Статистика цен на бензин по Росстату. Прогноз цен на бензин и дизельное топливо 2022-2030 год

Статистика цен на бензин и дизельное топливо

Далее приводится график, наглядно демонстрирующий главный тренд, который характерен для цен на бензин в России. Он выражается в постоянном и очень стабильном росте значений этого показателя. Исключение составляет заметное падение стоимости АИ-80 в 2015 году – в первый год мирового экономического кризиса. Оно было отыграно только в наступившем 2021 году, когда цена на бензин этого типа составила 42,84 руб. за литр.

Статистика цен на бензин по Росстату

По годам

Более подробная информация по ценам на бензин разных марок за последние 20 лет по данным Росстата приводится в таблице. Для удобства восприятия она разделена на две части – по 10 лет в каждой.

Цена 1 л. 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
АИ-80 7,58 9,06 12,46 14,32 15,75 17,01 17,41 19,16 20,09 24,65
АИ-92 9,8 10,9 13,6 16,8 18,7 19,39 20,1 22,3 23,5 24,9
АИ-95 10,99 12,61 14,74 17,46 19,72 20,9 22,8 24,1 25,4 26,92
Цена 1 л. 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
АИ-80 26,56 27,91 40,41 32,23 33,59 35,22 37,74 39,42 40,13 42,84
АИ-92 26,8 28,9 32,2 33,3 34,7 36,5 39,43 43,13 43,8 44
АИ-95 29,07 31,39 35,11 36,13 37,6 40,1 43,95 45,67 46,2 48,5

В качестве вывода можно показать итоговую динамику цен за два десятилетия:

  • для АИ-80 рост составил 565% или 5,65 раза;
  • для АИ-92 – 449% или 4,49 раза;
  • для АИ-95 – 441% или 4,41 раза.

Далеко не все виды товаров за прошедшее время демонстрировали настолько стабильную и уверенную динамику роста. Большая часть сказанного про бензин справедлива и по отношению к дизельному топливу. Статистические данные по ценам приводятся в таблице.

Цена 1 л. 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Дизельное топливо 24,5 19,7 16,9 27,2 29,1 31,5 33,8 34,9 36,8 38,7 39,34 44,14 46,3 49,4

Более наглядно динамику изменения показателя демонстрирует диаграмма в виде графика. На ней четко виден единственный временной период заметно снижения цен на дизельное топливо – 2009-2010 год. Его можно признать следствием мирового экономического кризиса 2008 года. Но падение было отыграно уже в 2011 году.

Далее наблюдается стабильный рост, причем опережающими, по сравнению с бензином, темпами. Важно отметить, что на сегодняшний день цена дизельного топлива выше аналогичного показателя для других видов горючего, включая АИ-95.

Статистика цен на бензин по Росстату

По городам

Данные Росстата о цене на топливо в разрезе российских регионов предоставляются не настолько оперативно, как текущие показатели в среднем по стране. Тем не менее, можно выделить несколько субъектов РФ, где цены на самый ходовой бензин – АИ-92 – оказались самыми высокими и самыми низкими в 2017 году. Перечень регионов приводится в таблице.

Самые высокие цены на бензин Рублей за литр АИ-92 Самые низкие цены на бензин Рублей за литр АИ-92
Чукотский АО 51,5 Кемеровская обл. 35,7
Якутия 50,7 Омская обл. 35,6
Магаданская обл. 44,4 Томская обл. 35,5
Камчатский край 44,9 Челябинская обл. 35,5
Приморский край 39,3 Республика Чечня 35,0

Приведенные статистические данные позволяют сделать простой и очевидный вывод. Наибольшие цены на бензин отмечаются в самых удаленных регионах страны. Наименьшие характерны для тех субъектов РФ, где добывается или перерабатывается нефть.

Описанная ситуация актуальная и для сегодняшнего времени. Достаточно привести статистику средних цен на бензин и дизельное топливо – минимальных и максимальных – по состоянию на начало февраля 2021 года. Данные представлены в виде таблицы.

Вид топлива Город Минимальная цена Город Максимальная цена Разница в руб. Разница в %%
АИ-92 Челябинск 40,53 Анадырь 60,00 19,47 48%
АИ-95 Барнаул 43,38 Анадырь 63,00 19,62 45%
АИ-98 Томск 49,38 Южно-Сахалинск 61,70 12,32 25%
Дизельное Грозный 44,19 Анадырь 62,00 17,81 40%

Настолько существенная разница возникает из-за серьезной географической удаленности отдельных регионов страны от центров добычи и переработки нефти. Ситуация усложняется слабо развитой инфраструктурой отдельных субъектов РФ, результатом которой становится резкий рост транспортных расходов на доставку горючего в ту или иную область или край.

Еще более наглядно описанные явления демонстрирует текущая ситуация с ценами на бензин в разрезе федеральных округов. Базовые данные по состоянию на начало февраля 2021 года приводятся в таблице.

Федеральный округ Дизельное топливо АИ-92 АИ-95 АИ-98
Дальневосточный федеральный округ 54.00 ? 47.17 ? 49.74 ? 53.67 ?
Приволжский федеральный округ 48.37 ? 43.50 ? 47.01 ? 53.33 ?
Северо-Западный федеральный округ 50.52 ? 44.45 ? 47.79 ? 55.41 ?
Северо-Кавказский федеральный округ 46.31 ? 44.75 ? 48.38 ? 54.38 ?
Сибирский федеральный округ 50.55 ? 42.31 ? 45.38 ? 51.66 ?
Уральский федеральный округ 50.40 ? 42.85 ? 46.24 ? 54.17 ?
Центральный федеральный округ 47.51 ? 43.77 ? 47.83 ? 54.53 ?
Южный федеральный округ 47.41 ? 44.80 ? 49.24 ? 54.76 ?

Если представить информацию в виде так называемой тепловой карты, получится следующая картина

Цвет каждого федерального округа зависит от двух ключевых параметров. Первый – наличие нефтедобычи и переработки на территории региона, второй – удаленность от основных логистических маршрутов транспортировки. Явное преимущество Сибирского федерального округа по первому фактору позволяет удерживать цены на бензин на самом низком уровне в стране.

Читайте также:  Сброс ошибки подушки безопасности. Как исправить: На приборной панели горит лампа "подушка безопасности"

Статистика цен на бензин по Росстату

Динамика и история изменения цен на бензин

Подорожание бензина намного более частое явление, чем его удешевление. В качестве примера достаточно привести ситуацию, которая сложилась в середине прошлого года. Несмотря на пандемию и связанные с ней ограничительные меры, серьезно ударившие по бизнесу и экономике в целом, оптовая цена на бензин АИ-95 обновила 17 июня исторические максимумы в ходе торгов на СПб бирже. Стоимость 1 тонны составила 56,754 тыс. руб. при росте всего за день на 9%.

Подобную ситуацию сложно назвать редкой. С историческими минимумами цен на бензин или дизельное топливо намного сложнее. По крайней мере, в России. Это объясняется особенностями налогового законодательства страны, при котором значительную часть стоимости горючего формируют фискальные выплаты. Поэтому колебания оптовых цен на мировом и, тем более, отечественном рынке практически не влияют или влияют незначительно на внутреннюю цену бензина.

В других странах ситуация в корне иная. Например, в апреле 2020 года в США был достигнут минимум цен на бензин за последние 27 лет. Средняя цена составила $1,93 за 3,8 литра (галлон) или в более привычных единицах – 38 руб. за литр. Такое снижение стало результатом обвала стоимости нефти на мировом рынке, который произошел из-за пандемии и конфликта внутри ОПЕК.

От чего зависит и из чего складывается цена?

Описанная в предыдущем разделе ситуация с ценами на российском рынке топлива требует отдельного рассмотрения. Отсутствие влияния стоимости нефти на розничную цену бензина или дизельного топлива объясняется предельно просто. Для этого достаточно привести следующее изображение, которое демонстрирует процесс ценообразования на внутреннем рынке России. Приведенные цифры актуальны для начала 2019 года, но важно понимать, что на сегодняшний день ситуация изменилась не сильно.

Статистика цен на бензин по Росстату

Первый и главный вывод, который можно сделать на основании изображения, предельно прост. В итоговой цене бензина более двух третей – 71,27% — это различные налоговые выплаты. Стоимость исходного сырья и его переработки составляет немногим более 16% от стоимости топлива. Очевидно, что даже заметные колебания, связанные с этими 16%, не окажут серьезного влияния на цену бензина или дизельного топлива в целом.

Прогнозы изменения цен на топливо

Экономика мира в целом и России в частности несколько оправилась от кризиса 2020 года, вызванного пандемией COVID-19. Поэтому нет никаких оснований рассчитывать на снижение или хотя бы замедление роста цен на бензин и дизельное топливо. Напротив, вполне вероятна интенсификация процесса, тем более – в России, для которой характерны описанные выше особенности ценообразования. Даже обычно консервативное Минэнерго планирует увеличение цен на 3-6%.

Такой серьезный разброс в данных объясняется несколькими возможными сценариями развития дальнейших событий.

Сценарий №1: бензин будет дешеветь как в СССР или Венесуэле

Бензин в России действительно может упасть в цене, как в СССР или Венесуэле, обогнав по стоимости минеральную воду. 

Стоимость топлива в СССР и Венесуэле:

В рублях

В долларах

СССР*

0,40

0,64

Венесуэла

2,09

0,02

*Цены приведены на 1985 год, когда курс доллара был 0,63 рублей. Для Венесуэлы стоимость пересчитана в современные рубли по курсу 105 рублей за 1 доллар. 

Читайте также:  Разметка для пожарной техники во дворах — ГОСТ. В каком случае можно не бояться штрафа за стоянку на «пожарной» разметке

Для воплощения такого сценария необходимо стечение следующих факторов: 

  1. Мощная дотационная государственная поддержка нефтегазовой отрасли, которая будет покрывать убытки от потери экспорта. 

  2. Заморозка цен на солярку и бензин, как и курса доллара для поддержания экономики.

  3. Падение спроса на горючее из-за массового отказа от личных автомобилей. Машина вновь станет дорогим удовольствием. 

  4. Снижение внутренней торговли. Перевозки товаров упадут, бензина и солярки будет с избытком. 

  5. Поддержание мощностей ТЭК для нужд армии. Лишнее горючее будут сбывать населению по минимальный ценам. 

Такой сценарий – не исключается. На улицы городов вновь вернутся мопеды и мотоциклы с коляской – производство мототехники наладить в разы проще, чем поддерживать современные автозаводы. 

Личный транспорт вытеснят автобусы советского типа – с простыми прожорливыми двигателями и элементарной конструкцией. Конечно, они будут намного комфортнее советских. 

Сценарий №2: бензин сначала подешевеет, а потом резко подорожает

Цены на топливо в России могут придержать или даже снизить на период проведения специальной военной операции. При условии объявления всеобщей мобилизации и усилении активной фазы, цена на топливо будет снижена до 20-30 рублей за 1 литр. Этому способствует и нефтяное эмбарго — топливо просто некуда сбывать. 

Однако, в дальнейшем, не исключен резкий скачок стоимости “дизеля” и бензина, для этого можно выделить следующие риски:

  1. У государства может возникнуть острый дефицит бюджетных средств. На фоне заморозки резервов ФНБ и санкций это предсказуемое событие, поэтому покрывать расходы будут традиционно – за счет повышения цен на топливо. 

  2. К повышению топливных тарифов приведут запросы топливной сферы. Она работает по тем же капиталистическим законам, что и остальной бизнес. Увеличение ключевой ставки – как один из катализаторов. 

  3. Повышение мировых цен на топливо и нефть. Россия все больше уходит в международную изоляцию, но стоимость сырья и материалов продолжает повторять движения мировых рынков. 

  4. Подорожание запасных частей для оборудования АЗС. Часть фурнитуры и комплектующих для топливозаправочных колонок имеет европейское происхождение. 

  5. Экологические нормы. Как аргумент для включения в топливо дополнительных сборов после отказа российских автозаводов от норм “Евро-5” и “Евро-4”.

Аргумент в пользу этого сценария достаточно тривиален: после 2014 года был введен первый пакет санкций, а нефтяные цены упали с 112 до 31 долларов за баррель. Топливо при этом не подешевело, а подорожало за 8 лет на 20 рублей. 

Что нужно делать: при сильной экономической стимуляции бизнеса и поддержке государства топливного сектора роста цен можно избежать.

Динамика изменения цен за прошлые годы

На протяжении многих лет стоимость топлива устойчиво демонстрировала повышение, несмотря на все большую выработку изначального сырья. Более того, при повышении стоимости нефти на мировом рынке, цена бензина для граждан РФ тоже увеличивалась.

Как было сказано выше, в случае падения мирового «черного золота» готовое топливо не снижалось в цене. Его стоимость оставалась на прежнем месте. Однако если впоследствии нефть начинала дорожать, то за ней быстро «подтягивались» наценки на бензин и дизель. Исходя из этого можно понять, что в течении последних лет динамика цен в рублях была положительной, но для конечных покупателей отрицательной, т.к. им с каждым разом приходилось платить все больше.

По сути хорошо было только продавцам и добытчикам продуктов — обычные водители платили больше с каждым месяцем. В приведенной ниже таблице хорошо заметно выразительное изменение стоимости топлива с каждым годом. По сути за последнее десятилетие бензин подорожал почти вдвое.

Месяц и год Средняя стоимость
за литр в рублях
Ноябрь 2010 24,82
Июнь 2011 26,95
Декабрь 2012 28,33
Май 2013 30,88
Февраль 2014 32,49
Сентябрь 2015 37,12
Март 2016 36,70
Октябрь 2017 38,08
Январь 2018 41,05
Апрель 2019 45,12
Май 2022 45,91

Из таблицы видно, что на протяжении нескольких лет лишь в одном случае было незначительное падение цены, все остальное время стоимость топлива росла. Безусловно, колебания есть и в течение одного года, но этот момент важен тем, что в 2016 году не было слишком явного весеннего повышения цен, характерного после зимнего падение стоимости.

Читайте также:  Упражнения на автодроме (площадке) в ГАИ в 2022 году. Практический экзамен по вождению в ГИБДД с 1 апреля 2021 года (категория «B»)

Необходимо понимать, что в таблице приведены цены по России в общем. Конкретные значения в разных регионах могут незначительно «плавать». Обе столицы и города-миллионники немного выбиваются из общего ценового потока — в Москве в мае 2022 года наблюдалась разница в стоимости по отношению к общероссийской почти на 1 рубль за литр. Выявляя сколько будет стоить бензин важно учитывать региональный фактор, ведь для части населения разница в 80-90 копеек за литр топлива может стать очень существенной.

Внимание! Удивительно, но в 2022 году во многих регионах наблюдалось реальное, хотя и не очень значительное, падение цен на бензин. Введение карантина из-за пандемии коронавируса, приведшее к резкому уменьшению продаж топлива, привело к небольшому уменьшению стоимости топлива. Именно с этим связана близкая стоимость топлива 2022 года и предыдущего 2019.

Если ориентироваться на среднероссийские показатели стоимости АИ-95, то только за апрель 2022 года цена «похудела» на 1,5%. Это позволило курсу вернуться на несколько месяцев назад — похожие показатели цена на топливо демонстрировала в июле 2019 года. Однако на будущее таких радостных прогнозов ждать не стоит.

FAQ

На сколько изменились цены на бензин в России за последние годы?

За два десятка лет цена АИ-80 выросла в 5,65 раза, АИ-92 и АИ-95 – соответственно, в 4,49 и 4,41 раза.

Почему дизельное топливо дороже бензина?

Данное утверждение не совсем корректно. Дело в том, что по состоянию на февраль 2021 года дизельное топливо дороже бензина АИ-92 и АИ-95, но не АИ-98. Такое соотношение наглядно демонстрирует реальную востребованность горючего каждого из видов.

Почему снижение цен на нефть не приводит к аналогичному снижению стоимости бензина и дизельного топлива в России?

Такая ситуация объясняется очень просто – особенностями ценообразования на продукты нефтепереработки в РФ. Дело в том, что более 71% итоговой цены бензина и топлива составляют налоговые выплаты в бюджет. Общая доля стоимости нефти и ее переработки равняется примерно 16,5%. Нет ничего удивительного в том, что колебания такой незначительной части не оказывают существенного влияния на цену конечного продукта.

Особенности формирования стоимости

Нередко покупатели топлива негативно настроены против итоговых продавцов бензина, считая их виновными в неприлично высоких ценах. На самом деле непосредственно владельцы сетей бензозаправок не «накручивают бешеные тысячи» прибыли, а лишь соблюдают закон. Уже до их торговых наценок стоимость топлива довольно высока.

На стоимость бензина влияет множество факторов:

  1. Первоначальная стоимость сырья.
  2. Особенности переработки в бензин.
  3. Дальности и сложности транспортировки.
  4. Текущие налоговые тарифы и размеры акцизов.
  5. Новые экологические стандарты, требующие обновления оборудования как на добыче и переработки, так и при организации продажи.

То же повышение НДС на 2% легло грузом на карман потребителей, а не поставщиков. Если же экологи обяжут сменить какие-нибудь фильтрующие системы при переработке нефти, то и эта модернизация повлияет на итоговую стоимость топлива. Это что касается повышения стоимости. Снижение же цены как раз зависит от продавцов — если топливо совсем не покупают, то они немного уменьшают свою торговую наценку.

Интересно знать! Часто граждане просто не задумываются, что в разных регионах страны цены на топливо отличаются. Парадоксальным является то, что иногда бензин дороже рядом с местами добычи и переработки нефти. Диапазон разброса стоимости в разных областях может отличаться на несколько рублей за литр.

Несмотря на то, что Россия все еще является сырьевой страной в огромном количестве добывающей углероды, стоимость топлива для граждан постоянно растет. Это повышение легко заметить на примере изменения стоимости в текущем и предыдущих годах.

Published by Евгений Харитонов