Продать катализатор с автомобиля. Сколько заплатят и какие проблемы будут потом. Удаление катализатора. Как российских водителей обманывают в автосервисах

Автоюрист Радько предупредил о проблемах после демонтажа катализатора

Денис Буденков close100%
PexelsВ автосервисах за каталитические нейтрализаторы, которые демонтируют ради увеличения мощности моторов, готовы заплатить десятки тысяч рублей. После удаления этой детали характеристики машины станут лучше, уверяют специалисты мастерских, но юристы предостерегают, езда без этой детали чревата проблемами с ГИБДД.

Множество автомастерских в России предлагают услуги по удалению и покупке каталитического нейтрализатора, который встроен в выхлопную систему автомобиля. Эта деталь отвечает за снижение объема выброса вредных частиц в атмосферу и позволяет авто соответствовать прописанным в техрегламенте «О колесных транспортных средствах» экологическим требованиям.

Ремонтники выкупают у автомобилистов снятый катализатор, вычитая стоимость работ, говорят опрошенные «Газетой.Ru» представители московских сервисов.

Так, за этот конвертер с 14-летней модели Ford Focus сервисмены готовы заплатить 3-4 тыс. рублей, 7-8 тыс. рублей — в случае 10-летнего Hyundai Solaris или 15 тыс. рублей — с Kia Rio 2015 года выпуска.

Расстаться с фильтром мелких частиц деталью готовы многие автомобилисты.

«В день приезжает минимум по 15 машин, спрос на услугу не снижается.

Все работы по удалению катализатора и по обновлению программного обеспечения занимают не более часа», – рассказал сотрудник одной из столичных мастерских.

После демонтажа нейтрализатора в выхлопную систему вваривается пламегаситель, а блок управления двигателем прошивается под экологический класс «Евро-2», чтобы на приборной панели не высвечивалось предупреждение о необходимости проверки двигателя.

Цена демонтированной детали зависит от страны производителя автомобиля.

Устройства с автомобилей из Японии, Китая и Европы оцениваются дороже, чем с отечественных или американских машин,

рассказал «Газете.Ru» представитель Санкт-Петербургского автосервиса Element Auto.

«Разница в цене обусловлена количеством солей драгметаллов в каталитических нейтрализаторах. К примеру, компоненты японского производства содержат все три вида драгметаллов: платину, палладий и родий», – объяснил собеседник издания

На некоторых автомобилях с V-образным мотором и двумя коллекторами (к примеру, у ряда моделей марки Infinity) установлены сразу четыре катализатора: два металлических и два керамических. Весь комплект оценивается в 100 тыс. руб.

«Прямой цены на катализатор не существует. У Hyundai Solaris, который проехал 400 тыс. километров, стоимость разрушенного и выгоревшего катализатора составляет 2 тыс. рублей», – объяснил специалист Element Auto.

У автомобиля с демонтированным катализатором помимо неэкологичного выхлопа существенный минус – это сильный запах бензина в салоне после запуска холодного двигателя.

Для борьбы с этим некоторые автослесари предлагают устанавливать подменный катализатор, однако такой метод бесполезен, утверждают эксперты.

«Подменный катализатор – это пластиковая болванка, которая вваривается в глушитель и якобы должна улавливать выхлоп. Но в ней отсутствуют драгметаллы, которые при нагреве вступают в реакцию с газами и нейтрализуют неприятные запахи», – объяснил сотрудник Element Auto.

Плюсы от удаления катализатора — снижение расхода топлива и улучшение динамики разгона автомобиля.

«Машины с пробегом под 100-150 тыс. км как бы становятся «задушенными» — выхлопным газам некуда деваться, поскольку «банка» нейтрализатора в выхлопной системе забита. А без этой составляющей получается прямоточный выхлоп, отработанные газы выходят быстрее», – говорят сервисмены.

Кроме того, после снятия детали снижается риск поломки мотора. Ведь при частичном разрушении катализатора случается, что осколки повреждают цилиндры двигателя, вплоть до капремонта. Особенно сильно риску подвержены автомобили корейских марок.

Именно их владельцы приезжают чаще всего за этой услугой, говорят ремонтники, – это бич корейских авто.

Новый катализатор стоит от 60 тыс. рублей.

Правда, проблемы могут возникнуть при выезде за границу, где автомобили проверяют на соблюдение экологических норм.

Специализированные автосервисы перерабатывают катализаторы в мелкую фракцию, похожую на цементную пыль. Затем этот порошок отправляют на завод, который выплавляет соли драгметаллов. После вторичной переработки сырье уходит в США, Китай, Японию, Италию, Испанию и прочие страны. Сейчас из-за санкций в приоритете поставки в Китай и Японию.

Как понять, что каталитический нейтрализатор неисправен

Чаще всего катализаторы стоят на авто, которые уже оснащены электронной системой распознавания неполадок. Поэтому при проблемах с устройством на панели загорится лампочка «Проверьте двигатель». К тому же производители встраивают специальные кислородные датчики. Если выхлопные газы перестают очищаться, некоторые машины автоматически перестают запускаться.

Кроме этого, есть еще несколько признаков, по которым можно понять, что нейтрализатор выхлопных газов пора менять. В первую очередь, снизится мощность мотора, машина начнет хуже разгоняться. Также может появиться грохот во время старта авто. Все это происходит из-за того, что выхлопные газы не могут нормально выйти через забитую сетку и возвращаются назад в камеру сгорания – двигатель «задыхается».

Когда пора вырезать автокат

  • Одометр отсчитал очередные 100 000 — 150 000 км пробега. Вырезать автокат можно, не дожидаясь явных признаков выхода детали из строя. Производители рекомендуют заменять катализатор после 100-150 км либо каждые 3-7 лет в зависимости от особенностей эксплуатации автомобиля.
  • На приборной панели горит лампочка «Check Engine». Поскольку индикатор ошибки загорается при любых неисправностях в двигателе, в конкретном случае подтвердить наличие проблемы может только проверка сканером.
  • Раздается дребезжание под днищем. Посторонние звуки обычно появляются на высоких оборотах мотора. Причиной может оказаться частичное разрушение керамических сот: при работе мотора отпавшие частицы хаотично бьются в стенки корпуса под действием потока газов.
  • Снизилась мощность мотора. При неисправном каталике авто может троить, дергаться, медленнее разгоняться. Причина кроется в снижении пропускной способности каталитического конвертера из-за естественного разрушения керамических сот внутри. Частицы керамики и напыления запекаются и забивают проходы, выхлопные газы проходят медленнее и очищаются хуже, из-за чего двигатель начинает «задыхаться».
  • Неравномерный либо слабый напор выхлопных газов, выходящих из глушителя. Если катализатор исправен, то поднеся ладонь к выхлопной трубе, вы ощутите легкую пульсацию от поочередного срабатывания выпускных клапанов. При неисправном автокате поток становится ровным или ослабевает.

Преимущества и недостатки

багажник-шкода-октавия

Багажник Шкода Октавия: выбираем лучший вариант

Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать определенные выводы.

Представлю их в виде сильных и слабых сторон решения, связанного с удалением каталитического нейтрализатора.

Недостатки у такого решения следующие:

  • увеличится уровень вредных выбросов, машина станет далекой от идеалов экологичности;
  • запах выхлопа станет токсичнее, как и его содержание;
  • в машине могут появляться неприятные ароматы;
  • изменится звук, если удалить соты, выхлоп станет громче;
  • обязательно нужно перепрошивать систему или использовать обманку.

Кстати, если вы не хотите столкнуться с проблемой высокого уровня шума от машины, лучше замените каталик на пламегаситель.

Что же касается преимуществ, то они такие:

воняет-бензином-в-салоне

Ваша машина станет очень вонючей. И это только одно следствие.

Умер катализатор. Что будет, если вырезать его — фото 1091664
Умер катализатор. Что будет, если вырезать его — фото 1091666
Умер катализатор. Что будет, если вырезать его — фото 1091667
Умер катализатор. Что будет, если вырезать его — фото 1091659
Умер катализатор. Что будет, если вырезать его — фото 1091660
Умер катализатор. Что будет, если вырезать его — фото 1091662
Умер катализатор. Что будет, если вырезать его — фото 1091663
Умер катализатор. Что будет, если вырезать его Умер катализатор. Что будет, если вырезать его

Самостоятельное удаление или обращение в СТО

Процедура снятия катализатора и замены гофры, а также врезки стронгера (или другой альтернативы нейтрализатору) требует высокой точности и полноценных навыков по ремонту выхлопной системы. Если нужных опыта и инструментов нет, то лучше обратиться в сервисный центр.

По возможности стоит выбирать профильное СТО по выхлопным системам. Там удалением катализаторов занимаются опытные специалисты, и на сделанную работу в большинстве случаев дается гарантия. В Харькове такие услуги предоставляет сервисный центр «Восток».

Продать катализатор или оставить себе?

Ещё одна статья доходов недобросовестных сервисменов — неопытные водители. Часто владельцам дорогих машин, не особенно разбирающимся в тонкостях автомобильного мира, говорят об «окончательной смерти» катализатора и предлагают оставить запчасть прямо в сервисе. Кроме того, под проблемы с катализатором часто маскируют и другие неполадки, например забитый грязью впускной коллектор. Удаление катализатора в этом случае обогащает сервис ещё раз — позже клиент всё равно приедет на чистку впуска.

Читайте также:  Антигололедные реагенты — описание и классификаци. Зимнее содержание автомобильных дорог: есть ли достойная альтернатива технической соли?

Директор сервисного центра по ремонту автомобилей Mercedes в Москве Шалва Джубаини рассказал, что на такие «мелочи» владельцы дорогих автомобилей часто не обращают никакого внимания, однако после новогодних праздников в ряде регионов действительно наблюдается «катализаторный бум». С чем связано повышенное внимание к драгметаллам, сказать сложно, но владельцам бюджетных иномарок и люксовых внедорожников активно «продают» удаление катализаторов при каждом удобном случае.

Если автомобиль клиента стоит пять – семь миллионов рублей, вряд ли его беспокоят несколько тысяч, которые он может выручить за металлолом из выхлопной системы. Но если в сервисном центре настаивают на том, что катализатор нужно оставить, и даже заставляют какие-то документы подписывать, то, конечно, нужно либо уезжать, либо лучше вызвать полицию. Навязывать автовладельцам услуги, в том числе и удаление катализатора, ни один автосервис, ни крупный, ни маленький, не имеет права. Драгметаллы постоянно растут в цене, и нечистые на руку сервисы пытаются получить максимум выгоды из этого процесса

Шалва Джубаини

Директор сервисного центра по ремонту автомобилей Mercedes

Эта манипуляция влияет и на остаточную стоимость автомобиля. Если иномарка с удалённым катализатором формально должна находиться на заводской гарантии, то высок риск, что машину либо обслуживают неправильно, либо она подвергалась серьёзному ремонту. К возрастным автомобилям это не относится — почти сразу после истечения заводской гарантии катализаторы удаляют в целях экономии времени и сил на последующем ремонте.

Сергей Андреев

  • Статьи
  • удаление
  • обслуживаниеавто
  • обман
  • Бизнес
  • Экономика
  • Авто
  • Как ездить на машине после вырезания автоката

    Разобрались, зачем нужен катализатор в машине. Теперь к вопросу о том, можно ли ездить на авто без катализатора, и как это делать. Наиболее очевидный вариант — снять старый/неисправный катализатор и установить свежекупленный. Однако новая деталь стоит приличных денег, поскольку, как говорилось выше, содержит высоко ценимые драгметаллы. Поэтому владельцы машин поступают по ситуации: кто-то продает отработанный кат и приобретает новый, а кто-то выбирает альтернативные пути.

    Перепрограммирование датчиков

    Простейший способ, позволяющий обходиться вообще без нейтрализатора выхлопных газов. Как помним, в ходе сборки на заводе на авто ставят пару кислородных датчиков, и их задача — контролировать уровень загрязнения горячими газами воздуха, выбрасываемого выхлопной трубой. После удаления автоката датчики вручную отключают, попутно обновляя прошивку бортового компьютера с учетом конструктивных изменений.

    Установка пламегасителя

    Пламегаситель — универсальное и более доступное по стоимости устройство, нежели автокат. Принцип функционирования напоминает работу глушителя: устройство также разбивает газовые потоки. Однако есть отличие — аналог не располагает такой же мелкоячеистой решеткой, как каталик, а потому не столь чувствителен к качеству горючей смеси и количеству примесей в ней. Помимо этого, пламегаситель свободнее пропускает воздушный поток. Использование подобной замены позволяет нарастить мощность мотора авто на 5-10% и немного снизить расход топлива.

    Подключение «обманок» для датчиков

    После удаления автоката, даже если в мастерской поставят пламегаситель, для корректной работы машины всё равно потребуется поставить «обманки» — дополнительные проставки, отодвигающие кислородные датчики от выхлопа. В случае установки обманок перепрошивка бортового компьютера не понадобится. Увеличение расстояния автоматически приведет к снижению фиксируемого уровня загрязненности выходящего воздуха, и сообщения о неполадках в системе просто не будут появляться.

    Как автомобиль обходится без катализатора

    Убрать катализатор — значит, навредить окружающей среде. С другой стороны, этим вы увеличиваете мощность автомобиля, снижаете расход топлива, избавляетесь от регулярных оповещениях о проблемах. У вас реже пропадает тяга и не возникают проблемы с запуском двигателя.

    Оплавленный или забитый катализатор приводит к тому, что отработанные газы не могут выйти наружу и возвращаются в камеру сгорания. Горючая смесь, которая поступает туда, становится менее эффективной, а это негативно влияет на работу мотора.

    Плохо ли, когда этот элемент выходит из строя

    Из сказанного ранее становится ясно, что катализатор является элементом, необходимым для улучшения экологических характеристик машины.

    Но если его не будет, тогда технические характеристики, в числе которых мощность и расход топлива, начнут наоборот улучшаться. Самому мотора абсолютно все равно, есть в системе выхлопа катализатор или нет. Это нужно, чтобы автомобиль соответствовал экологическим стандартам, не загрязнял окружающую среду, мог быть допущен к езде в странах, где эконормы самые высокие. К их числу можно смело отнести страны ЕС. В России также действуют правил экологичности, но они несколько менее жесткие.

    Так если вырезать, что изменится в автомобиле? Практически ничего.

    Но тут справедливо спросить, почему тогда на авто загорается Check и возникают проблемы в работе ДВС.

    удалить катализатор

    Когда катализатор оплавляется или забивается, то газ не может уже спокойно через него проходить. Из-за этого часть газа, который уже вышел из двигателя, начинает возвращаться обратно, поступает внутрь камеры сгорания.

    Если говорить буквально, двигатель сам себя начинает этим душить.

    Но когда вы проверили катализатор на забитость, и оказалось, что с ним все нормально, можно предположить иной сценарий, почему горит лампа проверки мотора. Это часто связано с банальным пробегом и естественным износом. В современных авто есть ламбда-зонды, то есть кислородные датчики. Один стоит до катализатора, второй после. Они подают сигнал о работоспособности узла, проверяют степень чистоты газа. Если уровень вредных выбросов повышается, тогда зонд дает сигнал об отказе катализатора или снижении его работоспособности.

    Тут потребуется поменять нейтрализатор.

    На некоторых авто машина может не заводиться, либо заводиться и глохнуть, если не работает катализатор.

    К такому тоже необходимо быть готовым.

    Когда удаляют катализатор и как ездить без него

    Удалить и заменить неисправную деталь обязательно нужно после того, как нейтрализатор выхлопных газов исчерпал свой ресурс. Это делается либо после определенного пробега, либо если уже наблюдаются явные признаки его неисправности. Если этого не сделать, авто начнет сильнее расходовать топливо, хуже стартовать и разгоняться, а некоторые модели и вовсе перестанут заводиться.

    Самый простой выход – просто купить новый катализатор и установить его вместо отработавшего. Но такая деталь стоит дорого из-за содержащихся в ней драгоценных металлов. Поэтому многие владельцы машин просто ставят обманки и используют пламегасители.

    Перепрограммирование датчиков

    Это наиболее простой способ обойтись без нейтрализатора выхлопных газов. Производители автомобилей устанавливают два кислородных датчика, называемых лямбда-зондами, которые контролируют уровень загрязнения выходящего воздуха. Чтобы можно было ездить без катализатора, эти датчики отключают, а бортовой компьютер перепрошивают с учетом внесенных в конструкцию изменений.

    Использование пламегасителя

    Это более доступное устройство, чем каталитический нейтрализатор. Пламегаситель работает как глушитель, а также разделяет потоки выхлопных газов. У него нет такой мелкой ячеистой решетки, как в катализаторе, поэтому пламегаситель не настолько чувствителен к качеству горючей смеси и различных добавок. Кроме этого, он куда свободнее пропускает воздух, благодаря чему мощность двигателя увеличивается на 5-10%, а также снижается расход топлива.

    «Обманки» для зондов

    После установки пламегасителя или полного удаления катализатора понадобятся дополнительные «обманки» для лямбда-зондов, чтобы избежать перепрошивки бортовой системы автомобиля. Что представляют собой эти «обманки»? Это дополнительные проставки, которые отодвигают второй лямбда-зонд дальше от выхлопов. В результате фиксируется меньший уровень загрязнений, и бортовой компьютер не выдает сообщений о неполадках. «Обманки» бывают пустыми или же с мини-фильтром внутри для получения нужных данных по загрязнениям.

    Читайте также:  О разболтовке колес на автомобилях Опель. Разболтовка колес на опеле

    Чем можно заменить катализатор: альтернативные решения

    Существует два приспособления, способных заменить нейтрализатор по функционалу – пламегаситель и стронгер. Рассмотрим их более детально.

    Пламегаситель

    часть катализатора BMW X5
    Пламегаситель является не только заменой нейтрализатору, но и средством тюнинга авто. Упрощенная структура этой детали обеспечивает меньшее сопротивление, за счет чего увеличивается мощность двигателя.

    Преимущества пламегасителя:

    • Для изготовления используется устойчивая к коррозии сталь;
    • Рост мощности двигателя – от 1 до 5 лошадиных сил.

    Чтобы машина “приняла” такую деталь, нужно прошить ПО, или же поставить “обманку” для датчика лямбд-зонта.

    Как самостоятельно выбить катализатор?

    Почти у каждого водителя, рано или поздно появляется вопрос: как выбить катализатор? Давайте подробнее рассмотрим, по каким причинам этого лучше не делать.

    При самостоятельном вмешательстве в конструкцию механическим путём вы можете не только вывести из строя сам катализатор, но и привести его к более тяжелым последствиям, например к поломке всей выхлопной системы.

    Попытки самостоятельной очистки наполнителя катализатора от вредных веществ рационально только в случае незначительного засорения блока, а в случае, если пробег автомобиля более 170 тысяч километров, осуществлять данное вмешательство без последствий для эксплуатационных качеств катализатора практически невозможно.

    Причины поломки

    Главная причина выхода из строя раньше заявленного срока службы — низкое качество топлива. Если топливная смесь
    не успевает полностью сгорать в цилиндрах, процесс догорания завершается в коллекторе и катализаторе. Это ведет к оплавлению
    внутренней структуры устройства, что постепенно ухудшает прохождение через него выхлопных газов.

    Фото оплавленного и забитого катализатора
    Так выглядит забитый катализатор.

    Другие причины выхода из строя:

    • механические повреждения конструкции и внутренностей вследствие наездов на препятствия, сильной тряски и т. п.,
    • агрессивная среда (перепады температуры, дорожные реагенты), 
    • сам конвертер низкого качества (не оригинальный),
    • проблемы с зажиганием и ДВС в целом (особенно если это ведет к увеличению продуктов работы двигателя в
      отработанных газах).

    Лайфхак: замена пыльника шруса без снятия шруса — невозможное возможно

    Но это не лучший способ вмешательства в любой автомобиль, включая Хендай Солярис, Киа Рио, Форд Фокус, Киа Церато, Тойота Королла и пр. Это не официальные прошивки, а разработки народных умельцев. Порой неизвестно, как после перепрошивки будет вести себя электроника, и какие изменения внесет мастер в ЭБУ.

    Альтернативное решение

    Есть другой выход из ситуации. Причем он самый правильный. Это применение обманок.

    Фактически это проставки перед вторым датчиком, которые немного сдвигают его дальше от выхлопа. Потому контроллер фиксирует большее количество кислорода, тем самым обеспечивает нормальную работу ДВС.

    Обманки бывают пустыми, с собственными мини-катализаторами и угловыми. Если интересно, пишите отзывы, оставляйте комментарии, и про обманки я расскажу вам как-то более подробно.

    обманка катализатора

    Зачем нужен катализатор в автомобиле

    Каталитический конвертер путем доокисления очищает тяжелые выхлопные газы от наиболее вредных примесей, раскладывая сложный состав до углекислого газа и водяного пара. Перед блоком автоката дополнительно устанавливается кислородный датчик (лямбда-зонд) — первый из двух. Его задача заключается в измерении уровня свободного кислорода в выхлопных газах. Очистка газов производится при нагреве катализатора до 300°C, т. е. непосредственно при прохождении выхлопа через внутренний блок. Второй диагностический лямбда-зонд размещается за катализатором и контролирует уровень остатка кислорода в выхлопных газах после завершения процесса нейтрализации.

    Рекомендация «За рулем»

    Есть три варианта решения проблемы с вышедшим из строя нейтрализатором — от хорошего и дорогого до простого и дешевого.

    Материалы по теме
    Мифические и реальные проблемы двигателя Hyundai и Kia

    1. Самое правильное — заменить вышедший из строя катколлектор новым. Но цена вопроса, как правило, негуманна. На Рио или Солярис новый катколлектор стоит около 50 000 рублей.
    2. На наше счастье, ряд фирм выпускает ремонтные каталитические блоки. Вид — как у пламегасителя, только внутри цилиндра — полноценная керамическая основа с напылением драгметаллов. А еще, на радость запуганным автовладельцам, основа бывает не керамической, а металлической. Вот эта точно не разрушится, превратившись в пыль. Устанавливаются такие блоки вместо штатного нейтрализатора либо внутрь его корпуса, в зависимости от модели автомобиля. Сама деталь обойдется в 6000–9000 рублей. С металлической основой — самые дорогие. Работа по установке — еще 1500–2000 рублей.
    3. У владельцев некоторых моделей есть еще один вариант решения проблемы. К примеру, почти у всех корейских машин помимо основного каталитического нейтрализатора в выпускном коллекторе предусмотрен дополнительный — под днищем. Он значительно уступает в эффективности основному нейтрализатору и не сможет восполнить его потерю. Зато на его место (под днищем машины) можно установить дешевенький, но полноценный каталитический нейтрализатор, например, от ВАЗ-2107 с впрысковым мотором. Обойдется он чуть дороже трех тысяч рублей. Для небогатых автовладельцев это спасение. Только имейте в виду, что темп прогрева нейтрализатора под днищем будет уже не тот. И чтобы второй кислородный датчик не врал, потребуется перепрошивка блока управления двигателем.

    Признаки забитого катализатора

    Контроль работы устройства обычно осуществляется на основании показаний двух кислородных датчиков (лямбда-зондов).
    По данным этих датчиков ЭБУ формирует топливо-воздушную смесь, чтобы добиться «лучшего» сгорания вредных веществ
    в «отработке».

    Проверка эффективности катализатора по лямбда-зонду
    Проверка работоспособности.

    Если данные второго кислородного датчика будут сильно отличаться от данных первого либо один из лямбда-зондов выйдет из строя,
    на панели загорится Check Engine. Диагностика покажет следующие ошибки:

    • P0420–P0424 — ошибки, сообщающие о низкой эффективности (банк 1),
    • P0425–P0429 — ошибки датчиков температуры и лямбда-зондов (банк 1),
    • P0430–P0434 — низкая эффективность (банк 2),
    • P0435–P0439 — ошибки по второму ДК.

    Горящий «чек» и соответствующие ошибки — это главный сигнал, что катализатор надо менять либо удалять.
    Но еще до «чека» водитель может диагностировать проблему по характерным симптомам:

    • снижение мощности двигателя,
    • повышенный расход топлива,
    • низкие обороты на холостом ходу,
    • шум в выпускном тракте, глушителе.

    Если продолжать эксплуатировать автомобиль, могут появиться трещины или разрывы труб в выпускном коллекторе из-за высокого
    давления, поскольку «отработке» деваться некуда.

    Проверенные сервисы

    Если катализатор вышел из строя и вы не хотите его менять на новый, то можно удалить его.
    Мы лишь советуем при этом обращаться к профессионалам, которые не ставят целью нажиться на драгметаллах.

    Куда сдать катализатор?

    Главная уловка автосервисов кроется в том, что самые жадные сотрудники СТО зарабатывают на катализаторах трижды. Во-первых, больше всего драгоценных металлов в катализаторах европейских автомобилей премиум-сегмента. Mercedes, BMW, Audi и Porsche активно используют платину и палладий, поэтому переработка таких деталей в буквальном смысле золотая жила для автосервисов. Но и удалять эти устройства из дорогих машин со сложной системой выпуска выхлопных газов тяжелее. Поэтому владельцы немецких машин часто доплачивают за удаление катализатора.

    Во-вторых, автосервисы, в которых за два-три месяца накапливаются приличные запасы сломанных катализаторов, часто зарабатывают и на перепрограммировании блока управления двигателем. В-третьих, отправка деталей на переработку приносит сервисменам неплохие деньги. Самый дорогой катализатор могут принять на утилизацию за 25 тысяч рублей за килограмм. Для этого придётся снять с дорогих немецких внедорожников два-три устройства. Некоторые производители в целях экономии делают их из керамических элементов, но покрытых теми же благородными металлами — палладием или платиной. Содержание этих веществ в катализаторе значительно меньше, чем в фильтрующих устройствах премиум-сегмента, поэтому сдать такое устройство на переработку дороже, чем за пять – семь тысяч рублей, почти невозможно.

    Компании, принимающие лом катализаторов, перемалывают и разделяют металлы с помощью промышленного оборудования и затем либо перепродают сырьё крупным компаниям, либо отправляют за границу, где драгметаллы тоже пользуются спросом. В конце апреля прошлого года один из нелегальных цехов накрыли оперативники ФСБ. Сумму изъятого драгоценного сырья оценили в 200 миллионов рублей.

    Читайте также:  Как узнать неисправный датчик шин (TPMS) и сбросить ошибку? Как отключить датчики давления в шинах хендай туссан

    На какие улучшения можно рассчитывать после удаления катализатора

    В исправном состоянии нейтрализатор практически не влияет на производительность машины. Однако в случае возникновения поломки начинаются проблемы. Во-первых, снижается мощность двигателя, особенно это заметно во время разгона. Во-вторых, может появиться грохот под днищем – верный знак того, что деталь начала распадаться.

    Если убрать сломанный катализатор, и на его место поставить новый – эти проблемы решатся. Однако удаление без замены может дать дополнительные преимущества. В их числе следующие:

    • Небольшой прирост к мощности двигателя (на 2-3 %);
    • Снижение расхода топлива, также незначительное (до 3%);
    • Продление срока службы силового агрегата. Керамическая пыль нейтрализатора нередко попадает в камеры сгорания, что приводит к преждевременному износу.

    Также очевидным преимуществом такого решения станет экономическая выгода, как одноразовая, так и в перспективе (ведь менять катализатор приходится регулярно).

    Отзывы после удаления катализатора

    От владельца Skoda Octavia 1.6:

    «Мучала проблема затупа педали газа и чек по лямбде. Позвонил в сервис и записался на прошивку от адакт. Отдал машину и через 2 часа она была готова. Итог: педаль газа стала отзывчивой, отключили ЕГР и вентилятор вторичного воздуха(пылесос), разгон стал лучше. Даже выдали сертификат»

    Оригинал записи на Drive2.ru От владельца Volkswagen Golf GTI 1.8:

    «После установки выхлопа на 76й трубе прошлым хозяином Дмитрием не была отключена лямбда после ката это должен был сделать я.
    В результате нехитрых манипуляций в машину была залито ПО от АДАКТ. Антон сказал что тачка должна выдавать примерно 225 сил на 5500 об., плюс отключили СВВ, пылесос который) Первый старт — я в ах…е, как он поехал, это пипец. Как будто якорь убрали, 1ю и половину 2й на зимней резине машина готова шлифовать если вдавить газ в пол»

    Оригинал записи на Drive2.ru От владельца ВАЗ 2114:

    «Немного не мало накатав 1000 км., стало понятно, что машина жрет бенз, как авто с объемом двигателя 2л(тойота марк2, ниссан цефиро), расход по подсчетам составил 12л на 100км — пиз***ц!
    Считав ошибки бортовым компьютером, выяснил, лямда #2 сдохла. Покупать новую смысла нет, стоит дорого, долго не думая решил чипануть. Прошил под Евро-2. В динамике особо разницы не увидел, но расход опустился как минимум до 10 л. на 100 км., а это уже результат!»

    Оригинал записи на Drive2.ru

    Отзывы по своей модели смотрите в специальном разделе нашего сайта .

    Что делать с неисправным катализатором

    Есть два пути решения проблемы:

    1. Заменить новым устройством.
      Оригинальная запчасть стоит дорого, так как сама внутренняя структура содержит примеси
      дорогих металлов (платина, палладий). На некоторых моделях цена запчасти составляет до 80 000 рублей. Можно сэкономить и
      купить универсальный конвертер, но срок службы у него значительно меньше.
    2. Вырезать и заменить на пламегаситель.
      Этот способ выбирает большинство автомобилистов. Он не идеальный, имеет свои
      минусы, но обходится значительно дешевле. Здесь также есть несколько вариантов: можно удалить катализатор и поставить
      обманку или отключить в прошивке ЭБУ.

    Установка обманки

    Обманки бывают механические и электронные.

    Механическая обманка по сути представляет собой мини-катализатор, который вкручивается вместе с кислородным датчиком.
    Монтируется просто, но, к сожалению, подходит не для всех автомобилей.

    У такой обманки лямбда-зонда также есть свой срок службы — в среднем около 20 тыс. км. пробега.

    Электронная обманка — это полноценный эмулятор сигналов датчика с микроконтроллером. Она действует либо на усреднение
    показаний реального «кислородника», либо на синхронизацию показаний с первым датчиком.

    Электронная обманка более универсальна. Правда и минусов у нее больше: не получается учесть все режимы работы двигателя,
    поэтому неизбежны отклонения в его работе. Ну и поскольку это электроника — неизбежны проблемы с самим эмулятором.

    Подробнее про обманки лямбда-зонда читайте в нашем материале .

    Чип-тюнинг и отключение катализатора

    Чип-тюнинг или перепрошивка ЭБУ — замена заводской
    программы блока управления на модифицированную версию. Чтобы программно удалить катализатор, в заводской прошивке отключают
    контроль устройства по датчикам кислорода, корректируются топливные карты и моментные модели.

    Отключение в ЭБУ — обязательный этап. Это позволяет настроить двигатель на правильную работу и исключить появление
    ошибок навсегда. Вместо заводского устройства обычно устанавливают пламегаситель или стронгер. Можно дополнительно
    тюнинговать выпускную систему, поставив паука.

    Установка пламегасителя вместо катализатора
    Установленный пламегаситель и новая гофра на Hyundai Tucson.

    Дополнительным преимуществом при чип-тюнинге станет улучшение реакции педали газа, повышение мощности и крутящего момента.
    Так вы достигнете сразу нескольких целей: сэкономите на замене и значительно улучшите динамику авто.

    Что делают кислородные датчики

    Второе их название — лямбда-зонды. Обычно их устанавливают в двух местах: один перед, а второй после катализатора. Когда второй зонт определяет, что количество вредных выхлопных газов выросло до критичной отметки, он подает сигнал о том, что нейтрализатор не сработал или функционирует неэффективно. Некоторые современные модели авто в такой ситуации могут не запуститься — так на заводе позаботились об их экологичности.

    Второй (он же «нижний») лямбда-зонд тщательно контролирует вредные выбросы, а их допустимое количество регламентируется ассоциацией ЕС. Это те стандарты, которые мы знаем как «ЕВРО» (Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5). В настоящее время действует стандарт «ЕВРО5», его нормы по выбросам составляют СН — до 0,05 г/км, CO — до 0,8 г/км и NOy — до 0,06 г/км.

    Когда выхлопная система останется без катализатора, кислородные датчики будут фиксировать больше вредных выхлопов. Соответственно, нужно сделать так, чтобы не почувствовали отсутствия этой важной детали.

    Минусы удаления катализатора

    Удаление катализатора может принести целый ряд проблем незадачливому водителю.

    Во-первых, отсутствие катализатора, или же его неверная работа, автоматически приравнивает транспортное средство к разряду аварийных, загорается знак «CHECK ENGINE» на приборной панели авто. Результатом снятия катализатора является снижение тяги, троение, сложность запуска двигателя.

    Если катализатор оплавился или забился, то отработанные газы не могут через него пройти, а значит, возвращаются в камеру сгорания и делают горючую смесь менее эффективной.

    Если катализатор не оплавился, но горит «CHECK ENGINE», скорее всего деталь вышла из строя по причине высоко уровня пробега автомобиля. Все современные авто оборудованы датчиками кислорода, один из которых устанавливается перед канализатором, а другой – после. Один из них улавливает наличие вредных соединений в отработанных газах, второй же, при повышении процента концентрации вредных веществ, подает сигнал о том, что нейтрализатор не работает и требует замены. Как следствие, при неработающем катализаторе некоторые автомобили могут даже не запуститься.

    Без катализатора выхлоп автомобиля приобретает неприятных запах, загрязняет окружающую среду, а также вредные газы могут попадать внутрь салона автомобиля и подвергнуть пассажиров влиянию токсических элементов.

    Published by Евгений Харитонов