимать головку блока, производить диагностику с помощью визуального осмотра. Как правило, пробитую прокладку сразу видно, чтобы выполнить диагностику ГБЦ, делают опрессовку. Также у головки блока может быть деформирована поверхность, прилегающая к блоку цилиндров, в гаражных условиях она проверяется штангенциркулем или ровным краем металлической линейки и щупом для регулировки клапанов, при деформации плоскость лучше выравнивать на фрезерном станке.

Если вода попала в глушитель естественным путем (скопился конденсат), избавиться полностью от нее получится вряд ли. Но уменьшить выход пара и влаги при прогреве все-таки можно так:

  • стараться хотя бы иногда совершать не только короткие, но и длинные поездки;
  • сделать в резонаторе (глушителе) небольшие отверстия для выхода конденсата;
  • провести достаточно долгую прогазовку на прогретом двигателе перед тем, как его заглушить.

Нужно отметить, что на некоторых автомобилях отверстия для слива конденсата в резонаторах (глушителях) предусмотрены заводом-изготовителем, поэтому дорабатывать такие элементы нет никакой необходимости.

При наличии конденсата в системе выхлопа из задней трубы вытекает вода и идет пар (белый дым), но цвет отработанных газов может быть другим, и он уже точно указывает на неисправность в автомобиле. Итак, что может означать цвет дыма:

  • сизый, выходящий из глушителя густыми клубами, свидетельствует об износе деталей цилиндро-поршневой группы, залегании поршневых колец;
  • черный, говорит о проблемах топливной системы, большом расходе топлива.

Если автомобиль дымит с сизым оттенком несильно, и обычно сразу после запуска ДВС, причиной такой неисправности в основном являются «задубевшие» маслосъемные колпачки. Дымление этим цветом при переходе авто на пониженную передачу и с подгазовкой – «устали», не держат, залегли поршневые кольца, из-за чего в значительной мере расходуется масло, хотя мотор может и не потерять при этом мощность. Если мотор с турбокомпрессором, также может быть неисправной турбина.

Черный дым в любом случае свидетельствует о плохом (неправильном) сгорании топлива, в зависимости от типа двигателя причиной дефекта могут быть:

  • забитые топливные форсунки;
  • дефектный датчик расхода воздуха;
  • перелив карбюратора;
  • зажатые клапана ДВС;
  • неотрегулированный насос высокого давления (для дизелей);
  • засоренный воздушный фильтр.
Читайте также:  Хранение номеров в ГИБДД – Подробно! Как продлить срок хранения «красивых» госномеров в ГИБДД

При черном и сизом дымлении необходимо заниматься диагностикой, выяснять причину поломки, эксплуатировать с такими дефектами авто не следует.

Некоторые автовладельцы сталкиваются с такой проблемой, как конденсат (влага) в выхлопной трубе. Это становится заметно во время работы мотора на невысоких оборотах, когда вместе с выработанными газами из глушителя капает вода.

Конденсат — это обычная вода, которая может образовываться в глушителе после того, как газ переходит в жидкое состояние. Обычно опасности влага не представляет, но всё же необходимо разобраться, как вообще в выхлопной трубе образуется вода:

  • если транспортное средство используется ежедневно и очень активно, то конденсат будет формироваться в глушителе постоянно. Снаружи труба остывает быстрее, чем внутри, поэтому тёплый выхлопной газ превращается в капли воды — особенно быстро формируется конденсат в зимнее время;
  • машины с автозапуском больше подвержены образованию влаги — глушитель прогреется минут за 15, поэтому наледь внутри успевает растаять, но не испариться. А в момент активной работы мотора вместе с выхлопами капли испарений выплёскиваются наружу;
  • в тех случаях, когда водитель использует некачественное горючее, можно допустить, что скопления конденсата — это результат того, что в топливе очень много воды, которая и передаётся в выхлопную систему;
  • при резком нажатии на педаль газа образуется высокое давление в выхлопной трубе, из-за чего также газ может переходить в жидкое состояние.

Вода из выхлопной трубы
Вода выходит из глушителя вместе с отработанными газами

Разницы образования на прогретом или холодном двигателе не существует. Вода будет образовываться в любом случае, независимо от прогретости металла глушителя.




Уменьшит ли объём конденсата прогрев двигателя?

Прогрев любого двигателя, будь то карбюраторного или инжекторного, поможет частично справиться с проблемой.

При работе мотора на холостом ходу до начала движения повысится температура составных элементов механизма и глушителя: в таком случае образовавшиеся из-за конденсата наросты изо льда сначала превратятся в воду, а потом перейдут в состояние газа.

Замерзла вода в глушителе

Водители, привыкшие прогревать автомобиль, вряд ли когда-нибудь столкнутся с брызгами воды из глушителя при движении транспортного средства. Прогрев рекомендуется осуществлять, в том числе, и инжекторных силовых агрегатов, хотя часто можно услышать мнение о бесполезности этого процесса: процедура тем не менее необходима, но время её проведения допускается уменьшить примерно в 2 раза по сравнению с аналогичной операцией с карбюраторным двигателем.

Вода и дым из трубы глушителя: причины, нужно ли с этим бороться

При запуске автомобиля нередко можно заметить, что во время прогрева двигателя течет вода из глушителя, а также идет пар. Особенно это явление заметно в холодную или мокрую погоду, и многих автовладельцев беспокоит, почему льется вода.

Но образование парового облака и жидкости, выходящей из выхлопной трубы, далеко не всегда говорит о неисправности силового агрегата, конденсат образуется согласно закону физики, и его еще никто не отменял.

Хотя в некоторых случаях появление воды и обильного пара может свидетельствовать о пробитой прокладки головки блока, трещине в самой ГБЦ, и тогда уже повод для беспокойства есть, необходим ремонт мотора.

Капает жидкость из выхлопной трубы? Без паники - это конденсат

Причины образования воды и пара в глушителе

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей при работе разогреваются до высокой температуры, отвод тепла обеспечивает система охлаждения, но выхлопной тракт остается достаточно горячим.

Читайте также:  Как сделать компрессометр своими руками? когда лень покупать

Так, например, выпускной коллектор и приемная труба, находящиеся в непосредственной близости от силового агрегата, могут разогреваться до 500-750ºC, дальние от движка трубы, глушители и резонаторы раскаляются не так сильно, но все равно нагрев здесь очень большой.

После остановки мотора оставшийся в выпускных трубах пар оседает на стенках железа, остывая, превращается в воду.

Важно

Именно по этой причине, когда происходит запуск холодного движка, из выхлопной трубы можно увидеть, как брызгает вода, еще по мере прогрева машина начинает парить (идет белый дым).

Но при исправном двигателе такое явление может наблюдаться только при холодном ДВС, при прогреве до рабочего состояния все эти признаки должны исчезнуть.

Капает жидкость из выхлопной трубы? Без паники - это конденсат

Можно ли устранить течь воды из выхлопной трубы

При прогревах в осенне-зимний и ранний весенний период из глушителя идет вода достаточно часто, особенно активно скапливается влага в выхлопе при коротких поездках (не успевает испаряться). Другое дело, если пар продолжает клубиться на хорошо прогретом ДВС, здесь есть повод для беспокойства. Признаками неисправности в таком случае может быть:

  • закипание тосола в расширительном бачке;
  • уменьшение уровня жидкости в охлаждающей системе;
  • неровная работа ДВС на всех оборотах (двигатель троит);
  • появление густого пара и капель влаги из выхлопной трубы при перегазовке;
  • повышение температуры по датчику выше допустимой нормы.

Чтобы устранить дефект, необходимость снимать головку блока, производить диагностику с помощью визуального осмотра. Как правило, пробитую прокладку сразу видно, чтобы выполнить диагностику ГБЦ, делают опрессовку.

Также у головки блока может быть деформирована поверхность, прилегающая к блоку цилиндров, в гаражных условиях она проверяется штангенциркулем или ровным краем металлической линейки и щупом для регулировки клапанов, при деформации плоскость лучше выравнивать на фрезерном станке.

Капает жидкость из выхлопной трубы? Без паники - это конденсат

Если вода попала в глушитель естественным путем (скопился конденсат), избавиться полностью от нее получится вряд ли. Но уменьшить выход пара и влаги при прогреве все-таки можно так:

  • стараться хотя бы иногда совершать не только короткие, но и длинные поездки;
  • сделать в резонаторе (глушителе) небольшие отверстия для выхода конденсата;
  • провести достаточно долгую прогазовку на прогретом двигателе перед тем, как его заглушить.

Нужно отметить, что на некоторых автомобилях отверстия для слива конденсата в резонаторах (глушителях) предусмотрены заводом-изготовителем, поэтому дорабатывать такие элементы нет никакой необходимости.

Конденсат в глушителе летом

Откуда вода в глушителе накапливается зимой и осенью, понятно, но почему конденсат скапливается в выхлопной системе летом? Ответ достаточно простой: и в летний период бывают перепады температур, выпадают осадки, а в некоторых регионах случаются похолодания и даже иногда заморозки. В сухую теплую погоду пар из трубы глушителя практически не идет, но это не означает, что конденсирования не происходит. Ведь какая-то часть воды в трубах и банках «выпуска» все равно осаждается, просто ясным днем пар не так заметен на солнце.

Капает жидкость из выхлопной трубы? Без паники - это конденсат

Проделывание отверстий в глушителе (резонаторе)

При исправном двигателе образование конденсата не вызывает серьезных проблем за исключением одного момента: скопившаяся в банках глушителя влага, которая долго находится внутри, способствует возникновению ржавчины, из-за этого элементы выпускной системы могут выйти раньше из строя. Разумеется, многое зависит от качества металла, но на бюджетных машинах детали «выпуска» ржавеют достаточно быстро.

Сделать отверстия в «глушительной» банке просто, работу удобно производить на яме или подъемнике в гараже, где есть электричество. Для этого понадобится электродрель и сверло приблизительно на 1,5-2 мм, выполняем операцию так:

  • спускаемся под машину (поднимаем авто на подъемнике), находим заднюю банку глушителя, при помощи дрели и сверла проделываем отверстие (желательно в самой низкой точке);Капает жидкость из выхлопной трубы? Без паники - это конденсат
  • действовать дрелью необходимо очень аккуратно, так как при просверливании металла практически всегда начинает вытекать вода, поэтому электроинструмент нужно вовремя успеть убрать в сторону;Капает жидкость из выхлопной трубы? Без паники - это конденсат
  • также можно проделать и второе отверстие снизу с другой стороны банки, кстати, на некоторых автомобилях могут устанавливаться глушители с двумя подобными технологическими отверстиями.

Некоторые автовладельцы считают, что после рассверливания в этом месте начнет более интенсивно ржаветь металл, сократится срок службы выпускной системы.

Но этот вопрос спорный, так как неизвестно, от чего быстрее сгниет глушитель: от воды, находящейся внутри, или от проделанного отверстия.

Хотя и так средний срок службы деталей «выпуска» равен примерно трем годам, у более дорогих автомобилей выхлопные трубы служат обычно дольше.

Особенности доработки глушителя для слива конденсата

Далеко не все глушители быстро ржавеют, есть даже недорогие модели машин, на которых задняя банка без доработки и какого-либо ремонта может прослужить до 10 лет (например, Renault Logan).

Ржавлению чаще всего поддается металл выпускной системы на китайских авто, это касается автомобилей Chery, Lifan, Great Wall. Также недолго «ходят» многие неоригинальные запчасти, поэтому все они нуждаются в доработке, и слив воды здесь не помешает.

Почему отверстия проделываются на самой задней банке, внизу и определенного диаметра, объяснить несложно:

  • если сверлить ближе к двигателю, в салон будут частично попадать выхлопные газы, что, безусловно, доставит немало неудобств и неприятностей пассажирам и водителю;
  • при размерах отверстий большего диаметра появится дополнительный призвук рычащего глушителя (хотя кому-то, наоборот, звук нравится);
  • при более высоком уровне сверления вода из банки полностью не выйдет, процесс ржавления будет продолжаться.

Капает жидкость из выхлопной трубы? Без паники - это конденсат

Характер дыма из выпускной трубы

При наличии конденсата в системе выхлопа из задней трубы вытекает вода и идет пар (белый дым), но цвет отработанных газов может быть другим, и он уже точно указывает на неисправность в автомобиле. Итак, что может означать цвет дыма:

  • сизый, выходящий из глушителя густыми клубами, свидетельствует об износе деталей цилиндро-поршневой группы, залегании поршневых колец;
  • черный, говорит о проблемах топливной системы, большом расходе топлива.

Если автомобиль дымит с сизым оттенком несильно, и обычно сразу после запуска ДВС, причиной такой неисправности в основном являются «задубевшие» маслосъемные колпачки.

Дымление этим цветом при переходе авто на пониженную передачу и с подгазовкой – «устали», не держат, залегли поршневые кольца, из-за чего в значительной мере расходуется масло, хотя мотор может и не потерять при этом мощность.

Читайте также:  Особенности исчисления транспортного налога организациями. Транспортный налог и акцизы

Если мотор с турбокомпрессором, также может быть неисправной турбина.

Капает жидкость из выхлопной трубы? Без паники - это конденсат

Черный дым в любом случае свидетельствует о плохом (неправильном) сгорании топлива, в зависимости от типа двигателя причиной дефекта могут быть:

  • забитые топливные форсунки;
  • дефектный датчик расхода воздуха;
  • перелив карбюратора;
  • зажатые клапана ДВС;
  • неотрегулированный насос высокого давления (для дизелей);
  • засоренный воздушный фильтр.

При черном и сизом дымлении необходимо заниматься диагностикой, выяснять причину поломки, эксплуатировать с такими дефектами авто не следует.

Замерзание глушителя из-за скапливания в нем конденсата

Если машина оставляется зимой в мороз на открытой стоянке, в системе выпуска может скопиться много влаги, а застывает вода нередко в низко расположенном колене и в узком месте.

В результате лед перегораживает проход отработанным газам, возникают проблемы с запуском ДВС – машина будет заводиться, затем сразу же глохнуть.

В таких случаях необходимо отогревать или отстукивать (прочищать) выхлопной тракт, но в целом есть несколько вариантов решений:

  • попробовать прочистить трубу, если лед образовался сзади (не в колене между банками);
  • отбуксировать авто в теплый гараж или на станцию техобслуживания;
  • отогреть «выпуск» с помощью строительного фена;
  • воспользоваться услугами выездных специалистов;
  • отогнать машину на автомойку для отогревания глушителя с помощью горячей воды.

Капает жидкость из выхлопной трубы? Без паники - это конденсат

Греть при помощи открытого огня (газовой горелкой, паяльной лампой и так далее) не рекомендуется, все другие методы можно рассмотреть. И чтобы избежать повторения подобных случаев, отверстия в глушителе нужно все-таки сделать, также следует прогазовывать авто для выдувания конденсата перед постановкой на стоянку, делать это и при автозапуске, ставить машину не на спуск, а на подъем.

Видео – Из глушителя капает вода:

Источник: https://avtobrands.ru/voda-i-dym-iz-truby-glushitelya-prichiny-nuzhno-li-s-etim-borotsya/

Где ещё может скапливаться вода?

Глушитель — не единственное место, где может скапливаться конденсат. Этому явлению подвержены и некоторые внутренние системы машины. В частности, это топливная, масляная и система охлаждения. Не удивляйтесь, если обнаружите капли воды внутри салона или даже в закрытых участках кузова.

С появлением воды во внутренних системах связана одна большая проблема: влага может не дойти до глушителя, и вы попросту её не заметите. Тем временем жидкость будет постепенно ускорять износ деталей, что может привести к отказу в работе. Чтобы избежать этого, как можно чаще заглядывайте под капот автомобиля и не стесняйтесь пользоваться услугами СТО.

Читайте также:  Школа авторемонта Статьи, советы и рекомендации по ремонту и обслуживанию автомобилей своими руками

Конденсат в бензобаке

Если ваша машина начала заводиться с трудом или имеются перебои с работой двигателя, значит, конденсат образовался во внутренних системах автомобиля. Влага в бензобаке может появиться в том случае, если используемый вами бензин низкого качества и имеет большое содержание воды. Такой продукт часто встречается на старых или маленьких заправках. Обратите внимание на стоимость топлива на АЗС, где вы обычно заправляетесь. Если она намного ниже средней по городу — не спешите радоваться. Чаще всего причиной снижения цены становится искусственное повышение октанового числа с помощью присадок. Гораздо надёжнее пользоваться автозаправочными станциями известных компаний.


Конденсат может скапливаться не только в глушителе, но и в бензобаке

В принципе, избежать появления конденсата можно даже с низкокачественным бензином. Для этого достаточно всегда держать бак полным. В этом случае для влаги не остаётся свободного пространства. А вот если вы привыкли заправляться лишь частично, то ждите образования влаги.


При наличии воды в бензобаке машину гораздо труднее завести

При этом жидкость может распространиться и попасть в глушитель. Свечи и топливный насос также страдают из-за скоплений воды. Хуже всего, если влага попадёт в двигатель.

Проделывание отверстий в глушителе (резонаторе)

При исправном двигателе образование конденсата не вызывает серьезных проблем за исключением одного момента: скопившаяся в банках глушителя влага, которая долго находится внутри, способствует возникновению ржавчины, из-за этого элементы выпускной системы могут выйти раньше из строя. Разумеется, многое зависит от качества металла, но на бюджетных машинах детали «выпуска» ржавеют достаточно быстро.

Сделать отверстия в «глушительной» банке просто, работу удобно производить на яме или подъемнике в гараже, где есть электричество. Для этого понадобится электродрель и сверло приблизительно на 1,5-2 мм, выполняем операцию так:

  • спускаемся под машину (поднимаем авто на подъемнике), находим заднюю банку глушителя, при помощи дрели и сверла проделываем отверстие (желательно в самой низкой точке);

    Почему из глушителя капает вода

  • действовать дрелью необходимо очень аккуратно, так как при просверливании металла практически всегда начинает вытекать вода, поэтому электроинструмент нужно вовремя успеть убрать в сторону;

    Почему из глушителя капает вода

    Читайте также:  ВАЗ-2131 «Нива» — бюджетное авто повышенной проходимости

  • также можно проделать и второе отверстие снизу с другой стороны банки, кстати, на некоторых автомобилях могут устанавливаться глушители с двумя подобными технологическими отверстиями.

Некоторые автовладельцы считают, что после рассверливания в этом месте начнет более интенсивно ржаветь металл, сократится срок службы выпускной системы. Но этот вопрос спорный, так как неизвестно, от чего быстрее сгниет глушитель: от воды, находящейся внутри, или от проделанного отверстия. Хотя и так средний срок службы деталей «выпуска» равен примерно трем годам, у более дорогих автомобилей выхлопные трубы служат обычно дольше.

Чем опасно наличие воды в глушителе зимой

Несмотря на то что особой угрозы наличие конденсата в глушителе не представляет, закрывать на него глаза будет неправильно. Первая и главная причин этого — появление коррозии из-за постоянного контакта металла с жидкостью.

Коррозия на выхлопной трубе

Под воздействием влаги на выхлопной трубе может появиться коррозия

Обратите внимание, что в зимний период процесс образования коррозии происходит в несколько раз медленнее, чем летом. Так что паниковать не стоит: у вас есть достаточно времени для того, чтобы решить эту проблему.

Ещё один неприятный момент: если конденсат не размораживать и не сливать, его уровень может существенно повыситься. Это приведёт к образованию ледяной непроходимой пробки. Уже через несколько дней вы не сможете завести автомобиль. Чтобы избежать этого, достаточно каждый день хотя бы немного прогревать машину. Также не стоит оставлять машину прогреваться на холостых оборотах, так как выхлопная система будет оставаться холодной, что способствует оседанию водяных паров.

Ледяная пробка

Если не прогревать автомобиль полностью, может образоваться ледяная непроходимая пробка

Популярное решение проблемы — сделать небольшую дырочку в резонаторе. В этом случае жидкость будет свободно стекать, а не скапливаться на стенках выхлопной трубы. Однако отверстие может стать причиной ещё более быстрого образования ржавчины. А значит, эту деталь придётся заменять на несколько лет раньше положенного срока. К тому же основная причина коррозии глушителя — это не конденсат, а агрессивное воздействие выхлопных газов. Влага может лишь ускорить этот процесс. Однако если вы всё же решились на подобную процедуру, посмотрите видео, в котором объясняется где и как именно лучше делать отверстие.

Особенности доработки глушителя для слива конденсата

Далеко не все глушители быстро ржавеют, есть даже недорогие модели машин, на которых задняя банка без доработки и какого-либо ремонта может прослужить до 10 лет (например, Renault Logan). Ржавлению чаще всего поддается металл выпускной системы на китайских авто, это касается автомобилей Chery, Lifan, Great Wall. Также недолго «ходят» многие неоригинальные запчасти, поэтому все они нуждаются в доработке, и слив воды здесь не помешает. Почему отверстия проделываются на самой задней банке, внизу и определенного диаметра, объяснить несложно:

  • если сверлить ближе к двигателю, в салон будут частично попадать выхлопные газы, что, безусловно, доставит немало неудобств и неприятностей пассажирам и водителю;
  • при размерах отверстий большего диаметра появится дополнительный призвук рычащего глушителя (хотя кому-то, наоборот, звук нравится);
  • при более высоком уровне сверления вода из банки полностью не выйдет, процесс ржавления будет продолжаться.

А заводские отверстия предусмотрены на некоторых глушителях Лада Калина/ Гранта/ Приора, ГАЗ 3110/ 31029, Ford Explorer V6, Ford Focus 2 и прочее.

Как узнать, почему появился белый дым с водой

Чтобы убедиться, что это не испарение конденсата, следует хорошенько прогреть автомобиль. Если выхлоп и влага не пропали, то дальнейшую диагностику следует проводить с учетом типа силовой установки.

Популярные статьи  Как заклеить или заменить ёмкость омывателя автомобиля

Владельцам машин с дизельным двигателем сперва следует проверить цвет дыма. Оттенок выхлопа может свидетельствовать о разных проблемах:

  • серый — несвоевременное воспламенение горючего;
  • синий — угар масла;
  • густой белый — утечка охладительной жидкости.

Чтобы убедиться, что антифриз не попал в цилиндр, надо открыть расширительный бачок или радиатор, а затем включить двигатель. Если в резервуаре обнаружится масляная пленка, пузырьки и будет пахнуть выхлопом, то это значит, что в цилиндре есть трещина или повреждена прокладка ГБЦ. Также будет наблюдаться быстрое снижение уровня антифриза во время поездки.

Вода в глушителе авто

Обладателям авто с бензиновым мотором могут диагностировать проблему при помощи щупа или салфетки. В первом случае надо открыть капот и опустить щуп в поддон картера двигателя. Затем вытащить. Если есть утечка охладительной жидкости (ОЖ), то на щупе будет налет молочного цвета.

Второй способ — использовать белую салфетку или лист бумаги. Ее надо прислонить к выхлопной трубе и завести машину. Через 15 секунд прекратить процедуру. Мокрая салфетка высыхает без следов, если белый дым и вода из выхлопной трубы появились из-за конденсата. Но в ситуации протечки ОЖ, будут видны на поверхности бумаги жирные пятна желтого или синего цвета. От них будет исходить кислый запах.

Published by Евгений Харитонов