Что такое мощность
Да, на «Жигулях» тоже можно было прохватить как бы с ветерком. Но это же не Chevrolet Camaro и не Bugatti Veyron, до которых нашим (и не только!) тачкам как от земли до неба. Однако некоторые культовые американские и скоростные европейские модели уже давно встречаются на улицах российских городов, да и другие подтягиваются — если не до лучших образцов, то просто растут по части динамических показателей. И вопрос, что же, все-таки, важнее для разгонных характеристик — мощность двигателя или его крутящий момент уже не представляется праздным.
Надо заметить, что тема эта довольно объемная, однако мы не будем перегружать читателя теоретическими выкладками, коротко разберемся сначала с мощностью, взяв для примера, ну, хотя бы 1,6-литровый 16-клапанный двигатель ВАЗ-21127, который устанавливается на автомобили Lada Kalina, Lada Priora, Lada Granta, а под индексом 21129 — на Lada Vesta и LADA Xray. По сути, это — старый добрый мотор ВАЗ-21126, только с регулируемым впуском. Производитель сообщает, что благодаря усовершенствованию мощность агрегата увеличилась с 98 до 106 л.с.
Всего 8 сил добавилось, они сделали машину чуть живее. Интересны единицы измерения мощности. Их две — лошадиные силы и киловатты. Джеймс Уатт придумал своих внесистемных «лошадей», чтобы его паровые машины производили неизгладимое впечатление на клиентов, показывая, сколько сильных и выносливых животных они могут заменить. Цифры великий изобретатель взял не с потолка, а произвел некие расчеты, согласно которым 1 лошадиная сила равна 75 килограммам, поднятым за 1 секунду на высоту 1 метр.
Обозначение » л.с.» признано во всем мире, но часто в фирменных буклетах встречается и аббревиатура кВт, которая тоже имеет отношение к знаменитому шотландцу. Так вот, 1 кВт равен 1,3596 л.с. Умножайте и получите привычные лошадиные силы, которые в характеристиках двигателей выдаются вместе с оборотами коленвала. Например, уже упомянутый мотор выходит на паспортную мощность 106 л.с. (78 кВт) при 5800 об/мин. Не сказать, что агрегат очень оборотистый, но этого достаточно, чтобы пойти на обгон или совершить какой-то другой маневр, перейдя на пониженную передачу и интенсивно выжимая педаль акселератора. Однако сколько не жми, а мгновенно агрегат не раскрутится, и тут, с той или иной степенью эффективности, приходит на помощь крутящий момент
Мощность применительно к силовому агрегату есть физическая величина, характеризующая работу двигателя, выполняемую за единицу времени. В принципе, мощность показывает, как быстро сможет автомобиль, имеющий определенную массу, преодолеть необходимое расстояние. Чем больше мощность, тем, соответственно, выше максимальная скорость при неизменной снаряженной массе.
Можно сказать и так: мощность двигателя — это энергия, которую он вырабатывает и которая затем преобразуется в крутящий момент, посредством трансмиссии передаваемый на приводы или ведущие мосты, а затем на колеса автомобиля.
Что дают лошадиные силы автомобиля?
То есть получается, что лошадиная сила показывает, насколько быстро двигатель может выполнить работу за определенное количество времени. Соответственно, крутящий момент и мощность неразрывно связаны друг с другом.
Роль мощности в крутящем моменте
Не стоит думать, что крутящий момент теперь самый важный параметр. Все зависит от того, чего ожидает автомобилист от своего железного коня. Эти показатели помогут будущему владельцу транспортного средства определить, как будет себя вести машина в разных дорожных условиях.
Если коротко, то мощность показывает, насколько эффективно работает мотор, а крутящий момент будет являться следствием этой работы на деле.
Сравним гоночный автомобиль с пикапом. Для спорткара важен показатель мощности – как крутящий момент обрабатывается редуктором. Благодаря высокой мощности (реализация на колеса) этот автомобиль сможет быстро разгоняться и достигать большей скорости на пике. В этом случае моторы способны раскручиваться очень сильно – до 8 тысяч и более.
Пикапу же наоборот высокая скорость не нужна, поэтому редуктор создан так, чтобы момент от двигателя распределялся для увеличения тяговых характеристик.
Что влияет на динамику разгона автомобиля?
Чем машина легче, тем быстрее она разгоняется. А еще в списке важных факторов, способствующих хорошей динамике авто, числятся: форма кузова (аэродинамика), качество резины и тип коробки передач. Замечено, что машины бюджетной линейки, могут похвастаться динамикой на уровне 9-12 секунд, во время разгона до 100 км/ч.
Что зависит от количества лошадиных сил?
Лошадиная сила зависит от крутящего момента (силы Н. м.) и от количества оборотов в минуту двигателя. Крутящий момент по своей сути,- это сила и мощность с которой можно сделать определенную работу.
Реализация мощности с различными трансмиссиями
Современные автомобили оснащаются различными по своему типу коробками передач, в том числе автоматами, роботами и вариаторами. Продвинутая электроника таких трансмиссий позволяет лучше реализовывать мощностные характеристики двигателей, при этом имеется возможность активации как комфортного режима, так и спортивного. В автомате коробка сама повышает или понижает передачу, тем самым как обеспечивается комфорт управления автомобилем, так и машина может с легкостью поддерживать заданную водителем скорость или же необходимое ему ускорение.
Бесступенчатые трансмиссии вариаторы вовсе способны эффективно реализовывать мощность без её потери на переключения, поэтому такие машины считаются самыми динамичными и скоростными. При этом нужно учитывать тот факт, что вариаторы сегодня не способны выдерживать повышенные нагрузки от мощных двигателей, поэтому такой тип трансмиссии получил наибольшее распространение на малолитражных автомобилях, которые имеют не слишком мощный мотор, но при этом такие коробки лучше всего реализуют их динамические характеристики.
Субъективные оценки автовладельцев
Считается, что на двигателях, которые имеют больший крутящий момент, во время разгона водитель получает куда больше удовольствия, что объясняется отзывчивой реакцией машины на нажатие педали газа. На дизельных автомобилях пик крутящего момента приходится практически на самый низ оборотов, поэтому кажется, что такая машина разгоняется куда лучше, чем сопоставимые с ней автомобили при большем значении мощности в лошадиных силах.
Часто водители ошибочно полагают, что для динамики авто куда важнее крутящий момент. Тогда как показатель максимальной мощности обычно достигается на высоких оборотах, до которых мы не раскручиваем двигатель. Динамика авто действительно будет зависеть от показателя крутящего момента и именно от того, когда этот показатель достигается на высоких или низких оборотах. Следует все же сказать, что от показателя крутящего момента зависит лишь интенсивность разгона, тогда как максимальная скорость — исключительно от мощности в лошадиных силах.
Как узнать по объему двигателя количество лошадиных сил в авто?
Объем двигателя умножают на среднее давление и на количество оборотов в минуту, деленное на 120. Получаем результат в Квт и переводим в лошадиные силы.
Чем меньше крутящий момент тем лучше?
Время, пока двигатель набирает максимальную мощность, напрямую зависит от величины крутящего момента. … Чем выше крутящий момент, тем быстрее ускоряется автомобиль и тем больше у него тяга. Крутящий момент также зависит от количества оборотов коленчатого вала двигателя в минуту.
Как лошадиные силы влияют на скорость?
Дело в том, что интенсивность разгона автомобиля определяют не лошадиные силы, а ньютон-метры. И чем шире диапазон, в котором силовой агрегат производит максимум тяги, тем удобнее на такой машине перемещаться по городу: автомобиль легко трогается с места и набирает ход.
Что влияет на ускорение автомобиля?
Конечно, на скорость разгона влияют и другие немаловажные факторы — например, аэродинамика, которой может похвастаться кузов, или тип коробки передач, или шины. А вот какой мотор, дизельный или бензиновый, для разгона неважно. В этом плане главное — мощность и крутящий момент.
Как повысить крутящий момент?
Без вмешательства в конструкцию силового агрегата эту работу невозможно выполнить. Однако существуют более дорогие способы и бюджетные. В первом случае прирост показателя окажется ощутимым. Однако минус такого тюнинга – у мотора значительно снижается рабочий ресурс. Ремонт форсированного агрегата тоже будет стоить дороже, его «прожорливость» также возрастет.
Вот какие затратные варианты модернизации доступны для обычного мотора:
- Монтаж наддува для атмосферного двигателя. Это может быть турбина или компрессор. При таком форсировании возрастают как значения мощности, так и крутящего момента. Для этой работы потребуются приличные вложения на приобретение дополнительного оборудования, оплату работы специалистов (если хозяин автомобиля – тьма в плане устройства механических средств и их работы, то лучше доверить процедуру профессионалам);
- Установка другой модели двигателя. Прежде чем решиться на подобную модернизацию своего авто, необходимо провести много расчетов по подбору агрегата, подходящего для конкретного автомобиля. Нередко помимо установки нового мотора потребуется менять место положения дополнительного оборудования. Если электронная система управляется блоком управления, то его тоже нужно будет заменить и подстроить под работу уже существующего оборудования. И это еще лишь вершина айсберга;
- Форсирование мотора. Доработка позволяет изменить конструкцию и устройство силового агрегата. Например, можно увеличить его объем, установить другой распредвал и коленчатый вал, другие поршни и шатуны. Все зависит от того, насколько владелец авто готов оплатить работу мастеров. Как и в предыдущем случае, перед модернизацией придется потратиться на расчеты ожидаемых параметров и сможет ли установка конкретных элементов поправить ситуацию.
Если нет возможности выделить большие средства на подготовительный процесс и ремонт, но есть огромная потребность в увеличении крутящего момента, то существуют более дешевые способы.
Например, автовладелец может выполнить следующие изменения:
- Чип-тюнинг. О том, что это такое и какие эта модернизация имеет достоинства и недостатки, рассказывалось отдельно . Если коротко, то профессионалы вмешиваются в программное обеспечение блока управления, меняют его настройки, в том числе расход топлива и обороты коленвала;
- Модернизация впускного коллектора. В этом случае система либо заменяется на другую, более производительную, либо устанавливается фильтр с нулевым сопротивлением. Первый способ увеличивает входящий поток воздуха, а второй снижает сопротивление подачи очередной порции. Стоит учесть, что для подобной доработки нужны точные познания и расчеты. В противном случае можно вообще испортить двс;
- Модернизация выпускной системы. Также как в предыдущем способе, потребуются хорошие познания в работе системы выпуска отработанных газов. В стандартном автомобиле установлены элементы, которые препятствуют свободному удалению выхлопа. Это делается в угоду экологическим стандартам, а также снижения шума во время работы агрегата, но она затрудняет «выдох» мотора. Некоторые автолюбители вместо штатной системы монтируют спортивный аналог.
Чтобы ДВС использовал свой потенциал так, как задумал производитель, рекомендуется использовать качественные расходники. Например, вместо стандартных свечей можно использовать более эффективные аналоги. Подробней о разновидностях и их особенностях рассказывается здесь . Однако использование качественных расходных материалов лишь придает эффективности двигателю в соответствии с разработками завода-производителя.
И в завершение – видео о том, что такое мощность и крутящий момент:
Мощность или крутящий момент — что важнее? Смотрите это видео на YouTube
Что такое крутящий момент для чайников?
Крутящий момент двигателя – это произведение силы на плечо рычага, к которому она приложена. Если помните, то сила измеряется в Ньютонах, а вот плечо рычага измеряется в метрах – Нм. 1 Нм равняется силе в 1Н (Ньютон), которая приложена к рычагу в 1 метр.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Можно ли иметь несколько полисов?
Что такое крутящий момент
Крутящий момент — это качественный показатель, характеризующий силу вращения коленчатого вала. Рассчитывается он как произведение силы, приложенной к поршню, на плечо (расстояние от центральной оси вращения коленчатого вала до места крепления поршня) и измеряется в ньютонах на метр (Н.м).
В уже упомянутом вазовском двигателе возросла не только мощность, но со 145 до 148 Н•м увеличился крутящий момент. Мало того, инженерам удалось получить до 10 «ньютотнов» прибавки в диапазоне 1000 — 3500 об/мин. А это означает, что машина стала хоть немного, но резвее, потому что, если говорить простыми словами, крутящий момент представляет собой силу, благодаря которой преодолевается сопротивление движению. Чем выше момент, тем динамичнее происходит разгон автомобиля.
Возьмем характеристики мотора, который устанавливается на гиперкар Bugatti Veyron. Они сразят наповал, даже если в обычной жизни мы вряд ли будем удостоены чести почувствовать ураганное ускорение, которое обеспечивает W-образный 16-цилиндровый 1200-сильный монстр, тяга которого достигает почти 1500 Н.м в диапазоне всего 2400 — 5700 об/мин. Вы едва до тапочки дотронулись, как уже улетели, хорошо, если не в кювет! И все благодаря невероятному крутящему моменту.
Степень сжатия топливной смеси в цилиндрах имеет огромное значение. Так что внимательно читаем характеристики, они могут многое рассказать о моторе. Между прочим, впечатляющая тяговитость дизелей объясняется как раз очень высокой степенью сжатия смеси дизтоплива и воздуха (примерно 20:1 против 10:1 у бензиновых агрегатов).
Обороты двигателя
Еще немаловажным фактором являются обороты мотора, при которых достигается максимальный крутящий момент. Если, к примеру, это 4000 об/мин, то для раскрутки двигателя нужно некоторое время, которое вы теряете при внезапных резких маневрах.
А вот если максимальный крутящий момент достигается уже при 2000 об/мин, тогда все отлично, вы давите на газ и тут же получаете всю мощь мотора, не теряя время на раскрутку и машина срывается с места.
От сюда можно вывести тот факт, что чем меньше обороты максимального крутящего момента, тем лучше.
Большим запасом крутящего момента могут похвастаться многоцилиндровые, V-образные двигатели с турбонаддувом. Но лидерами по крутящему моменту всегда были дизельные моторы, а особенно те, которые ставят на трактора. Они достигают своего максимума уже ан 1500 об/мин и за это их называются “тяговитыми”. Если вы слышите такую фразу “двигатель хорошо тянет внизу” – это значит, что его максимальный крутящий момент приходится на обороты в районе 2000 об/мин, при которых и достигается его максимальная мощность в л.с.