Всё, что мы ещё не знали про техническое обслуживание. Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним

Зачем машине нужно ТО

Каждый автомобиль является чрезвычайно сложным агрегатом, который наполнен сложными и дорогостоящими деталями. За этим механизмом нужно постоянно следить, чтобы в его работе не произошёл сбой в самый неудобный для вас момент. Именно своевременное ТО позволяет избежать неприятностей, сократить расходы на ремонт и всегда быть в курсе того, в каком состоянии находится автомобиль. Это некоторая профилактика, которая позволяет выявить проблемы в момент их зарождения и устранить с минимальными финансовыми потерями.

Обязательные этапы технического обслуживания

Техническое обслуживание состоит из обязательных этапов, каждый из которых является важным и необходимым:

  • смазывание рабочих узлов и мест, где присутствует трение;
  • регулирование элементов, рабочие показатели которых могут меняться в процессе эксплуатации;
  • контроль и диагностика;
  • закрепление расшатанных деталей и восстановление испорченного крепежа;
  • замена жидкостей и масел;
  • проверка состояния электроники.

Для более современных моделей авто этот список может дополняться другими пунктами, но, в общем, именно такие работы предусматривает плановое техническое обслуживание автомобиля.

Что входит в техническое обслуживание?

Выполнение технического обслуживания автомобиля cтоит отличать от ремонта транспортного средства.
С одной стороны, оба процесса подразумевают осмотр, диагностику машины и устранение поломки, технеисправности. Но ремонт направлен на решение конкретной технической проблемы, а техобслуживание ориентировано на комплексный осмотр в целях предупреждения рисков, а если выявлены поломки, они устраняются на всех уровнях.
Отдельными разновидностями ТО является сервис при хранении консервации дорожно–транспортных средств.

Разновидности технического обслуживания авто

Техобслуживание может быть разным, иметь различное целевое направление, зависеть от сезонности и срока эксплуатации автомобиля. Осмотр может осуществляться по принуждению, иметь плановый характер, проводиться в зависимости от пробега. Техническое обслуживание должно проводиться вне зависимости от того, в каком состоянии находится машина.

C чего начинается карьера на станции ТО?

В обязанности специалистов станций ТО входят выполнение ремонтно-слесарных работ, диагностика, ремонт и техническое обслуживание легковых автомобилей.
Специалисты должны, прежде всего, обладать компетенциями в сфере устройства автомобиля: автомобильных основ. Для работы слесарем, автомехаником, авторемонтником станции можно иметь профессионально техническое, среднее специальное образование, закончить курсы. Для работы инженером по техническому осмотру транспортных средств требуется профильное высшее техническое образование.
Техническое обслуживание и эксплуатация автомобиля требуют комплексных знаний автооснов — умения найти общий язык с любой деталью авто, а также уверенного умения пользоваться оборудованием, которое предназначено для технического обслуживания и ремонта автомобилей.

ТО-1 и ТО-2

Первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2) выполняются периодически, через установленный в нормативной документации пробег, и включают комплекс операций, предупреждающих неисправно­сти, уменьшающих интенсивность износа деталей ТС, снижающих расход топлива и эксплуатационных материалов и уменьшающих отрицательное воздействие на окружающую среду.

Периодичность ТО-1 устанавливается кратной периодичности ТО-2. Фактическая периодичность проведения ТО транспортных средств может отличаться от нормативной не более чем на ± 15 %.

В состав работ по ТО после обкатки, ТО-1 и ТО-2 транспортных средств входят:

  • уборочно-моечные и очистные работы
  • техническое диагностирование перед выполнением ТО
  • осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов, и транспортных средств в целом
  • контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов
  • регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем
  • смазка, замена масел
  • выполнение работ текущего ремонта (ТР) малой трудоемкости. Для расчета его трудоемкости допускается использовать не более 20 % от скорректированной трудоем­кости соответствующего ТО
  • контроль качества выполнения ТО

В зависимости от объема работ ТО-1 и ТО-2 может подразделяться на следующие виды:

  • каждое первое ТО (1 ТО-1, 1 ТО-2)
  • каждое второе ТО (2 ТО-1, 2 ТО-2)
  • и т.д.

Какие поломки часто являются во время ТО?

В ходе ТО могут появиться самые разные проблемы. Среди проблем, которые часто выявляются только при ТО распространены следующие.

  • Повреждения рефлектора.
  • Люфты рулевого механизма, подвески.
  • Нарушение геометрии подвески.

Особенности ТО в наши дни:

  • В странах, где ТО обязательно, законодательство предусматривает разный регламент. Где-то это только контроль за исправностью систем узлов и механизмов, но часто также и проведение сверки конструкции машины. Такое характерно и для ТО Российской Федерации. Увы, многие автомобилисты самоуверены и не хотят осознавать, что любое вмешательство в заводское строение самоходной машины несет в себе опасность и повышает риск аварийности.
  • Когда автомобиль находится на гарантийном обслуживании, то часто также прописана частота прохождения ТО в официальных дилерских центрах. ТО в этом случае служит условием прохождений гарантии.
  • Где проводится обязательный техосмотр?

В России ТО выполняют:

  • Росгосстрах.
  • Госавтоинспекция.
  • Частные станции техобслуживания.

В Беларуси обязательное ТО проводится на диагностических станциях УП «Белтехосмотр». В Казахстане ТО занимаются центры технического осмотра, которые включены в Единую информационную систему «Техосмотр».

Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?

Можно ли сэкономить на ТО

Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.

Читайте также:  Как отрегулировать холостой ход карбюратора. Как отрегулировать холостой ход на инжекторе и карбюраторе

У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.

  1. Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
  2. Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.

Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.

Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно. При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном.

Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.

Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).

Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).

Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.

Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.

Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей

Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей

1. Контрольный осмотр автомобиля (КО)

В контрольный осмотр автомобиля входит:

  • тщательный осмотр машины, а также места ее недавней стоянки. На сухом дорожном покрытии хорошо заметны следы подтеков масел, антифриза и топлива;
  • убеждаются в наличии и достаточном количестве жидкостей. Уровень моторного масла проверяют при помощи щупа. Охлаждающую жидкость проверяют, откручивая горловину расширительного бачка. Проверяют уровень гидравлической жидкости в бачках тормозной системы и сцепления. Гидроусилитель руля тоже имеет свой расширительный бачок. Обязательно нужно убедиться в наличии жидкости омывателя стекол. Если уровень какой-либо из жидкостей недостаточный, необходимо долить эту жидкость до требуемого объема;
  • убеждаются в наличии топлива в баке по показаниям приборной панели. Проверяют отсутствие подтеков топлива под машиной;
  • контролируют работу осветительных приборов, а также приборной панели автомобиля;
  • убеждаются в исправности звукового сигнала;
  • замеряют люфт руля. Для легковых машин люфт не должен превышать 10 градусов;
  • проверка подвески путем нажатия на багажник и капот и последующего резкого отпускания. После этих действий кузов автомобиля должен совершить два-три колебания и остановиться. Большее число колебаний говорит о неисправности подвески;
  • тщательный осмотр шин. Проверяется давление в шинах, а также состояние протектора. Не допускается наличие порезов и разрывов до корда, различных расслоений каркаса, а также эксплуатация шин с протектором менее 1,6 мм;
  • во время движения проверяется срабатывание сцепления, включение КПП, работа тормозов;
  • также в исправном состоянии должны находиться стеклоочистители и омыватели стекол;
  • легковой автомобиль обязательно должен быть укомплектован знаком экстренной остановки (допускается использование мигающего фонаря красного цвета), а также аптечкой и огнетушителем.

В процессе длительной поездки необходимо осматривать автомобиль во время остановок:

  • на ощупь проверять температуру ступиц колес, тормозных дисков или барабанов;
  • осматривать места возможных подтеков топлива и эксплуатационных жидкостей;
  • проверять давление в шинах визуальным осмотром.

После поездки необходимо провести контрольный осмотр автомобиля, который состоит из:

  • устранения обнаруженных в дороге неполадок;
  • контроля за уровнем жидкостей и масла, а также дозаправки автомобиля при необходимости;
  • осмотра колес и шин на предмет их состояния;
  • чистки салона автомобиля и мойки кузова.

2. Ежедневное обслуживание (ЕО)

Ежедневное обслуживание

ЕО как вид обслуживания призван сделать эксплуатацию машины более безопасной. Для этого перед выездом и после поездки проводят осмотр всех основных узлов автомобиля. Кроме того, внимание уделяется внешнему виду транспортного средства. Ежедневное техническое обслуживания включает следующие работы:

  • контрольный осмотр;
  • работы по регулировке;
  • заправка автомобиля, а также контроль за уровнем всех эксплуатационных жидкостей;
  • поддержание чистоты транспортного средства;
  • смазка узлов трения;
  • крепежные работы.

Как часто проводится техническое обслуживание автотранспорта

Периодичность технического обслуживания машин зависит от условий эксплуатации. Из названия видов обслуживания понятно, что ежедневное обслуживание должно выполняться каждый день перед выездом из гаража, а сезонное проводится дважды в год в межсезонье. Периодичность ТО-1 и ТО-2 устанавливает производитель, проводятся данные виды обслуживания либо при достижении определенного пробега, либо раз в год, если пробег небольшой.

Первое обслуживание автомобиля проводится, как правило, при пробеге от трех до пяти тысяч километров, второе и последующие с интервалом в 10-15 тысяч километров. Интервалы усредненные, и в зависимости от условий, в которых эксплуатируется машина, могут увеличиваться или уменьшаться.

Например, если автомобиль преимущественно ездит по сельской местности с большим количеством грунтовых дорог при высокой запыленности, необходимо более частое проведение технического обслуживания, то же самое относится и к агрессивной езде. И наоборот, если водитель ездит по городу или по загородным трассам, машину не насилует, техническое обслуживание легкового автомобиля можно проводить реже.

Читайте также:  Эксплуатация и прогрев дизелей зимой. Дизельный двигатель: стоит ли прогревать? Советы и рекомендации

Мне нравится2Не нравится1

Первое ТО

Первое ТО — это:

  • Все операции ежедневного обслуживания + обязательно проверку люфта рулевого управления, свободного хода педалей, натяжение приводных ремней навесного оборудования.
  • Экспресс-диагностика узлов и систем авто.
  • Проверка и (при необходимости) подтяжка крепежа двигателя, коробки передач, тормозных механизмов.
  • Смазка деталей.
  • Регулировка оборудования.
  • Гигиенические процедуры. Причём не просто мойка транспортного средства, а очистка от загрязнений аккумулятора, электроусилителя, парктроника, приводов стеклоочистителей и другого электрооборудования.
  • Внимательное отношение к перечню работ по техническому обслуживанию автомобиля – это предотвращение случайных поломок, минимизация рисков, связанных с выходом из строя автомобиля.
    От качества выполнения работ техническому обслуживанию автомобиля на этом этапе существенно зависит расход бензина, дизельного топлива, смазочных материалов, а также степень загрязнения окружающей среды в дальнейшем.

    Техобслуживание, которое проводится каждый день

    Ежедневное техническое обслуживание автомобиля преследует следующие цели:

    • контроль за состоянием автомобиля:
    • выявление дефектов в его внешнем виде;
    • проверка уровня масла и топлива;
    • необходимость замены и пополнения расходных материалов.

    В результате таких действий автовладелец обеспечивает для себя безопасное передвижение и исключает возникновение непредвиденных ситуаций на дороге.

    Прежде чем сесть за руль и отправиться в путь, особенно если он предполагается быть длительным, водитель должен провести ежедневный осмотр автомобиля перед выездом. Выработана определённая схема действий, которая подходит под все ТС:

    • укомплектованность авто дополнительными предметами и запасными расходными деталями;
    • состояние кузова;
    • правильное расположение зеркал;
    • читаемость госномеров;
    • безотказная работа замков на дверях, капоте и багажнике;
    • исправная работа электрики и оборудования, которое к ней подключено (фары, сигнализация, дворники, приборы в салоне);
    • целостность герметичного слоя на гидравлическом приводе тормозной системы;
    • плавность движения руля и его исправная работа;
    • надлежащая работа приборов для контроля и измерения.

    Проведение этого комплекса работ должно войти в привычку и осуществляться всякий раз, когда планируется поездка на авто.

    Вопросы по теме

    Фильтр: Все Открыт Решено Закрыт Ждет ответа СортировкаПросмотрыОтветыГолоса <хедер class="dwqa-question-title"> Что значит гибкая периодичность технического обслуживания? Решено Пользователь
    отвечен 11 месяцев ago57 просм.1 ответ.1 голос. <хедер class="dwqa-question-title"> Горит сообщение Подходит срок технического обслуживания Opel Astra J. Как сбросить? Отвечено Пользователь
    отвечен 11 месяцев ago71 просм.1 ответ.0 голос. <хедер class="dwqa-question-title"> Что делать, если машину повредили на техническом обслуживании в салоне? Отвечено Пользователь
    отвечен 11 месяцев ago59 просм.1 ответ.0 голос. <хедер class="dwqa-question-title"> Как часто необходимо заменять тормозную жидкость? Отвечено Пользователь
    отвечен 11 месяцев ago55 просм.1 ответ.0 голос. <хедер class="dwqa-question-title"> Как правильно выполнить прокачку тормозов? Отвечено Виталий
    отвечен 5 лет ago •  Тормозная система 417 просм.1 ответ.0 голос. <хедер class="dwqa-question-title"> Обязательно ли после замены амортизаторов, сайлентблоков и шаровых опор делать сход-развал? Отвечено Пользователь
    отвечен 5 лет ago •  Вопросы 355 просм.1 ответ.0 голос. <хедер class="dwqa-question-title"> Как выполнить регулировку ручного тормоза у Mazda 2 (выпуск 2012)? Отвечено Петр
    отвечен 5 лет ago •  Тормозная система 491 просм.1 ответ.0 голос. <хедер class="dwqa-question-title"> Как дешевле пройти ТО гарантийного автомобиля? Отвечено Олег
    отвечен 5 лет ago •  Вопросы 224 просм.1 ответ.0 голос. Задать вопрос

    Техобслуживание, которое проводится каждую неделю

    Если автомобиль эксплуатируется каждый день или хотя бы через день, а условия его использования далеки от идеальных, то обязательно каждую неделю стоит проводить определённый комплекс профилактических мероприятий.

    1. Шины требуют измерения внутреннего давления и наблюдения за их состоянием. Если износ имеет боковой и центральный характер, то можно судить о чрезмерном давлении, которое на легковых машинах не должно превышать 2–2,5 атмосферы. Износ с двух сторон может говорить про недостаточное давление или агрессивный стиль езды. Если резина стёрлась с одной стороны, то можно судить о неправильном развале.
    2. Неисправная электрика свидетельствует чаще всего о проблемах с аккумулятором, который стоит проверить в первую очередь.
    3. Тормоза требуют наличия в бачке достаточного уровня тормозной жидкости.
    4. Двигатель требует осмотра, проверки уровня всех жидкостей, уровня натяжения приводных ремней, замены свеч зажигания при необходимости, контроля работы воздушного и топливного фильтра.

    Сезонное техническое обслуживание (СО)

    Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняется два раза в год при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации для подготовки ТС к безотказной работе в новых условиях. Проведение СО, как правило, совмещают с проведением ТО-2 с соответст­вующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативы трудоемкости СО составляют 20 % от трудоемкости ТО-2, для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации — 30 %.

    Читайте также:  Kia Optima в четвертом поколении – характеристики, плюсы и минусы автомобиля. Какому классу относится Kia Optima?

    В состав работ по СО транспортных средств входят работы, выполняемые при плановом ТО-2, кроме того, дополнительно производится:

    • проверка герметичности системы охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;
    • замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуа­тации
    • отключение или подключение системы отопления
    • доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей
    • проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону)
    • подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации
    • проверка состояния системы пожаротушения
    • проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем
    • подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования

    Обслуживание ТС производится в соответствии с требованиями ТД изготовителей до разработки и утверждения нормативов в установленном порядке.

    Временно, до разработки и утверждения нормативов на соответствующую модель ТС, допускается применять нормативы трудоемкости аналогов ТС.

    Аналогом ТС рекомендуется считать ТС ближайшие по техническим характеристи­кам, оснащенности и комплектации.

    Нормативы не учитывают трудовых затрат на вспо­могательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30 % от общего объема работ по ТО и ремонту ТС.

    При разработке технологических процессов ТО и ремонта ТС трудоемкость выполнения работ должна учитывать надбавки и определяться по фор­муле:

    Т = Т„ * К
    где Т — трудоемкость выполнения работ, чел.-ч
    Т„ — трудоемкость операции (рассчитывается по результатам хронометражных на­блюдений), чел.-ч
    К — затраты времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные надобности, % от трудоемкости операции

    Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

    В случае с легковыми автомобилями ТО, по сути, представляет собой инспекцию главных значимых узлов и агрегатов транспортного средства в целях обеспечения безопасности поездки.

    Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
    Фото: Shutterstock

    Вот какие операции включает в себя контрольный осмотр:

    • Проверка места стоянки и самой машины на предмет наличия пятен, которые могут свидетельствовать о протекании топлива, масла, гидравлической и охлаждающей жидкости.
    • Контроль количества масла в картере мотора (проверяется щупом); объема охлаждающей жидкости (в расширительном бачке); количества гидравлической жидкости (в бачках сцепления, тормозной системы и в гидроприводной системе усилителя руля). Плюс проверяется наполненность бачка омывателя. Если где-то жидкости недостаточно, ее нужно долить.
    • Контроль количества топлива в баке (это показывает датчик на передней панели машины).
    • Проверка работы осветительных, контрольно-измерительных приборов и сигнализации.
    • Проверка работы системы подачи звукового сигнала.
    • Контроль угла люфта рулевого колеса. К примеру, для легковых машин люфт выше 10 градусов – это уже превышение нормы.
    • Контроль состояния подвески. Проверяется импульсным нажатием на кузов в районе багажника или капота. В результате машина не должна совершать больше 2-3 колебаний.
    • Обследование колес и шин. Поврежденные шины эксплуатировать запрещено (имеются в виду резаные, надорванные, плохо закрывающие корд, с расслоением каркаса либо с отслоением протектора и боковины, со стертым рисунком протектора до высоты, меньшей, чем 1,6 мм).
    • Контроль работы сцепления, тормозов, коробки передач (проверяется в процессе движения машины).
    • Проверка в действии стеклоочистителя.
    • Осмотр на предмет наличия таких обязательных предметов, как аптечка, огнетушитель, красный мигающий фонарь либо знак аварийной остановки.

    Популярные статьи
    Что должно быть в автомобильной аптечке в 2022 году

    7.07.2022

    3

    Лучшие автомобильные пылесосы: рейтинг 2022 года

    6.07.2022

    37

    Дешевые иномарки в 2022 году: б/у и новые автомобили до 500 тысяч рублей

    4.07.2022

    78

    Госпрограмма «Семейный автомобиль» – 2022: вопросы и ответы

    1.07.2022

    452

    Иномарки до 1 млн рублей в 2022 году

    29.06.2022

    366

    Вот перечень операций, предусмотренных к выполнению в процессе контрольных осмотров на остановках по пути следования:

    • Обследование тормозных барабанов (либо дисков) и ступиц колес на предмет нагрева (проверяется на ощупь).
    • Осмотр с целью выявления подтеканий (масла, топлива, гидравлической и охлаждающей жидкости).
    • Визуальный осмотр шин на предмет снижения давления в них.

    По окончании рейса контрольно-осмотровые мероприятия выполняются следующие:

    • Устранение неисправностей, выявленных за время пути.
    • Контроль уровней рабочих жидкостей (масла, жидкости в омывателе, охлаждающей и гидравлической жидкости); если нужно – добавление топлива в бак.
    • Осмотр шин и колес на предмет повреждений.
    • Приведение в порядок салона, внешняя помывка.

    Published by Евгений Харитонов