Антигололедные реагенты — описание и классификаци. Зимнее содержание автомобильных дорог: есть ли достойная альтернатива технической соли?

Самыми травмоопасными периодами считаются зима и ранняя весна, когда из-за перепадов температуры образуется ледяная корка. Защитить людей от получения травм помогают специальные реагенты, которыми посыпают тротуарные и пешеходные дорожки, улицы и дороги, автостоянки и лестницы.

Временно бесплатные: игры и приложения на айфон по хорошей скидке

До ←

  • Состав противогололедных реагентов

    Из чего состоят реагенты для дорог: в составе есть экологически безопасные вещества – это техническая соль или кальций с хлоридом магния, которые добавляют к химическим компонентам.

    Дорожные реагенты мгновенно действуют и препятствуют образованию наледи даже в сильные морозы. Если состав содержит минимальное количество химических компонентов, то обрабатывать поверхность антигололедной смесью можно без средств защиты.

    В составах антигололедных реагентов присутствуют ингибиторы коррозии, благодаря которым обрабатывать можно даже металлические поверхности – ей нестрашны повреждения или ржавчина. Из-за ингибиторов реагенты не наносят вреда животным, обуви людям. В случае потепления состав легко убирается с дороги.

    Доля ингибиторных веществ в реагенте должна составлять как минимум 6%. Чтобы защитить металлы от коррозии, производители добавляют нитраты, карбамиды или ацетаты. Нужно учитывать количество защитных веществ: если их слишком много, то реагент не будет выполнять свою основную задачу на 100%, а именно препятствовать скольжению льда.

    Гравий и песок

    Этот материал в комбинации с песком активно использовали несколько лет назад в Санкт-Петербурге, с гордостью объявив «отказ от реагентов» в городе. Но все это было актуально до снежной зимы 2018-19 года, обернувшейся «стихийным бедствием» и даже человеческими жертвами. В итоге власти снова начали закупать реагенты.

    Плюсы: Если дорога очищена, шанс поскользнуться на гравии минимален. 

    Минусы: Гранитной крошке не под силу растопить лед. Еще один минус гравия или щебня — высокая цена. Кроме того, крошка попадает в подземные коммуникации, в механизмы эскалаторов, забивает ливневые стоки и протирает дорожное полотно. Но главная проблема в том, что для эффективного использования гравия должна быть идеально отлажена работа дорожных служб — снег и лед необходимо своевременно вычищать, а отработанную крошку — собирать (и в идеале использовать повторно), чтобы почва вокруг дороги не окаменела.  С песком дело обстоит еще хуже — его уже нельзя использовать вторично. Песок часто смешивают в «коктейль» с солями, и в таком виде его разносит ветер и вдыхают жители мегаполисов.

    Разбрасыватели, совки, контейнера для реагента

    Для распределения реагента по дороге или тротуару используются самые разные инструменты и технические устройства.

    Если нужно посыпать небольшую тропинку дома, то достаточно будет обычного совка.

    Но применение жидкого реагента на большой дороге или, например, во дворе крупного предприятия, бизнес-центра, возможно только с использованием автоцистерны.

    Сухие гранулы также на больших пространствах удобнее рассыпать при помощи тележки, спецтехники и разбрасывателя.

    Для распределения реагента используют:

    • разбрасыватель (навесное оборудование);
    • контейнеры с возможностью загрузки до 500 кг (с окном и без окна);
    • специальные канистры для налива жидкого вещества;
    • совки, лопаты, ведра;
    • тележка для разбрасывания или дозатор.

    Разбрасыватель представляет собой воронку и вращательный механизм, подключенный к трактору или другой спецтехнике. Благодаря вращению происходит разбрасывание вещества на расстояние до 14-20 метров.

    Для равномерного таяния это очень эффективный способ распределения реагента. Расход вещества дозируется, так что это еще и экономный способ посыпки.

    Контейнеры идеально подойдут для хранения сухого реагента в любое время года. Они защитят гранулы от попадания воды и воздуха, и вы сможете использовать прошлогодние материалы для обработки дорог в новом сезоне.

    Делают такие ящики из армированного композита, который надежно защищает реактивы не только от порчи, но и от смерзания.

    Канистры часто заказывать не нужно, так как жидкие реагенты продаются уже в готовой таре. Но если вы хотите перелить её в более удобную емкость, то нужно будет сделать заказ.

    Лучше всего использовать для этих целей металлические, а не пластиковые канистры.

    Тележки-дозаторы вмещают до 30 кг реагента. С их помощью можно обработать длинную дорогу и тротуар не перетаскивая мешки с концентратом на себе.

    Тележка управляется механически и не требует ни подключения к электричеству, ни других приспособлений.

    Удаление снежной крошки производится при помощи больших лопат. Как только лед под воздействием химической смеси начнет таять, его аккуратно сгребают вбок или вывозят на тележке.

    Перед использованием реагента также рекомендуется очистить поверхность от рыхлого снега. Распределяется вещество из расчета не менее 65 миллиграммов на квадратный метр.

    Состав антигололедных реагентов

    Для разных целей и погоды подойдут антигололедные смеси с разным составом. Можно использовать реагенты как самостоятельные средства или вспомогательные перед механической чисткой льда. Перед приобретением ознакомьтесь, из чего состоит антигололедный реагент для дорог, и при какой температуре он будет эффективен.

    Состав реагентаПесок + соль (пескосоляная смесь)Хлористый натрий + хлористый кальцийТехническая сольКальций + натрий модифицированныйГранитная крошкаНатрий + ингибиторы коррозии
    Температурный режим (при какой температуре реагент эффективен) До -12°C До -25°C До -10°C До -25°C Нет ограничений До -30°C
    Характер воздействия Соль разрушает лед, а песок предотвращает скольжение Размягчает снежные накаты, после применения легко удалить снег и лед с помощью лопаты и щетки Используется как антигололедное средство и для смягчения воды и очистки водяных фильтров. Средний расход материала для удаления льда толщиной 5 мм – 70 г/кв.м Подходит для удаления льда и предотвращения гололеда. Реагент пожаро- и взрывоопасен, при этом безвреден для людей и животных Улучшает сцепление с дорогой за счет абразивности состава. Не топит лед, поэтому обработанные поверхности остаются сухими. В составе химические соединения, препятствующие разрушению металлических поверхностей.

    Действие реагентов

    Принцип действия антигололедных составов простой – состав расплавляет снег. Когда реагент вступает в реакцию с кислородом, он выделяет тепло и проникает в слои льда. Лед разрушается. Чтобы закрепить и не допустить скольжения, на дорогу высыпают специальную крошку.

    Посыпать реагенты можно вручную, с помощью инструментов или технического оборудования – зависит от территории, которую необходимо обработать. В качестве инструментов для распределения могут использоваться лопаты, ведра, тележки, дозаторы, контейнеры и т.д.

    У небольшого дома или офиса распределить реагент можно вручную или с помощью совка. Высыпать антигололедные вещества в жидком состоянии у крупного бизнес-центра или предприятия можно только с применением автоцистерны.

    Одно из важных качеств реагентов – они не замерзают даже при низких температурах, поэтому лед в любом случае превратится в снежную кашу.

    «Что присылают, то и рассыпаем»

    Коммунальным службам не приходится задумываться, что именно бросать на тротуары и проезжую часть. Во всяком случае, в трех управляющих компаниях, работающих в московских районах Бибирево, Свиблово и Восточное Бирюлево, не смогли сообщить, какие именно реагенты они применяют. «Какие присылают, такие и рассыпаем», – с удивлением ответили по телефону на одном из участков.

    Существуют нормативные документы, разработанные правительством Москвы, которые строго регламентируют, когда и какие ПГР следует использовать, в каком количестве их рассыпать, как и куда убирать остатки. Одним из важнейших является «Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей <…> с применением противогололедных реагентов <…> (на зимние периоды с 2012 г. и далее)».

    Читайте также:  Учимся читать индикаторы и разбирать панель приборов на автомобилях Рено. Приборная панель Рено Сандеро: значения символов

    Ежегодно на обработку дорог в московском регионе тратится в среднем 206913,0 тонн жидких реагентов; 194894,0 тонн твердых и 62117,0 тонн комбинированных.

    За соблюдением правил следит департамент ЖКХ и благоустройства, а также Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) города Москвы.

    Денис Марков

    @dmarkov

    Альтернативные варианты технической соли

    Недостатки хлористого натрия, применяемого в качестве противогололедного реагента, стали причиной поисков новых, более эффективных и безопасных для окружающей среды ПГР. Сегодня дорожникам предлагают жидкие и сухие ПГР на основе концентрата минерального Галит и без его участия.

    ПГР на основе хлористого натрия

    Специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» и НКО «Ассоциация зимнего содержания дорог» провели исследования по борьбе с зимней скользкостью с помощью перспективного многокомпонентного ПГР на основе хлористого натрия с добавками формиата натрия (муравьинокислого натрия). Недостатком этого варианта является высокая стоимость формиата натрия, которая в 4-6 раз превышает цену концентрата минерального Галит. Одна из задач ученых – определить рациональное процентное содержание формиата в ПГР, при котором добавка снижает негативное влияние технической соли на окружающую среду, не слишком повышая стоимость противогололедного материала.

    Помимо высокой цены, формиаты имеют еще один недостаток – необходимость строгих правил хранения самих формиатов и продукции, изготовленной на их основе. Это связано с тем, что муравьинокислый натрий быстро разлагается при попадании в него влаги. Этот процесс значительно ускоряют повышенные температуры. Повреждение упаковки или ее нагрев значительно сокращают период годности продукта.

    Плюсы применения формиата натрия в составе ПГР на основе NaCl:

    • улучшение плавящей характеристики материала;
    • снижение коррозионного воздействия NaCl на металл и цементобетон;
    • уменьшение негативного воздействия на характеристики грунта и других элементов окружающей среды.

    Формиат натрия не только сам распадается в природе на безопасные составляющие, но и очищает биосферу от вредных компонентов. На основании аналитических работ, проведенных зарубежными и отечественными учеными, были сделаны следующие выводы:

    • формиат натрия может быть рекомендован для замедления коррозии металла в количестве 8-12% к общему количеству хлористых солей. В этом случае коррозионная активность многокомпонентного ПГР в 2 раза ниже аналогичного показателя чистой соли;
    • формиат натрия менее активен по отношению к цементобетону, по сравнению с хлоридом натрия. Поэтому на ответственных объектах – мостах, путепроводах, эстакадах, аэродромных покрытиях – муравьинокислый натрий добавляют к технической соли в значительных концентрациях;
    • муравьинокислый натрий – экологически безопасный продукт. В природе он легко разлагается на оксид углерода и воду. Поэтому реагенты с добавлением муравьинокислого натрия рекомендованы к применению на площадях, территориях медицинских, детских, учебных учреждений.

    Химические ПГР без использования хлорида натрия

    Наиболее распространен химический реагент, не содержащий хлорид натрия, это 28%-й раствор модифицированного хлористого кальция. По сравнению с концентратом минеральным Галит этот ПГР показывают ряд плюсов, среди которых: сниженные нормы расхода, эффективность при низких температурах (до -35°C), положительное влияние на почву. Несмотря на ряд видимых плюсов, существенные недостатки хлористого кальция значительно ограничивают его применение:

    • малый период активности – всего три часа, что требует многократной обработки дороги в течение суток;
    • снижение коэффициента сцепления шин с дорогой. После нанесения на дорожное покрытие хлористого кальция коэффициент сцепления ниже показателя мокрого асфальта на 30%;
    • высокая коррозионная активность. Попадание хлористого кальция на двигатель и выхлопную трубу провоцирует их быстрое коррозионное разрушение;
    • притягивание влаги. При использовании концентрата минерального Галит влага с дорожного покрытия испаряется, а ХКМ, наоборот, влагу притягивает;
    • неэффективность ХКМ на дороге, на которой есть поверхностный слой, состоящий из машинного масла, нефтепродуктов, резиновой крошки.

    Кроме перечисленных выше недостатков, по мнению экспертов, хлористый кальций становится причиной аллергических реакций, а также представляет опасность для животных, вызывая химические ожоги лап.

    Другие современные химические реагенты «АЙСМЕЛТ», «Антиснег-1», «Нордикс-П» также, как и ХКМ, раздражающе действуют на слизистые оболочки и кожу, вызывают атипические дерматиты, аллергодерматозы и аллергии. В состав «АНТИСНЕГ-1» и «НОРДИКС-П» входит азот. В грунте имеется большое количество нитрифицирующих бактерий, безвредных в условиях отсутствия этого элемента. При попадании в почву химических ПГР, содержащих азот, бактерии начинают активно размножаться и превращать аммоний в нитраты.

    Реагенты против снега и льда. Чем посыпают московские …

    Dec 25, 2013 — Чем посыпают московские улицы этой зимой … Твёрдыми и жидкими реагентами сейчас обрабатывают в основном дороги и магистрали … одним из основных веществ, которое входит в состав средств для борьбы …

    Можно ли обойтись без реагентов?

    Частично да, но для этого потребуется больше времени и денег.

    В 2016 году в Санкт-Петербурге попытались свести использование реагентов к минимуму, сделав упор на очистку дорог и вывоз сугробов с тротуаров. Эффект был ожидаем — увеличились затраты и время работы.

    «Это требует больше затрат и усилий, ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения», — говорили в 2016 году в комитете по благоустройству Северной столицы.

    Спустя какое-то время соль вернулась на улицы Питера. В Москве даже таких экспериментов не делали, как разбрасывали тоннами химическую крупу – так и разбрасывают.

    Как проблема с вредными реагентами решается в других странах

    Все зависит от погоды. Наиболее распространенное решение — мраморная крошка, но в чрезвычайных ситуациях можно прибегнуть и к более эффективным решениям.

    В Финляндии в Хельсинках зима 2019 года выдалась суровее, чем предыдущие, и расходы на защиту дорог увеличились.

    Главный пункт борьбы со снегом в Хельсинки — вовремя чистить.

    Все улицы делятся на три категории: главные дороги с активным движением, дорогие средней загруженности и небольшие улицы — преимущественно в жилых кварталах.

    Дороги первых двух категорий очищаются каждый день до 7 утра, небольшие улицы — раз в три дня.

    Своевременная чистка не всегда помогает, поэтому в Хельсинках также применяется соль. Правда, состав реагента изменен, чтобы он наносил окружающей среде меньше урона.

    «Чтобы сохранить уровень засоления почв настолько низким, насколько возможно, рекомендуется использовать увлажненную соль», — говорит инженер-специалист по техническому обслуживанию в администрации Хельсинки Туомас Лаутаньеми.

    Аналогичным методом снижают урон от соли в некоторых провинциях Канады (в Онтарио и Квебеке). Там используется соль на основе сока сахарной свеклы. За счет собственных кислот она тоже работает как реагент — в результате на растапливание льда требуется на 30% меньше соли.

    Кроме того, сок сахарной свеклы делает раствор более плотным, поэтому соль лучше прилипает к асфальту и эффективнее растапливает лед.

    Читайте также:  Штраф за тонировку в 2022 году. Тонировка в 2021 году: изменения, штрафы

    Как выяснилось, полностью отказаться от реагентов невозможно. В таком случае, на чистку дороги уйдет гораздо больше времени, чем с ними.

    Но можно свести их использование к минимуму или снизить урон с помощью изменения состава. Жаль, что у нас об этом не думают, продолжая посыпать дороги ядовитыми химикатами вперемежку с солью.

    Не забудьте стряхнуть ноги перед домом.

    (37 голосов, общий рейтинг: 4.62 из 5)
    Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
    Favorite
    В закладки undefined
    iPhones.ru
    Не просто соль.

    • Рассказать

    Теги: Статьи,

    • Это интересно

    Денис Марков avatar

    Типы и виды реагентов

    Противоледные материалы бывают разных видов и продаются весом от 5 кг и до 1 тонны. Дешевле всего обходятся небольшие пакеты с реагентом в состав, которого входит традиционный хлористый кальций и натрий, а также ингибиторы коррозии.

    Классификация реагентов:

    1. гранулированные;
    2. жидкие вещества (раствор).

    Гранулированные вещества (посыпку) можно использовать как после образования ледяной корки на дороге, так и до гололеда.

    Обычно вещество разбрасывают утром или вечером, когда температура воздуха наиболее низкая.

    Расход при температуре -10 °C — 40 г/м 2. Гранулы не просто приводят в порядок дорогу, но и противодействует замерзанию воды, то есть появлению новой ледяной корки.

    Наиболее популярны гранулированные реагенты: Экосол, Бишофит, Бионорд-экстра, Геодор, Галит на основе технической соли и другие. Именно их используют, например, столичные коммунальщики в зимнее время.

    Достоинства: низкая цена, экологическая безопасность

    Недостатки: иногда портится дорожное полотно, если выбирать дешевый антигололед

    Жидкие вещества используют реже, но их достоинства также высоки.

    Самый популярный не твердый реагент: 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ), а также хлорида магния.

    Обработка тротуаров и дорог этими растворами экономически считается более выгодным, так как норма его расхода ниже на 20-40%, чем гранулированного вещества.

    Обычно жидкие реагенты используют для посыпания не дорожек возле дома, а большой территории.

    Многие жидкие средства не принято использовать при температуре ниже -10°С, а также при обильных снегопадах.
    Самые известные жидкие реагенты: Премелт, ЭСБГ, Антилед (на основе природного Бишофита) и другие.

    Достоинства: экономный расход и возможность использования на большой площади

    Недостатки: короткий срок действия (максимум 3 часа)

    Важно: Использование современных реагентов более эффективно, чем посыпание в зимнее время дорог песком и обычной солью.

    Расход вещества идет в 4 раза меньше и к тому же потом не нужно очищать дорожки от песочных завалов.

    Смыть реагент с тротуаров не представляет вообще никакого труда, но чаще всего он просто растворяется без следа.

    Город «пересаливают»?

    В современных ПГР различные вещества соединены таким образом, чтобы сделать вред от них минимальным. «Применение реагентов в Москве неизбежно. <…>. Это все-таки зимний город. Мы не можем рассчитывать, что через недельку потеплеет, и все растает», – такое мнение высказала «Милосердию.ru» глава комиссии по экологической политике Московской городской думы Зоя Зотова. Самое важное, чтобы разработанные специалистами технологии использования реагентов строго соблюдались, считает она.

    Департамент ЖКХ и благоустройства Москвы провел в начале 2015 года проверку, в ходе которой брались пробы снега на газонах и в скверах на юге Москвы. В результате их исследования выяснилось, что практически везде правила работы с реагентами нарушались. В результате фоновая концентрация таких элементов, как хлор, натрий, калий и кальций была превышена в десятки, а местами и в сотни раз.

    Фото: Павел Смертин

    Один из авторов доклада, подготовленного на основе этих материалов, научный сотрудник кафедры техносферной безопасности и экологии РГСУ Тамара Пугачева, подчеркнула в интервью «Милосердию.ru», что, хотя сами по себе современные реагенты безвредны, злоупотребление ими опасно.

    Надо сказать, что даже интернет-магазины, продающие ПГР, предостерегают от их бесконтрольного использования, особенно вблизи водоемов.

    Экспертиза «КП»: Чем посыпают столичные дороги

    Dec 3, 2014 — Экспертиза «КП»: Чем посыпают столичные дороги … В состав входит пищевая соль, мраморная крошка и соль муравьиной … Каждую зиму горожане задаются одним и тем же вопросом: снег белый, реагенты тоже …






    Правильная дозировка или как распределить реагент

    При использовании различных сыпучих средств против льда очень важно равномерно распределить гранулы по обрабатываемой территории. На дозировки влияет температурный режим и толщина льда. Считается, что при температуре до десяти градусом оптимальная дозировка химических реагентов составляет 20 грамм на квадратный метр. Максимальное количество вещества составляет 70 грамм.

    «Гранулы реагента должны быть одного размера, в противном случае сложно добиться равномерного распределения. Большинство крупных производителей реагентов обычно внимательно следят за этим параметром.»

    ручной разбрасыватель. фото
    Ручной разбрасыватель на батарейках с дозатором очень удобен, если требуется разбросать реагенты по небольшой территории

    Важно понимать, что дозировка вещества для предотвращения образования льда обычно должна быть меньше, чем для плавления. Для примера средство Рокмелт МАГ на основе хлорида магния для предотвращения образования льда должно быть распределено в пропорции 70 г/м.кв при температуре от -15 до -20 градусов, а для удаления льда потребуется уже 150 г/м.кв.

    Распределять абразивные средства проще, так как дозировка не так важна, при этом надо помнить, что, когда лед растает, участку потребуется уборка.

    разбрасыватель-сеялка. фото
    Линейка колесных разбрасывателей от компании Gardena представлена моделями с разной шириной и с разным объемом

    Разбрасывать реагенты «на глазок» не очень правильное решение, так как дозировка гранул и их равномерность неминуемо будут нарушены. Для этих целей существуют специальные инструменты – разбрасыватели, которые по совместительству в летнее время могут распределять по участку семена и удобрения. В зависимости от площади обработки все разбрасыватели делятся на виды.

    — Ручной разбрасыватель обычно имеет вид небольшого контейнера с ручкой, в котором с помощью вращающейся крыльчатки идет распределение гранул. Самые простые устройства оснащаются ручкой – для работы разбрасывателя её необходимо вращать. В моделях на батарейках вращение осуществляется после нажатия кнопки.

    Прицепная тележка. фото
    Тележка-дозатора используется в качестве прицепного оборудования для тракторов

    — Разбрасыватель на колесах – имеет вместительный бункер для семян, реагентов или удобрений. Некоторые модели могут охватывать до 800 м.кв. без дозасыпки. Перемещается разбрасыватель на колесах, оператор при этом тянет или толкает его за Т-образную рукоятку. Процесс распределения гранул происходит только во время движения: крыльчатка вращается от колес.

    — Прицепные разбрасыватели – рассчитаны на обработку больших площадей. Вместительный контейнер для реагента крепится в качестве прицепа к мотоблоку или трактору.

    «Для более удобного распределения реагентов разбрасыватель должен иметь регулируемый дозатор.»

    Осторожно, реагенты: чем посыпают дорогу зимой …

    Dec 10, 2013 — Осторожно, реагенты: чем посыпают дорогу зимой? … натрий), но менее вреден для окружающей среды из-за своего состава.

    Где применяют

    Для чего используют антигололедные реагенты? Их закупают не только во время гололеда. Эти средства помогают избежать образования ледяной корки. Если ожидается выпадение снега или дождя, то реагентом можно предварительно посыпать необходимые участки улиц. Снег превратится в воду после того, как вступит в реакцию с химикатами.

    Читайте также:  Газовых заправок все больше, а экономия для автомобилистов – все меньше. Газ по 40 рублей — есть ли смысл ставить ГБО? Вот полный расчет

    Если снегопад в самом разгаре, то посыпание реагентами позволит снегу не уплотняться, и избежать образования накатов. Обычно их разбрасывают по дорогам в периоды, когда минимальная суточная температура — утром или вечером.

    Достоинства противогололедных материалов

    Главная задача антигололедных реагентов – сделать поверхность нескользкой и обеспечить сцепление с дорогой. Качественные смеси не запыляют и не загрязняют обочины, не наносят вреда окружающей среде и не влияют на схождение талых вод.

    Продукция имеет внушительный срок хранения, поэтому ее можно закупить заранее в больших количествах.

    Применять антигололедные реагенты гораздо эффективнее, чем посыпать дорожки солью или песком. Расход состава более экономный, а убирать его не нужно, в отличие от песочных завалов, он просто растворяется.

    Снежный накат

    В Японии, где каждую зиму идут обильные снегопады, снег или укатывают или просто расчищают. В итоге вокруг дорог образовываются гигантские снежные стены, как, например, на знаменитой альпийской дороге Татеяма — Куробе. 

    Плюсы: Поскольку реагенты запрещены, нет и связанных с ними проблем для окружающей среды, здоровья, обуви и шин. 

    Минусы:Гололед и скопление снега на дорогах нередко становятся причинами множества травм и аварий.

    Метод Торгейра Ваа

    Эту экологичную технологию изобрел в 2004 году шведский ученый Торгейр Ваа, озадачившись вопросом, как эффективнее использовать песок на дорогах. Песок в пропорции 7 к 3 смешивается с горячей водой 95 °С и в таком виде распыляется по обледенелой поверхности.

    Плюсы: Смесь«вплавляется» в лед и держится до 3–7 дней даже на оживленных автомобильных дорогах. 

    Минусы: Для использования этого метода требуется дорогостоящая техника.


    Стокгольм. Фото: unsplash.com

    Сахар

    В Белоруссии несколько лет назад предложили использовать в качестве реагента мелассу, побочный продукт в производстве сахара. 

    Плюсы: Вещество эффективно справляется с наледью при температуре до -15 °С, при этом более экологично, чем соль, и не вызывает коррозии.

    Минусы: Стоимость мелассы выше, чем у технической соли, так что «сладкий реагент» так и не завоевал популярность. 

    Не совсем безобидные хлориды

    Наибольший вред окружающей среде из всего перечисленного, как ни странно, может принести поваренная соль. Хлорид натрия особенно агрессивен по отношению к металлам и резине.

    Проникая в почву, он меняет ее структуру, уплотняет, мешая растениям получать питательные вещества и влагу. Трава и кустарники от этого перестают расти, кончики листьев становятся коричневыми, верхушки деревьев засыхают.

    ВИД РАСТАЯВШЕГО СНЕГА С АНТИГОЛОЛЕДНОЙ СМЕСЬЮ: ИСХОДНЫЙ (A); ЧЕРЕЗ 70 мин СЕДИМЕНТАЦИИ (Б) (ОБР. № 7 — пр. ВЕРНАДСКОГО (ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С ул. СТРОИТЕЛЕЙ); ОБР. № 8 — СМЕСЬ С БРЫЗГОВИКА АВТОМОБИЛЯ). Фото: istina.msu.ru

    «Признаки повреждения, связанного с солью, могут проявляться в течение нескольких лет», – пишет в статье для сельскохозяйственного издания преподаватель Висконсинского университета Диана Олфут. Попадая через ливневую канализацию в реки и пруды, соль становится токсичной для их экосистем, подчеркивает она.

    Хлорид кальция, по данным НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сытина, способствует развитию у людей аллергии. Ветеринары считают, что он может приводить к химическому ожогу лап животных. Кроме того, он портит обувь из натуральных материалов.

    Хлорид магния оказался среди дозволенных в дорожном хозяйстве веществ только после бурных дискуссий. В природе он встречается в виде минерала бишофита. «Вред экологии города от использования бишофитов значительно превышает его пользу… Данная технология неприемлема для реализации в Москве», – высказалась в 2013 году кандидат географических наук, научный сотрудник экоцентра ИИЕТ РАН Марина Хвостова. Бишофиты содержат в большом количестве токсичные для человека элементы: тяжелые металлы, фтор, бром, йод. Кроме того, они сокращают срок эксплуатации дорожного покрытия.

    Особые сомнения вызывает формиат натрия – соль муравьиной кислоты. Это соединение может приводить к раздражению верхних дыхательных путей и слизистых оболочек. По словам сотрудника НИИ пульмонологии ФМБА России Светланы Чикиной, формиат натрия представляет опасность только при контакте с его высокими концентрациями: «при неправильном хранении или транспортировке, либо в условиях химического производства».

    Фото: Павел Смертин

    Однако «есть люди, которые могут обладать повышенной чувствительностью даже к минимальным концентрациям любого химического вещества, включая и формиат натрия, – добавила Чикина. – Но обычно это люди с уже имеющимися заболеваниями органов дыхания».

    Меньше всего критики вызывает хлорид калия. Обычно он используется в качестве удобрения. Хлорид калия «может повредить растениям, однако он не меняет структуру почвы», отметила, в частности, Диана Олфут. Составы, в которых присутствует хлорид калия, довольно дороги.

    Еще одна область, где могут навредить реагенты – подземные коммуникации. Как выяснили ученые-геологи из МГУ, при чрезмерном использовании ПГР грунт становится «химически агрессивным» по отношению к строительным материалам.

    Он может усиливать коррозию металлов в трубопроводах, кабельных сетях, металлической арматуре. В результате чаще происходят утечки из подземных коммуникаций, возникают подтопления, провалы и т.п.

    Концентрат минеральный Галит – используем преимущества и нейтрализуем недостатки

    Информация, представленная выше, показывает, что идеальных противогололедных материалов пока не существует. Более того, когда вместо привычной технической соли начали использовать другие химические реагенты, участились обращения в поликлиники больных с жалобами на затрудненное дыхание, удушье, кожный зуд, слезотеченье. На фоне новых ПГР техническая соль остается наиболее практичным и универсальным вариантом, благодаря небольшой стоимости, простоте хранения, возможности улучшать ее свойства дополнительными компонентами. Результат этих преимуществ: 95% всех противогололедных материалов, востребованных во всем мире, составляет техническая соль.

    При правильном подходе к применению концентрат минеральный Галит эффективен и безопасен. Самый важный момент в этом вопросе – строгое дозирование материалав соответствии с климатическими условиями региона, что позволяет уйти от «пересаливания» улиц и тротуаров. Оптимальное количество соли должно обеспечивать расплавление всего 15% объема снежного покрова. Остальная снежная масса при этом приобретает состояние, удобное для счистки с дорожного покрытия и вывоза специальной техникой. Определить необходимое количество ПГР помогают системы метеообеспечения, которые в России находятся в начальном состоянии и требуют обязательного развития. Точность дозирования, которую вполне может обеспечитьсовременная дорожная техника, позволяет снизить расход противогололедного материала в 1,5-2 раза.

    В местах, где техническая соль может причинить вред почве, другим элементам окружающей среды, дорожному покрытию, ее необходимо сочетать с компонентами, снижающими негативное влияние NaCl, например, с формиатом натрия.

    Мои каналы: GREGA GaraŽ и СМЕХ не ГРЕХ …

    Published by Евгений Харитонов