Виды стирания покрышек
1. Стирание по норме
Читайте также: 13 марта 2021 151 0 Самые красивые дороги для путешествия на машине
Изнашивается определенная часть шины в зависимости от нее местонахождения. При этом управляемые колеса в большей степени изнашиваются по бокам, а ведущие – посередине. Для снижения уровня стирания покрышек рекомендуется периодически менять их местами.
Схема перестановки колес
2. Односторонний износ
Из названия понятно, что стирание происходит преимущественно с одной стороны. Причин этого несколько: положительный или отрицательный развал/схождение, повышенная скорость при прохождении поворотов, дефект полуосей, отсутствие соосности.
3. Центральное и двухстороннее стирание
При таком факте необходимо проверить давление в шинах, оно либо пониженное (двухсторонний износ), либо повышенное (центральный).
4. Стирание небольшими пятнами по окружности
При появлении данного износа необходимо провести балансировку колеса, а также проверить подвеску на исправность. Кроме того, единственное пятно может являться следствием экстренного торможения при заблокированных колесах.
Методы определения износа шин
При определении степени стирания можно поверить и проанализировать изменение высоты протектора. У новых колес эталонная высота может быть от шести до восьми миллиметров (летние колеса) и от девяти до двенадцати миллиметров (зимняя резина) в зависимости от фирмы-производителя.
Для определения уровня износа высота протектора измеряется в нескольких местах по окружности и берется усредненное значение, которое не должно быть меньше двух миллиметров на летней резине и четырех-шести миллиметров у зимней.
Читайте также: Как перепрошить чипануть автомобиль
Замер с помощью линейки
Рекомендуем: Рейтинг лучших производителей салонных фильтров по мнению экспертов и отзывам покупателей
Кроме того, некоторые производители выпускают покрышки со специальными индикаторами износа.
Индикаторы Nokian и Bridgestone
Индикатор износа шин Nokian представляет из себя специальные цифры, которые расположены в центре протектора.
Эти указатели (DSI — Driving Safety Indicator), показывают степень изменения высоты протектора, которая измеряется в миллиметрах. Для зимних резин глубина канавок протектора должна быть не менее четырех миллиметров.
Видео: как работает индикатор DSI Nokian.
Индикатор износа шин Nokian Hakkapeliitta 5 дополнительно оснащен специальной пиктограммой снежинки для определения зимнего стирания. Следует иметь в виду, что при пропадании данного индикатора, необходимо незамедлительно менять колеса на новые, ведь они уже не могут обеспечить должного сцепления на заснеженной дороге.
Индикаторы износа шин Bridgestone выглядят немного по-другому. Метка полного стирания представляет из себя небольшие стрелочки, которые расположены в шести местах на внешней стороне обода. Когда они проявляются, то это указывает, что остаточная высота протектора равна 1,6 мм.
Индикатор износа на 55%!, который есть только на зимней резине, представляет из себя ребристый выступ внутри протектора, он расположен в четырех местах по всей покрышке.
Если хотя бы в одном месте резина сравнялась с ними, то использовать ее в зимнее время года запрещено.
Почему это так важно?
Основные характеристики любой покрышки определены формой и высотой ее протектора. Именно последний влияет на сцепление колес (а соответственно, и всего автомобиля) с дорогой. Также высота протектора влияет на качество отвода грязи и воды. Таким образом, благодаря рисунку и его толщине обеспечивается наилучший контакт с дорожным покрытием.
Но автомобильные покрышки подвергаются постоянному износу. По истечении некоторого времени (это пробег более 80 тысяч километров) толщина протектора уменьшается в несколько раз. Почему так важно смотреть на индикатор износа протектора шины? Если высота рисунка уменьшается, это влечет за собой эффект аквапланирования.
Читайте также: Багажник на крышу авто: виды, способы креплений, достоинства и недостатки
Разновидности износа
Нормальный износ
При движении автомобиля на его колеса воздействует целый комплекс разнонаправленных сил, при этом они различаются в зависимости от того, какие это колеса – управляемые или ведущие. В первом случае истираются края покрышки, во втором – посередине протектора. Именно поэтому для более равномерного изнашивания покрышек их рекомендуется менять местами хотя бы раз в сезон.
Неравномерный односторонний износ чаще всего бывает из-за неправильных углов установки колес или дефектов в рулевом управлении, благодаря чему пятно контакта смещено в сторону.
Двустороннее и центральное истирание бывает от неправильного давления – в первом случае оно пониженное (шина сплющена), во втором – повышенное (шина перекачана).
Локальные дефекты и пятна на шинах могут быть от неправильной балансировки колес, а также от резкой езды с частыми разгонами с пробуксовкой и торможением с блокировкой колес.
Причины быстрого износа
Средние по ценовой категории шины обычно могут прослужить от 2 до 4 сезонов. Все зависит от факторов износа. Среди них можно выделить следующие:
1) Агрессивное вождение по твердому типу покрытия, использование дрифта для преодоления поворотов. Это наиболее губительный для шин фактор – протектор стирается очень быстро что может привести к аварии.
2) Езда на высокой скорости вытекает из предыдущего фактора и оказывает большую нагрузку на шины, что в конечном итоге значительно снижает их срок эксплуатации.
3) Некачественный состав резины. Осторожничать может каждый, но порой и аккуратное вождение не помогает предотвратить износ шин. Виной тому дешёвая и некачественная резина. Современные высокотехнологичные составы шин имеют увеличенный срок службы. Поэтому не стоит покупать протекторы без предварительного ознакомления с отзывами покупателей – 5 минут, потраченные на просмотр сведений о модели резины в интернете, могут сэкономить уйму времени и денег в будущем.
4) Превышение допустимой массы нагрузки на шины. Когда автомобиль загружен до отказа это влияет не только на его систему подвески, но и на протекторы. Чем больше весит машина тем большую силу трения испытывают шины. Во время езды трение минимально, но когда дело доходит до экстренного торможения или трогания с пробуксовкой, все меняется кардинально. В этих случаях протектор стирается гораздо быстрее, если автомобиль загружен «доверху».
5) Нарушение норм давления в шинах также негативно действует на протекторы. Слишком низкое давление может привести к появлению трещин на боковинах, слишком высокое – увеличивает нагрузку на всю плоскость резины.
6) Пропуск периода обкатки резины – распространенная ошибка среди неопытных водителей. Не стоит сразу перегружать покрышки высокой скоростью и агрессивным вождением, это обеспечит для них более длительные сроки эксплуатации.
Как правильно установить шины
Большинство моделей Нокиан имеют направленный рисунок протектора. Он обеспечивает отличные свойства, но при установке с такими покрышками придется повозиться, ведь если протектор будет расположен неправильно, то показатели значительно ухудшатся.
Направление шин чаще всего указано на боковой части стрелочкой. Поэтому несложно догадаться, как их правильно поставить.
Для всех, кто ценит при езде на автомобиле безопасность и комфорт, покрышки Нокиан подойдут на все 100%. При этом некоторые модели предназначены для передвижения на высокой скорости – для тех, кто спокойствию предпочитает выброс адреналина.
Типы
На данный момент существует несколько разновидностей индикаторов износа протектора шины:
- Объемные. Являют собой выпуклую риску, что находится в канавке рисунка.
- Цифровые. Это выдавленные в протекторе цифры с разной толщиной. Зачастую применяются на зимних моделях покрышек.
- Штрихи. Имеют разную глубину. Штрихи также расположены в канавках протектора.
Наиболее простой индикатор износа протектора шины – объемный. Как он работает? По мере истирания протектора данный индикатор сливается вместе с рисунком. Это говорит о том, что покрышка имеет критический износ. Ее нужно заменить. На некоторых моделях, помимо основных, есть и промежуточные индикаторы. Они предупреждают водителя о том, что высота рисунка снизилась и вскоре покрышка потребует замены. Но обычно такая шина может эксплуатироваться еще 20-25 тысяч километров.
Что касается цифровых, они имеют две степени глубины. Самая большая цифра, что здесь используется – 8. Она информирует водителя о том, что остаток протектора составляет не менее восьми миллиметров. Это обозначение может быть как на зимних, так и на летних шинах. А вот индикатор критического износа имеет разную величину в зависимости от сезона. Так, самая малая цифра на летних шинах составляет два миллиметра. А на зимних – четыре. Но специалисты говорят, что зимнюю шину стоит менять уже при толщине протектора в 5-6 миллиметров. Да, ездить на такой резине никто не запретит. Но качество контакта с дорогой (особенно если это рыхлый снег) будет сомнительным.
Полезный совет: если износ зимних покрышек близится к критическому, стоит возить с собой цепи противоскольжения. Так вы сможете без проблем выехать из снежного плена.
Цифровой индикатор износа протектора шины «Кумхо» может иметь другие обозначения. Вместо однозначных здесь применяются двузначные цифры. Они говорят о проценте остатка протектора, что тоже весьма удобно.
Читайте также: ваз 2107 инжектор на хх плавают обороты чек горит
Как узнать направление шин через маркировку
Для тех водителей, которые часто неправильно устанавливают финские покрышки от производителя Нокиан на свой автомобиль, на маркировке, которая находится на боковой части покрышки, имеются специальные обозначения, которые помогают произвести эту процедуру правильно. На маркировке имеются стрелочки, согласно которым стоит устанавливать покрышки таким образом, чтобы колеса во время движения крутились именно в ту сторону, в которую показывают данные стрелочки. На самом деле, на практике оказывается все проще, чем казалось до этого.
Также обратите внимание на подписи на маркировке, например «Right», «Left». Эти надписи обозначают позицию, на которую должны устанавливаться данные покрышки – «Right» справа и «Left», соответственно, с левой стороны. Подписей, которые бы регламентировали позицию покрышки спереди или сзади не имеется, поэтому здесь водители могут проявить свободу фантазии и установить покрышки только с правильной стороны – дальнейшая позиция значения не имеет.
Модельный ряд
Для легковых авто
Летние | Зимние | Всесезонные | Спортивные летние |
|
|
|
|
Для внедорожников
Летние | Зимние | Всесезонные | Спортивные летние |
|
|
|
|
Для легкогрузовых автомобилей и микроавтобусов
Летние | Зимние | Всесезонные |
|
|
|
Сроки замены
Если у вас нет желания постоянно измерять высоту протектора и определять износ шин, то можно просто менять их каждые 6 лет, тогда они не подведут вас на дороге. Однако такой период актуален только для спокойного стиля вождения.
Любителям «погонять» менять резину придется чаще, да и протектор лучше все-таки проверять, так как шины изнашиваются гораздо быстрее и сильнее.
Следить за степенью изношенности покрышек необходимо всегда, независимо от того, по какой дороге автомобиль чаще всего ездит и какой стиль вождения у автовладельца. На дорогих моделях делать это несложно, для этого предусмотрен индикатор.
На бюджетных его нет, но понять, что шины износились, тоже можно. Как выяснилось, для этого есть несколько способов. Если резина изначально была куплена б/у или бюджетная, то за ее состоянием надо следить тщательнее, так как она быстрее приходит в негодность.
Источник kolesadom.ru
Многие автовладельцы даже не задумываются о том, что любые покрышки имеют определенный срок службы. Бывают ситуации, когда сильно изношенный протектор является причиной серьезной поломки автомобиля или, в крайнем случае, тяжелой аварии. Итак, как определить износ зимней резины и в целом допустимый износ шин, об этом пойдет речь далее.
Каждый резиновый обод колеса имеет определенный запас прочности. Данный срок указывается производителем и зависит от размера шины и сезонности (летняя резина, зимняя или всесезонная). В среднем такой срок составляет от 30 до 70 тысяч километров пробега автомобиля.
На каждое колесо автомобиля при движении идет различная степень воздействия, поэтому протекторы на одной машине могут быть изношены по-разному. К быстрому истиранию покрышки могут привести следующие причины:
- перегрузка автомобиля;
- плохой контроль за давлением воздуха в колесах;
- некачественный монтаж колес;
- неисправность рулевого управления или ходовой части автомобиля;
- нарушение балансировки колес;
- халатное отношение к правилам эксплуатации транспортного средства;
- естественная причина – старение шин (эксплуатация и/или хранение любой резины может осуществляться не более 10 лет).
Каждая из этих причин может привести к ускоренному выходу колес из строя или послужить причиной дорогостоящего ремонта автомобиля.
Виды стирания покрышек
1. Стирание по норме
Изнашивается определенная часть шины в зависимости от нее местонахождения. При этом управляемые колеса в большей степени изнашиваются по бокам, а ведущие – посередине. Для снижения уровня стирания покрышек рекомендуется периодически менять их местами.
Схема перестановки колес
2. Односторонний износ
Из названия понятно, что стирание происходит преимущественно с одной стороны. Причин этого несколько: положительный или отрицательный развал/схождение, повышенная скорость при прохождении поворотов, дефект полуосей, отсутствие соосности.
3. Центральное и двухстороннее стирание
При таком факте необходимо проверить давление в шинах, оно либо пониженное (двухсторонний износ), либо повышенное (центральный).
4. Стирание небольшими пятнами по окружности
При появлении данного износа необходимо провести балансировку колеса, а также проверить подвеску на исправность. Кроме того, единственное пятно может являться следствием экстренного торможения при заблокированных колесах.
Методы определения износа шин
При определении степени стирания можно поверить и проанализировать изменение высоты протектора. У новых колес эталонная высота может быть от шести до восьми миллиметров (летние колеса) и от девяти до двенадцати миллиметров (зимняя резина) в зависимости от фирмы-производителя.
Для определения уровня износа высота протектора измеряется в нескольких местах по окружности и берется усредненное значение, которое не должно быть меньше двух миллиметров на летней резине и четырех-шести миллиметров у зимней.
Замер с помощью линейки
Кроме того, некоторые производители выпускают покрышки со специальными индикаторами износа.
Отзывы
А каковы отзывы реальных автомобилистов? Мы приведем два из них.
Леонид Л. из Ставрополья: «Ездил на Hakka Green два сезона, днями не вылезая из-за руля. Нет ни грыж, ни существенного износа. На асфальте покрышки очень тихие, слышно только легкое жужжание. Если не газовать, а ездить адекватно, эти шины протянут несколько сезонов».
Александра Н. из города Москвы: «Поставил на зиму Нокиан Хака7. Стоимость, по нынешним временам, более-менее адекватная, знакомые тоже отзывались хорошо. Что сказать, покрышки не подвели. Дорогу держат уверено, заносов нет. Единственное замечание – боковина для наших дорог слабовата. Впрочем, там, где производят Нокиан, о них наверняка не знают».
Износ зимних шин
Как правило, зимой шины изнашиваются, как может показаться, меньше. По крайней мере, так может подумать неопытный собственник автомобиля, который ещё не проездил более-менее активно свою первую зиму. Тут очень важно обратить внимание на то, что факторов изнашивания резины во время зимы не меньше, чем летом, не смотря на то, что дороги, вроде бы, должны быть занесены снегом.
В связи с тем, что их регулярно очищают, на дороге постоянно находятся химические вещества, соль и песок, которые крайне негативно сказываются на состоянии резины. Мыть её постоянно невозможно, да и самое сильное воздействие все данные факторы оказывают именно во время движения по дороге. Рекомендуем: Замена ремня генератора Lada Granta с кондиционером и его натяжителя
Самая большая опасность заключается в том, что зимой можно использовать большее количество разновидностей резины, купить которую можно в магазине ShiniCom.ru, и она не всегда «попадает» именно на свой момент применения. Так, например, владелец внедорожника может «обуть» машину в шипованную резину из расчёта поездки за город, где придётся бороться с реальными снежными заносами и ехать по льду.
Однако по возвращении он сталкивается с очищенной от снега и свежеобработанной дорогой, покрытой кашей из кусочков льда, снега, песка и химических реагентов. Кроме того, невысокое качество асфальта очень способствует потере шипов. Так что справиться с этой ситуацией без существенного нарушения целостности шин водитель сможет, только если пользуется очень осторожной и качественной манерой езды, что случается не часто.
Зимние шины больше всего изнашиваются, если водитель не имеет опыта или специально выученных и отработанных навыков зимнего руления. В таком случае он почти гарантировано будет попадать в заносы, слишком длительные торможения, в опасные ситуации, которые будут требовать от него необходимости экстренного торможения, что даже на снегу приводит к тому, что шины существенно изнашиваются и теряют шипы или ломают мелкие ламели. Снег и особенно лёд могут приводить к повреждениям, которые больше похожи на столкновение с опасными твёрдыми предметами, типа бутылок или гвоздей на дороге.
К минимальному изнашиванию также приводит правильный разогрев мотора и запуск ходовой части, который сберегает автомобиль от того, что ему часто приходиться буксовать. Во время проворота колеса на одном месте оно и нагревается и ощущает большое трение о частички снега, в результате чего очень сильно изнашивается.
Какова норма?
Существует определенный регламент, который указан в Правилах дорожного движения. Так, для мотоциклов минимальная толщина протектора составляет 0,8 миллиметра. У грузовиков эта цифра немного больше и составляет ровно один миллиметр. Что касается легковушек и микроавтобусов, запрещается эксплуатация ТС с высотой протектора менее 1,6 миллиметра. Эти нормы действуют во всех странах СНГ. При нарушении их предусмотрен штраф в размере от пяти тысяч рублей.
Чтобы водителю легче было ориентироваться, производитель наносит специальный индикатор износа протектора шины.
Как определить износ шин
Предположим, что поверхность протектора шины не имеет вышеозначенных дефектов. Как же определить степень изношенности? Самый простой способ – измерить остаточную высоту протектора. Ориентировочные значения приведены в таблице (зависит от фирмы-производителя).
Высота протектора измеряется линейкой или штангенциркулем. Замер проводится в нескольких местах по окружности и вычисляется среднее значение. Измерению подвергаются все колеса.
Но есть еще более простой и наглядный способ – использование индикатора износа шин.
Количество, форма
Обычно на одной покрышке используется шесть индикаторов износа. Они расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно по всей окружности колеса. О расположении индикатора может информировать специальная маркировка. Она наносится напротив метки в плечевой зоне шины. Также отметим, что форма индикаторов может быть разной:
- Снежинка. Это индикатор износа протектора шины «Нокиан», что используется зимой. На летних шинах такое обозначение не используется.
- Треугольник. Встречается на летней резине разных брендов. Может идти с аббревиатурой TWI. Этот треугольник направлен верхним концом в сторону протектора. Может иметь разную степень толщины в зависимости от бренда и модели покрышки.
- Фирменный логотип. Ярким примером тому может послужить фигура Бибендума на французских шинах «Мишлен».
Такое количество индикаторов сделано для удобства определения износа покрышки. Выяснить, насколько сильно «полысела» покрышка, можно в любом положении колеса.
Виды индикаторов износа протектора
Производители по-разному решают задачу размещения меток. В первую очередь размещаются они в разных местах.
- На дне канавок. Это наиболее частый вариант.
- На блоках протектора. Тут применяется цветовая идентификация. Считается не самым надежным способом.
- На боковинах. В первую очередь ориентируется на износ плечевых блоков, часто используется на внедорожной резине.
Зная, где находится индикатор найти его значительно проще.
Помимо местоположения, имеются и разные виды индикаторов. Это нужно учитывать, чтобы не пришлось искать несуществующую метку.
- Бугорок. Обычно размещается в глубине канавки. Имеет высоту минимально допустимую для конкретного типа покрышек. Для летней резины высота будет 1,6 мм. Уровень износа определить просто, если канавка сровнялась с бугорком, шину стоит заменить.
- Цветные метки. Принцип действия простой – показать, что блок протектора стерся до минимального значения. Иногда такие индикаторы являются стирающимися, в этом случае метка делается до определенной глубины. Как только она исчезла, стоит менять покрышки. Другой вариант – заглубленная метка, в этом случае цветная метка проявляется только когда до нее будет стерта резина, что говорит о выходе шины из строя.
- Цифровые метки. Действуют аналогично цветным, но тут используются цифровые значения, говорящие, сколько глубины протектора осталось. Ценится водителями, часто ездящими на дальние расстояния. Также такие метки позволяют определить время смены покрышек между осями.
Расположение метки можно найти по треугольнику на боковине. Он показывает, где находится индикатор на протекторе.
Тип «резины» для техосмотра
Данный параметр имеет значение в плане соответствия сезону прохождения ТО.
Летняя
Шины для этого времени года улучшают сцепление с доро́гой в жаркий период.
Другие особенности летних покрышек:
- отлично справляются с мокрым покрытием за счет протектора, отводящего воду из-под колес;
- показывают прекрасные результаты на сухой дороге (тоже благодаря рисунку покрытия шины);
- специальный состав, из-за которого покрышки не нагреваются до предельных температур.
Но в холода такие шины не только теряют свои преимущества, но и становятся угрозой для безопасной поездки. С 2019 года запрещено в зимние месяцы ездить на летней резине. Пройти ТО в снежный период на шинах не по сезону не получится.
Более того, инспектор имеет право оштрафовать вас за нарушение БДД.
Где он находится?
Он являет собой часть протектора и находится в углублении между шашек. Это касается всех шин, будь это продукция или Bridgestone. Индикатор износа протектора шины может отличаться лишь своей формой. Некоторые производители отводят для него отдельную шашку, которая разделена на несколько частей. В каждой из них разная толщина.
Например, высота индикатора износа протектора шин L-5s зимних может составлять восемь, шесть и четыре миллиметра. На летних зачастую в качестве индикатора используется выпуклая полоска. Ее толщина обычно – около двух миллиметров.
Как проверить подлинность шин Nokian
Некоторые автомобилисты, приобретая покрышки Нокиан, боятся нарваться на подделку. В теории шины подделать можно, но за мировую практику это были единичные случаи. Все дело в том, что для производства требуется предприятие немалых размеров.
Соответственно, не все желающие легких заработков способны начать выпускать фальсификат. И хотя несколько раз подделки резины имели место, все же можно считать, что это наиболее застрахованная от фальсификата отрасль.
В любом случае рекомендуется приобретать шины в проверенных магазинах. У них должна быть лицензия или сертификат на реализацию подобной продукции.
Для обеспечения полной безопасности лучше всего заказать резину через официальный сайт Нокиан. В таком случае придется оплатить доставку, но зато можно быть уверенным в том, что приобретенный товар точно оригинальный.
Тест шин Nokian Hakkapeliitta R2 и Nokian Hakkapeliitta 8
В северных регионах нашей страны давно привыкли: говорим «зимняя резина», подразумеваем Nokian. Говорим Nokian, подразумеваем Hakkapeliitta. Почему эти зимние шины считаются одними из лучших, как они тестируются и почему недешево стоят? Искать ответы на все эти вопросы эксперты журнала «Движок» отправились за полярный круг, в Лапландию, в ледяное сердце компании Nokian — на полигон White Hell. Для части наших автомобилистов зима каждый год наступает неожиданно. Проблема покупки зимней резины особо остро встает с наступлением «дня жестянщика». Уже впопыхах, забегая в первый попавшийся магазин (хорошо, если специализированный), автовладелец прикидывает имеющиеся в кармане деньги к предложениям, выбирая чаще всего самое недорогое из тех названий, которые на слуху. (Для таких, кстати, журнал «Движок» подготовил отдельный материал еще по летней резине — «Настоящая фирмА!».)
Читайте также: Высокотемпературная смазка для суппортов и направляющих
Шины компании Nokian, как правило, отбрасываются по причине высокой стоимости. В магазинной суете и шиномонтажной спешке трудно понять, что в них особенного за эти деньги, если снаружи выглядят они точно так же, как и все остальные. «Переплата за бренд, — мелькает мысль в голове. — Потом, когда буду новую машину покупать, уже возьму шины подороже. А пока и эти сойдут!» Что же скрывается за переплатой и от чего приходится отказываться покупателям? В первую очередь стоит представить, собственно, святая святых компании Nokian — полигон White Hell, по сути уникальную лабораторию, где в самых что ни на есть реальных арктических условиях ни на минуту не прекращается работа над созданием идеальных зимних шин. Полигон White Hell («Белый ад») был построен компанией Nokian в 1986 году как один из крупнейших мировых исследовательских центров шин. Он располагается в 300 км за полярным кругом, в городке Ивало, в лапландской тундре и занимает более 700 гектаров территории, на которой расположено более 20 специально подготовленных треков и испытательных лабораторий. Каждый год здесь проходит испытания более 20 000 шин, причем не только Nokian. Условия полигона позволяют тестировать зимние шины в самых суровых реалиях, используя и комбинируя абсолютно все возможные поверхности, будь то снег, лед, зимняя каша, асфальт, микст, а также поведение резины при перепадах температур вплоть до 40 градусов Цельсия. Одна из уникальных лабораторий — закрытый ангар, где круглый год заморожена идеально гладкая ледяная поверхность, состояние которой никак и никогда не меняется. Здесь специалисты Nokian с точностью до миллиметров могут измерить тормозной путь или разгонную динамику. Именно тут собравшимся журналистам представили уникальные шины будущего — зимние фрикционные покрышки Nokian с выезжающими шипами. Увы, в серию это гениальное изобретение финнов, скорее всего, никогда не пойдет. Слишком дорогое производство, которое сделает покрышки недоступными по цене, а значит, нерентабельными. Экспертную группу журнала «Движок» же в первую очередь интересует резина «гражданская» — та, которую можно купить в магазине. А для этого Nokian представила две программы тестов. Начали с нешипованных шин Hakkapeliitta R2. Экспертам досталась обутая в них безумная Audi RS5. Честно признаться, гремучее сочетание: 450-сильный двигатель полноприводного купе, готового сорваться от малейшего прикосновения к акселератору, и фрикционная резина, на которой предстояло проехать по промерзшим и заметенным лапландским трассам. Однако группу спорткаров с ожидающими журналистами осадил своеобразный safety-car Nokian, который стал во главе колонны. Так что оценивали эксперты не столько предельные возможности резины R2, сколько ее комфорт. Главное нововведение — появление технологии Nokian Cryo Crystal. В смесь новой резины финны добавили специальные многогранные кристаллы, которые по своей сути представляют собой микрошипы. В буквальном смысле вгрызаясь в дорожное полотно, они обеспечивают превосходную по меркам нешипованной резины стабильность, особенно на льду. Микрошипы Cryo Crystal покрышки Hakkapeliitta R2 распределены по всей толщине резины, так что ее износ никак не влияет на эффективность новой разработки. Помимо инновационной технологии, шинники традиционно «поигрались» с рисунком протектора и силиконовой смесью на основе криосилана. Тут, правда, уже никакой революции нет. Просто идет поиск наиболее оптимальных параметров поведения шины на всех типах «зимней» поверхности, начиная от влажного «плюсового» асфальта до голого льда. Одни ламели используют принцип «насосов», загребая воду при наезде и сбрасывая ее под силой инерции, позволяя сохранять устойчивость. Другие, внутри которых использованы грунтозацепы, позволяют эффективнее проезжать рыхлые поверхности вроде снежной каши. Ну а упомянутые микрошипы отрабатывают уже на льду. Шины Nokian Hakkapeliitta R2 имеют и специальную версию для внедорожников и кроссоверов SUV. В новом поколении она заметно отличается от обычной главным образом рисунком протектора и усиленной структурой для преодоления возросших масс и нагрузок. Езда по лапландской трассе на спорткаре в режиме легкого превышения дозволенной скорости не доставляла никаких проблем. Полный контроль и стабильность без каких-либо эксцессов. Жесткая RS5 вздрагивала только на стыках асфальта и сильных переметах, но на потере устойчивости это не отражалось вообще никак. Через некоторое время стало скучно настолько, что журналисты начали потихоньку растягивать колонну, чтобы успеть прямо на трассе поупражняться в связке «разгон/торможение», а некоторые даже решили спровоцировать машину, резко поддавая газу в виражах. Бесполезно! Здесь уже Hakkapeliitta R2 представляет собой часть целого комплекса безопасности, работающего вместе с электронными системами автомобиля. Резкий старт — и рявкнувшая могучим мотором RS5, чуть дернув кормой, уже собралась отправить в пробуксовку все четыре колеса, как тут же получила блок «противобуксовкой», уходя в невероятно интенсивный, но очень плавный разгон. Тормоз — и два передних седока под стрекотание ABS с еле заметным вибрированием педали кивают головой вперед. Водитель при этом переживал только за два момента — как бы не догнать бампер коллег, которые впереди проделывали то же самое, и не получить от них же в зад. «Плывет» фрикционка только на зимней каше раскатанной грунтовой дороги, под которой оказывается утрамбованный почти в лед снег. Вот тут уже не до хулиганства. Трясущаяся на спортподвеске Audi направление держит четко, но плотного контакта не происходит, отчего управлять машиной нужно очень аккуратно. На такой дороге — только шипы! И они у Nokian, конечно же, есть. Собственно, две трети продаж финским шинникам обеспечивает именно шипованная Hakkapeliitta с цифровым индексом. По счету поколений он уже восьмой. Для того чтобы испытать Nokian Hakkapeliitta 8, экспертная группа пересаживается уже в гибридные кроссоверы Q5 и отправляется на закрытый полигон, где в полной мере можно оценить все нюансы управляемости без скидок на выполнение ПДД. У шипованной резины Nokian главное изменение количественное. Финны умудрились зашиповать, так сказать, почти всю поверхность покрышки, установив вместо традиционных 130 шипов сразу аж 190. При этом сам шип с якорным креплением и шестигранным фланцем стал легче и короче, не потеряв в эффективности. Еще одна фишка Nokian — пневмокамера EcoStud в основании каждого шипа, которая не только смягчает и распределяет нагрузку, но и снижает уровень шума. Из-за сложной конструкции шипование покрышек Nokian возможно только в заводских условиях. Никаких дошиповок или перешиповок резины в сервисных центрах не допускается. Дополнительными улучшениями стали усиление центральной части протектора и появление в его рисунке так называемых зазубренных тормозных усилителей. Первое сильно отразилось на улучшении управляемости, второе — на быстром очищении от снега и слякоти пятна контакта. Отправленные в «свободное плавание» по укатанному снежно-ледяному треку журналисты буквально после первого круга настолько прониклись устойчивостью автомобиля, что почти сразу отключили на авто систему стабилизации… что делать было запрещено. Но вгрызающиеся шинами в трассу кроссоверы даже после этого отказывались срываться в скольжение, так что пришлось применять навыки зимней гоночной подготовки. Полноприводные Q5 так эффектно, плавно и предсказуемо «писали боком», что под конец трассы почти весь «пелотон» уже ехал в стиле Себастьяна Леоба, с легкостью перекладывая машины слева направо. Само собой, заслуга такого легкого и безопасного поведения в предельной ситуации не только в превосходных свойствах резины, но и в самом автомобиле. Гибридный Q5 благодаря батарее обладает чуть ли не идеальной развесовкой, а система стабилизации на самом деле не отключается, а переводится в «лояльный» режим, подстраховывая водителя при совсем уж критической ситуации. Ну а на десерт организаторы приготовили настоящее гурманское блюдо — «отжиг» по голому льду на классической Audi RS4 — с атмосферным V8 под капотом и «механикой». Электроника деактивирована, вместо обычного переднего бампера специальный силовой, которым можно смело срубать снежные брустверы. В таких условиях финны тестируют свою резину, что называется, по-мужски! Разминка на Q5 оказалась как нельзя кстати! Старт плавный, иначе машину сразу занесет. Ну а дальше связка широченных поворотов под почти первобытные ощущения кайфа, всполохи снега из-под дрифтующих колес и безумная улыбка на лице! После двух кругов сидящий рядом с экспертом инструктор полигона констатирует: «Прошел чисто, но медленно. Тут можно жать на всю». — «М-м-м… а можно тогда еще кружочек?»
Каков итог? После такого наглядного сравнения для экспертов журнала «Движок» в первую очередь окончательно закрыт главный вопрос — «липучки» или шипы. С регулярными заездами по трассам со всеми видами покрытия в нескольких регионах России ничего безопаснее отличной шипованной резины нет. Да, шумновата и жестковата, даже несмотря на все современные технологии. Но! Лучше чувствовать каждый миллиметр отклонения руля и контролировать малейшее движение автомобиля, цепляющегося за любой лед и снег шипами. Особенно когда их 190 штук. Ну а что касается резины Nokian, их цену эксперты считают полностью оправданной подходом к созданию. Новое поколение резины — это результат не экспериментов, а безостановочных тестов и испытаний, чуть ли не половину которых финские шинники сами же и придумывают, загоняя свою продукцию в такие условия, в которых она вряд ли окажется в реальной жизни.
Материал теста подготовлен с использованием статьи издания «Движок».