Датчик положения дроссельной заслонки: как проверить, заменить, отрегулировать. Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Виды датчиков положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

datchik poloshenia drosselnoy zaslonki vidy
В зависимости от типа конструкции можно разделить датчики положения дроссельной заслонки на следующие виды:

  • Пленочно-резистивные. Простые варианты потенциометров, и они способны проработать около 50 тысяч километров до выхода из строя;
  • Магниторезистивные или бесконтактные. Их принцип работы основан на эффекте Холла, а стоимость подобных датчиков гораздо выше, чем пленочно-резистивных вариантов. При этом ресурс датчика зависит только от качества исполнения механических элементов, и они способны работать более 100 тысяч километров.

Устанавливается ДПДЗ, в большинстве случаев, на корпусе дроссельной заслонки со стороны противоположной приводу воздушной заслонки. Подвижный элемент датчика имеет механическую связь с осью заслонки.

Симптомы выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки

Независимо от типа датчика, определить его неисправность можно по следующим признакам:

  • check-engine-goleta-ca
    Нажатие на педаль акселератора приводит к тому, что двигатель перегазовывает или глохнет;
  • Мотор работает нестабильно и глохнет на холостом ходу;
  • Снижение динамики двигателя, особенно на низких передачах;
  • Повысился расход топлива;
  • Мотор самопроизвольно глохнет на нейтральной передаче.

Если на автомобиле проявляются перечисленные выше неисправности и горит лампочка Check Engine, велика вероятность, что вышел из строя именно датчик положения дроссельной заслонки. При этом важно отметить, лампочка «Проверьте двигатель» включается при неисправности датчика положения дроссельной заслонки не на всех автомобилях.

Определение исправности датчика

Определить неисправность можно, измерив напряжение на датчике. В случае когда ползунок находится в самом крайнем положении, на датчик будет приходить напряжение до 0,5 Вольт. Если же его открыть полностью, то напряжение увеличивается до 3-4,5 Вольт. Но обратите внимание на то, что некоторые автомобили имеют датчики, у которых на выходе инверсная характеристика. В случае если дроссельная заслонка закрыта, на выходе устройства максимальное значение напряжения. При этом во время открывания дроссельной заслонки уменьшается напряжение. Обратите внимание на то, какой тип ДПДЗ установлен в вашем автомобиле. Это позволит вам не спутать нормальные параметры с поломкой датчика. Внимательно изучите особенности электронной системы управления двигателем вашего автомобиля. Вот как проверить датчик дроссельной заслонки на любом автомобиле. Главное – узнать, какой тип сигнала на выходе находится.

Алгоритм самостоятельного тестирования ДПДЗ

Если есть симптомы неисправности этого узла, можно в этом убедиться, так как проверить датчик положения дроссельной заслонки очень просто. Ведь это простейшее устройство, которое выдаёт разное напряжение на выходе в зависимости от поворота оси. Поэтому потребуется мультиметр в режиме измерения напряжения.

Магниторезистивный ДПЗД
Магниторезистивный ДПЗД

  • Подключить прибор к контактам датчика и убедиться, что на него вообще подаётся ток – должно быть примерно 5 Вольт. Если его нет, причина не здесь. Это надо делать при заведённом двигателе.
  • Подсоединить прибор к выходному разъёму и к оси – так можно измерить выходное напряжение. При вращении оси напряжение должно меняться от 0.7 до 4 Вольт. Если оно не меняется, это неисправность датчика.
  • Как вариант предыдущего шага – измерение сопротивления датчика. Двигатель надо заглушить, а мультиметр переключить в режим измерения сопротивления. Измеряя его между массой и сигнальным контактом, можно получить разные значения – при закрытой заслонке оно составит около 1 кОм, а при открытой около 2.3 кОм. При повороте заслонки оно должно меняться в этих пределах.
  • Разобрать ДПДЗ и осмотреть токопроводящую дорожку. Если дорожки стёрты, то придётся заменить.
  • Осмотреть все контакты и соединения. Если на них есть загрязнения, надо их очистить. Если есть слабая пайка, пропаять заново.

Читайте также:  О чём говорит ошибка P0100, почему появляется и как её исправить

Если такая проверка датчика не дала результатов, и признаки неисправности всё равно остаются, то придётся его менять. Вообще, проверить ДПДЗ на работоспособность очень легко, а вот починить бывает возможно не всегда. Это возможно, если контакты просто загрязнились или окислились, и невозможно, если они износились, особенно токопроводящая дорожка. Тогда придется этот узел просто заменить – это сделать тоже просто.

Методы диагностики ДПДЗ

Самый распространенный тест датчика – измерение сопротивления или напряжения в различных положениях дроссельной заслонки (закрытое, полуоткрытое и полностью открытое). Мы будем выполнять тестирование, используя функцию измерения напряжения.

  1. Откройте капот и снимите узел воздушного фильтра в том месте, где он соединяется с корпусом дроссельной заслонки.
  2. Осмотрите пластину дроссельной заслонки и стенки корпуса дроссельной заслонки, расположенные вокруг неё.

* Если вы видите нагар на стенках или под пластиной заслонки, выполните очистку этого узла с помощью очистителя карбюраторов (карбклинера) и чистой ветоши. Поверхность должна быть полностью чистой. Нагар и грязь могут препятствовать закрытию дроссельной заслонки и её свободному перемещению.

Читайте также:  Двигатель Volvo D4204T

  1. Найдите ДПДЗ, установленный на боковой части корпуса дроссельной заслонки. Датчик выполнен в виде небольшого пластикового блока с трехжильным разъемом.

Как работает датчик положения ДЗ

Большинство производителей снабжают автомобили подвижными (контактными) датчиками, представляющие собой понетциометры, с движущимся элементом. Это и является его слабым местом, ибо испытывает на себе действие трения, что приводит к быстрому износу. Сейчас наблюдается активный переход на бесконтактный вариант. У него большой эксплуатационный потенциал и высокая точность измерения параметров.Как работает датчик положения заслонки

На примере подвижного типа, рассмотрим конструктивные особенности и принцип действия датчика ПДЗ. Он жестко закреплен на оси, в корпус дросселя. Один конец присоединен к аккумулятору, второй соединен с отрицательным электродом. На них подается напряжение (5В) Третий конец двигается по оси, на которой изменяется величина напряжения, когда заслонка меняет положение. Интервал изменения составляет от 0,7  до 4В. Об  этом и сигнализирует датчик в ЭБУ. Этот сигнал является основополагающим в регулировании  топливной системы. Электронный контроль осуществляется посредством датчиков, которые передают следующие данные:

  1. Показатели вращения коленвала
  2. Расхода воздуха и его температура
  3. Температуры антифриза
  4. Положение заслонок дросселя
  5. Системе обратной связи (состав выхлопных газов)
  6. Детонации в моторе
  7. Напряжение электросети
  8. Скорости движения
  9. Положение распредвала
  10. Активация кондиционера
  11. Неровности дорожного полотна

Стоит датчику послать ошибочные данные, завести двигатель станет невозможным. Можем убедиться в этом сами. Для расчета порции впрыскиваемой смеси ЭБУ использует следующие данные:

— температуру мотора

— текущее положение валов

— угол опережающего зажигания

— положение заслонки, его угол поворота

А теперь, представьте, что датчик передал некорректные данные. ЭБУ просигнализирует подачу завышенной доли бензина, зажигание активизируется несвоевременно. Результатом станут залитые топливом свечные контакты и заглохший двигатель. А это лишь один сценарий неисправной деятельности ДПДЗ.

Основные причины неисправностей

neispravnost dpdz

В зависимости от того, какой тип датчика используется на автомобиле, можно выделить основные проблемы, которым они подвержены.

Бюджетные пленочно-резистивные датчики положения дроссельной заслонки чаще всего выходят из строя по причине износа резистивного слоя механическим путем. Так при работе может быть изношен движок датчика. Еще одной распространенной причиной выхода из строя пленочно-резистивного варианта датчика является попадание на него грязи, которая приводит в негодность рабочую поверхность.

Бесконтактные ДПДЗ чаще всего выходят из строя по причине механической поломки движущегося узла. Также среди типичных «болезней» можно выделить неисправности в работе электронного преобразователя получаемых магнитных сигналов в постоянное напряжение.

Диагностика своими руками

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки? Чтобы точно убедиться в том, что устройство нуждается в замене, при появлении первых признаков нужно произвести его диагностику.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки осуществляется при помощи вольтметра:

  1. Для начала необходимо включить зажигание и, используя тестер, с помощью щупов определить напряжение между контактом «-» и ползунком. Если устройство рабочее, этот параметр должен быть не более 0.7 вольт.
  2. Затем вам необходимо полностью открыть заслонку, для этого проверните пластмассовый сектор и опять проверьте напряжение. В этом случае напряжение должно быть не меньше 4 вольт.
  3. Выполнив это, следует отключить зажигание и извлечь штекер. Между любым выводом и контактом ползунка производится диагностика сопротивления.
  4. Далее, медленно поворачивая заслонку, нужно следить за показаниями вольтметра, при рабочем устройстве они будут изменяться, причем стрелка на тестере должна перемещаться плавно. В том случае, если она движется с рывками, это говорит о неработоспособности ДПДЗ (автор видео о диагностике сопротивления регулятора — канал AndRamons).
Читайте также:  Как запустить двигатель после долгого простоя? Запуск двигателя после долгой стоянки

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки

Проверка датчика положения дроссельной заслонки требует наличия мультиметра. В зависимости от типа датчика и автомобиля, на котором он установлен, будут варьироваться приведенные в инструкции ниже значения напряжения и сопротивления, снимаемого с датчика. При этом кардинально процесс проверки ДПДЗ отличаться на различных моделях автомобилей и датчиков не будет.

Чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки, выполните следующие действия:

  1. Выключите двигатель и устраните препятствия для легкого доступа к датчику положения дроссельной заслонки. В большинстве случаев для этого потребуется снять воздуховоды воздушного фильтра с патрубка и убрать шланги вентиляции;
  2. Далее отключите провода, которые подходят к ДПДЗ, чаще всего они отщелкиваются; proverka-dpdz
  3. После этого в датчике будут видны 3 контакта: питание, масса и сигнал для блока управления. Необходимо определить, какие их них за что отвечают;
  4. proverka-dpdz
    Следом потребуется завести двигатель и подключить плюсовую клемму мультиметра к выводу питания, а минусовую к выводу массы. Тестер должен быть включен в режим замера напряжения. В данном измерении должно получиться значение около 5 Вольт (возможен небольшой разброс);
  5. Измерив напряжение, необходимо выключить зажигание и переключить мультиметр на измерение сопротивления;
  6. Далее с закрытой дроссельной заслонкой необходимо измерить сопротивление между контактами массы и сигнала для блока управления. В результате должно получиться значение около 1 кОм (возможны показания от 0,8 до 1,2 кОм);
  7. После этого необходимо открыть дроссельную заслонку и повторить измерение сопротивления. Должно получиться значение от 2,3 до 2,7 кОм.

Как отмечалось выше, цифры измерений могут варьироваться, в зависимости от модели датчика и автомобиля. Посмотреть результаты для конкретной машины можно в техническом руководстве к ней или на специализированных форумах в интернете.

Если в результате диагностики был сделан вывод о неисправности датчика, его потребуется заменить.

Проверка датчика без помощи автоэлектрика

Осуществить проверку датчика положения дроссельной заслонки достаточно легко, и справиться с подобной задачей сможет каждый, тем более для этого вам понадобится всего лишь мультиметр, а когда такового в наличии нет, то сгодится и простой вольтметр. Далее выполняем все действия, приведенные ниже.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки мультиметром

Проверка датчика положения дроссельной заслонки мультиметром

Поворачиваем ключ в замке зажигания и измеряем напряжение между контактом ползунка и минусом. Его значение не должно превышать 0,7 В. Затем открываем заслонку, повернув пластиковый сектор, опять производим замеры. Теперь прибор должен показать более 4 В. Полностью включаем зажигание, после чего вытягивается разъем и проводится проверка сопротивления между любым выводом и ползуном.

Теперь медленно вращаем сектор и наблюдаем за показателями измерительного прибора. Его стрелка также должна плавно менять свое положение, а любые скачки являются признаком неисправности датчика. Есть маленькая хитрость. Если не хотите отсоединять провода, то их можно просто проткнуть тонкой иглой, хотя лучше не ленитесь и сделайте все как положено.

Сколько стоит датчик положения дроссельной заслонки?

Стоимость нового устройства зависит от производителя, а также модели автомобиля:

Наименование Цена, руб.
ДПДЗ для автомобилей Шевроле и Дэу 400–800
Для Тойота 5000
Фольксваген 2000
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.

Где он находится

Чтобы при необходимости можно было проверить ДПДЗ, нужно знать, где он находится. Его местонахождение – на корпусе дроссельной заслонки и соединён с её осью. На оси имеется специальная проточка, для которой на датчике предусмотрено крестообразное гнездо.

Крепление корпуса датчика к корпусу дроссельной заслонки осуществляется при помощи болтов. Датчик устанавливают на автомобили с инжекторными двигателями.

Рекомендации по выбору ДПДЗ

Некоторые автопроизводители для комплектации своих моделей используют недорогие пленочно-резистивные датчики дроссельной заслонки. Срок службы такой детали не очень длительный, поэтому со временем будут проявляться различные симптомы неправильной работы датчика.

Для замены неисправной детали эксперты рекомендуют использовать более дорогостоящие бесконтактные датчики, которые отличаются повышенной надежностью и длительным сроком службы. Принцип работы такого устройства основан на эффекте магнитной резистивности.

Как заменить датчик положения дроссельной заслонки

Процесс замены датчика положения дроссельной заслонки состоит из трех этапов: снятие старого датчика, установка нового и сброс ошибки о неисправной работе устройства из памяти электронного блок управления. Чтобы заменить ДПДЗ, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выключить зажигание, при этом клеммы с аккумулятора можно не сбрасывать, поскольку датчик будет обесточен;
  2. Далее требуется снять разъем с датчика и открутить винты крепления (чаще всего два);
  3. После этого начинается процедура установки нового датчика. Аккуратно требуется соединить торец оси заслонки с посадочным местом датчика;
  4. zamena-dpzd
    Поворачивая датчик по кругу, необходимо совместить отверстия и вкрутить винты;
  5. Следом наденьте разъем;
  6. Чтобы сбросить ошибку из памяти контроллера, снимите клеммы аккумулятора на ночь (более чем на 8 часов), за это время память должна обнулиться. Если удалить ошибки не получилось, можно попробовать продолжить эксплуатацию машины в «щадящем режиме», дожидаясь пока электронный блок управления самостоятельно ее сбросит. Более надежный вариант – обратиться к мастерам на сервисе для сброса ошибки мотортестером.

Следует отметить, что некоторые современные датчики требуется не только заменить, но и отрегулировать. Например, в машинах компании АвтоВАЗ регулировка датчика положения дроссельной заслонки не требуется, но во многих иномарках она необходима.

Фотогалерея

Фото замены регулятора положения заслонки.


Отключение разъема питания от регулятора
Откручивание болтов, которые крепят контроллер
Монтаж нового уплотнителя перед установкой ДПДЗ

Регулировка в своем гараже

Производить настройку датчиков положения дроссельной заслонки может даже начинающий автолюбитель, главное, четко придерживаться инструкции, приведенной ниже. Причем эта операция не зависит от того, какой принцип работы ДПДЗ – бесконтактный или нет. Итак, сначала проводим подготовительные работы. Отсоединяем гофрированную трубку, по которой проходит воздух, и тщательно промываем ее спиртом, бензином либо иным сильнодействующим растворителем. Но не всегда достаточно одной жидкости, чтобы добиться лучшего эффекта, следует протереть трубку еще и мягкой тряпочкой. Такую же операцию проводим с самой заслонкой и с впускным коллектором. Кроме того, не забудьте произвести и визуальный контроль, особенно это касается заслонки.

Принцип работы ДПДЗ

Принцип работы ДПДЗ

Итак, никаких механических повреждений не выявлено? Тогда приступаем непосредственно к регулировке датчика положения дроссельной заслонки. Для начала берем ключ и ослабляем винты. Затем поднимаем заслонку и резко опускаем до упора, учтите, вы должны услышать удар, в противном случае повторите операцию еще раз. Ослабляем винты, пока деталь не перестанет «закусывать». И только тогда можно зафиксировать положение крепежных элементов гайками. Следующими раскручиваем болтовые соединения ДПДЗ и поворачиваем корпус устройства. Далее выставляем датчик положения дроссельной заслонки так, чтобы изменение напряжения происходило только при открытии заслонки. Настройка закончена, осталось вернуть все на свои места, затянуть болты и наслаждаться поездками на любимом автомобиле.

Ошибка Р2135 дпдз

Наряду с этой ошибкой, ЭБУ выдает некоторые другие, которые отражают отклонения от нормы параметров работы заслонки дросселя и их датчиков – Р0120, 0122, 0123, 0220, 0223, 0222, 01578.

Проверка сводится к измерению напряжения сигнала датчика, а также, сопротивления проводов, в особенности состояние пина «масса» электронного блока.

Возможными поводами могут быть:

  1. Плохое состояние «массы». В случае надобности, зачистить, запаять, устранить обрывы
  2. Неисправное реле. Решить эту проблему можно заменой детали (лучше приобретать деталь европейского производителя с током в 40 ампер)
  3. Неудовлетворительное состояние электрических выходов датчика. Можно попробовать подогнуть их в разъеме, часто этого бывает достаточно.
  4. Обнаруживается замыкание между контактами ВТА 1 и 2. Замер напряжения в этой зоне показывает отклонение от сходных 5В более, чем на 0,2В
  5. Неполадки в электромеханическом дроссельном механизме (ЭМДУ). Устраняется неисправность заменой устройства.Ошибка Р2135

Итак, возможной причиной появления Р2135 является сбой ДПДЗ – чрезмерная изношенность, непрочная спайка пинов, короткое замыкание. Такая деталь подлежит замене. На отечественных автомобилях, где установлен жгут проводов Тольяттинского автозавода, частой причиной этой ошибки является некачественная изоляция в жгуте.

После замены датчика необходимо сделать сброс кода. Опытные водители утверждают, что можно обойтись простой манипуляцией – снять отрицательный пин аккумулятора, подержать в таком состоянии 10 минут, и вернуть все на место.

Установка нового устройства

регулировка датчика дроссельной заслонки

Затем производится монтаж нового устройства, его подключение к электронному блоку управления, лишь после этого можно надеть клемму на аккумуляторную батарею. Вам не потребуется изменять настройки ЭБУ, если замена будет произведена именно в этом порядке. Никакие заводские установки не сбрасываются, двигатель будет работать в режиме, в котором запрограммирован электронный блок управления. Но обратите внимание на то, что необходимо устанавливать только оригинальные запчасти. Если у вас автомобиль иностранного производства, то датчик дроссельной заслонки ВАЗ вам не подойдет. Желательно приобрести прибор в специализированных магазинах или же у официального дилера. Обратите внимание на то, что в интернете и на рынках можно приобрести контрафактные изделия. Поэтому будьте бдительны и осторожны при выборе продавца.

Читайте также:  Клапан холостого хода признаки неисправности. Датчик холостого хода: принцип действия,устройство,виды,фото,назначение

Видео о признаках неисправности ДПДЗ

Ваз замена ДПДЗ. Симптомы неисправности, замена.
Ваз замена ДПДЗ. Симптомы неисправности, замена.Проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)НЕИСПРАВНОСТИ ДПДЗ ВАЗ, ЛАДА, ДЭУ НЕКСИЯ, ШЕВРОЛЕ ЛАНОС.
НЕИСПРАВНОСТИ ДПДЗ ВАЗ, ЛАДА, ДЭУ НЕКСИЯ, ШЕВРОЛЕ ЛАНОС.неисправность ДПДЗ двиг 1.8 ABS 90л.с
неисправность ДПДЗ двиг 1.8 ABS 90л.с

Читайте также: Что такое ДМРВ  на автомобиле и какие функции оно выполняет.

Как распознать поломку датчика положения дроссельной заслонки?

Необходимость отремонтировать или поменять контроллер может возникнуть при следующих симптомах:

  1. Двигатель автомобиля стал нестабильно работать на холостом ходу. Обороты иногда произвольно снижаются и увеличиваются. Жать на педаль газа для этого не нужно.
  2. Двигатель машины произвольно глохнет, часто это происходит при переключении рычага КПП из одного положения в другой. Также мотор может заглохнуть при движении на нейтральной передаче либо стоя на светофоре.
  3. Увеличивается расход потребления топлива.
  4. Нестабильное поведение холостых оборотов. Это не зависит от режима работы двигателя.
  5. Снижается мощность силового агрегата. Это можно заметить при езде в гору на повышенной скорости. Если переключиться на более низкую передачу, мощность мотора увеличится.
  6. При резком разгоне либо движении на невысокой скорости могут проявляться рывки двигателя, когда водитель жмет на газ.
  7. Произвольное отключение силового агрегата машины при отпускании педали газа.
  8. Из впускного коллектора раздаются нехарактерные звуки хлопков. Иногда они проявляются время от времени, когда водитель жмет на педаль газа.
  9. Появление индикатора Чек Энджин на приборке. Лампочка может произвольно отключаться или гореть постоянно.

Канал IZO))) LENTA рассказал о симптомах неполадок в работе контроллера положения дроссельной заслонки.

Замена

Если проверка показала, что ДПДЗ неисправен, то тогда нужно производить его замену.  Для этого не нужно много инструментов, всё что потребуется – это умелые руки и крестообразная отвёртка.

Замену датчика следует производить, выключив двигатель и отсоединив минус от аккумулятора. Затем нужно отсоединить разъем датчика, на котором имеется фиксатор. После чего отвернуть два винта, которые крепят датчик к дроссельному узлу. После данной манипуляции датчик спокойно снимается с оси дроссельной заслонки.

Видео — замена датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ2110, 2114, 2115:

Установку нового устройства следует производить в обратном порядке. При этом нужно проследить, чтобы сама дроссельная заслонка была закрыта. Обычно когда покупается новый ДПДЗ, то в его комплектацию входит уплотнительное кольцо. Оно устанавливается между датчиком и патрубком дросселя. Не забывайте снять старое кольцо перед установкой нового датчика.

После установки на место, затянуть его крепёжными винтами пока уплотнительное кольцо полностью не сожмётся. Теперь остаётся только подсоединить разъем и зафиксировать его при помощи защелки.

После этого отсоединить клеммы аккумулятора на 5 минут. Это делается, чтобы сбросить старые параметры датчика в ЭБУ, которые в большинстве случаев сохраняются.

Стоимость заслонки, ресурс и меры по ее содержанию в исправном состоянии

Цены на дроссельные заслонки отличаются в зависимости от модели авто и производителя запчасти. В среднем их стоимость колеблется от 3 000 до 10 000 рублей. Ресурс этой детали рассчитан на весь срок эксплуатации автомобиля. Необходимость в замене дроссельной заслонки может возникнуть вследствие поломок мотора и его систем, а также из-за неисправного датчика.

Чаще всего неправильная работа дроссельной заслонки вызвана нагаром на ее элементах. Загрязненность ДЗ приводит к ускоренному износу ее оси и неплотной посадке детали в канале. В результате теряется контроль объемов воздуха, поступающего в двигатель. Чтобы поддерживать дроссельную заслонку в рабочем состоянии необходимо соблюдать периодичность ее очистки, а также следить за состоянием мотора и его систем.

Услуга по замене ДЗ на СТО обойдется от 900 до 1500 рублей. Кроме того, за адаптацию узла нужно будет заплатить от 500 до 700 рублей. В некоторых автосервисах могут предложить реставрацию изношенной ДЗ вашего автомобиля или обмен на восстановленную запчасть. Цена отреставрированной детали составляет от 5000 до 6000 рублей.

Снятие ДПДЗ с автомобиля

датчик дроссельной заслонки цена

Читайте также:  Двигатель ЗМЗ 402 Волга, ГАЗель – характеристики, замена масла, неисправности, обслуживание

Никакая регулировка датчика дроссельной заслонки не потребуется, если вы устанавливаете оригинальную запчасть с такими же характеристиками, как у той, которая вышла из строя. Вы знаете самые распространенные причины поломок ДПДЗ, разобрались с тем, какие элементы чаще всего выходят из строя. Но как же сэкономить на ремонте? Именно этот вопрос стоит рассмотреть более детально. Необходимо заметить, что самостоятельно восстановить резистивный слой невозможно. Если у вас вышел из строя датчик положения дроссельной заслонки, то необходимо его полностью заменять. Чтобы произвести замену ДПДЗ, вам нужно сначала снять старый. При этом отключаете питание посредством снятия клемм с аккумуляторной батареи. Провода, идущие к датчику, также необходимо отсоединить. Далее выкручиваются болты крепления, после чего ДПДЗ извлекается.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Перед тем как перейти к описанию симптомов поломки ДПДЗ, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе, на что влияет датчик положения дроссельной заслонки. Необходимо понимать, что основная функция указанного датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка. От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность двигателя, динамические характеристики машины. Информация от датчика попадает в электронный блок управления двигателем, и на ее основании компьютер посылает команды о количестве подаваемого топлива, угле опережения зажигания, что способствует образованию оптимальной топливовоздушной смеси.

Соответственно, неисправности датчика положения дроссельной заслонки выражаются в следующих внешних признаках:

  • Нестабильные, «плавающие», обороты холостого хода.
  • Двигатель глохнет во время переключения передач, либо после перехода с какой-либо передачи на нейтральную скорость.
  • Мотор может произвольно заглохнуть при работе на холостом ходу.
  • Во время езды имеются «провалы» и рывки, в частности, при разгоне.
  • Ощутимо снижается мощность двигателя, падают динамические характеристики автомобиля. Что очень заметно на показателях динамики разгона, проблемах при езде на машине в гору, и/или при ее значительной загрузке или буксировке прицепа.
  • На приборной панели активируется (загорается) сигнальная лампа Check Engine. При сканировании ошибок из памяти ЭБУ диагностический прибор показывает ошибку р0120 или другую, связанную с датчиком положения дроссельной заслонки и ее неисправностью.
  • В некоторых случаях отмечается повышенный расход топлива автомобилем.

Здесь же стоит отметить, что перечисленные выше признаки могут указывать и на проблемы с другими узлами двигателя, в частности, на неисправность дроссельной заслонки. Однако в процессе выполнения диагностики имеет смысл также проверить и датчик ДПДЗ.

Замена и выбор датчика – бесконтактный или пленочный?

Если же элемент вышел из строя, то скорей всего спасет положение его полная замена. Один из важных моментов этого этапа – правильный выбор нового устройства. Конечно, если вы не желаете через короткий промежуток времени проводить все операции снова, то следует отдавать предпочтение только качественному товару, и уж тем более избегайте дешевых китайских подделок. Кроме того, не останавливайте свой выбор и на пленочно-резистивных моделях. Они недолговечны, и такая экономия может вылиться вам в круглую копеечку. А вот бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки отличаются повышенной надежностью. Стоят они всего несколько долларов.

Бесконтактный ДПДЗ

Бесконтактный ДПДЗ

Пленочная модель имеет резистивные дорожки, бесконтактный же экземпляр работает по принципу магнитного эффекта. Его составными частями выступают статор, ротор и магнит. На первый магнитное поле имеет огромное воздействие. Материал второго же выбирают таковым, чтобы на него магнит не имел никакого влияния. Расстояние между элементами ДПДЗ не изменяется и подбирается на этапе сборки. Стоит ли говорить, что бесконтактный датчик не ремонтируемый.

Сама же замена займет у вас намного меньше времени, чем выбор устройства. Но несмотря на то, что процесс довольно прост, рассмотрим его подробно. Подготавливаем крестовую отвертку, уплотнительное кольцо для дроссельного патрубка и, конечно же, саму деталь. Замена начинается с отключения зажигания, если авто было заведено. Открываем капот и не забываем отключить аккумулятор. Чтобы это сделать, снимаем минусовую клемму.

Читайте также:  Перестань дуть холодным воздухом: как заставить печку работать на горячем двигателе. ПЕЧКА НЕ ГРЕЕТ В МАШИНЕ ДУЕТ ХОЛОДНЫМ | ПОЛОВИНА ГОРЯЧАЯ | HYUNDAI SOLARIS. СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ

Установка ДПДЗ

Установка ДПДЗ

Теперь находим датчик на дроссельном патрубке и снимаем с него колодку с проводами, скорей всего вам придется отжать специальную пластиковую защелку. Затем откручиваем крепежные болты и демонтируем прибор. Между ДПДЗ и патрубком находится поролоновое кольцо, обязательно нужна и его замена. И только после этого можно устанавливать сам датчик. Крепко зафиксируйте прибор болтами, в противном случае вибрация не пойдет ему на пользу и спровоцирует выход из строя. Подключаем обратно колодку со всеми проводами. Иногда аккумуляторную батарею забывают отключить, в этом случае необходимо обесточить ее хотя бы на пять минут после установки нового прибора и подключения к нему колодки.

Проверить, правильно ли работает элемент, можно следующим образом. Открываем заслонку и тянем за тросики газа, чтобы провернуть сектор привода ДПДЗ. Если же положение сектора не изменяется, то следует установить датчик заново. При этом поворачиваем его на 90 градусов по отношению к оси заслонки. И напоследок проверьте тестером напряжение, если его значения совпадают с указанными выше, то прибор исправен.

Из-за чего нам может потребоваться ремонт датчика?

Ничего вечного еще не изобрели, и этот элемент тоже ломается. Рассмотрим, какие причины могут спровоцировать его выход из строя и как это можно заметить. Неисправности датчика положения дроссельной заслонки в основном вызваны естественным износом. Так, напыленный слой основы, по которой перемещается ползун, истирается. В результате прибор выдает неправильные показания. Еще одной причиной некорректной работы может служить выход из строя подвижного сердечника. А если один из наконечников повредится, то на подложке появится ряд задиров, которые приведут к поломке и остальных элементов. Это спровоцирует ухудшение контакта между резистивным слоем и ползунком, а в некоторых случаях и его отсутствие.

Износ датчика положения дроссельной заслонки

Понять же, что пора обратиться в сервисный центр либо произвести самостоятельную диагностику и при необходимости ремонт, можно по следующим признакам. Прежде всего прислушайтесь к своему автомобилю во время холостого хода, если обороты «плавают», то не медлите с проверкой устройства. Еще тревожным знаком должна послужить остановка движка при резком сбросе педали. А во время набора скорости может создаться впечатление, что топливо не попадает в систему, автомобиль подергивается и появляются рывки.

Статья в тему: Замена кузова автомобиля — какие нужны документы для оформления и ожидать ли отказ

Иногда же обороты как бы зависают в одном диапазоне (1,5–3 тысячи) и не изменяют свое положение даже при переключении на нейтральную передачу. Кроме того, ухудшается динамика. В общем, малейшее нарушение в работе двигателя должно насторожить. Кстати говоря, обратите внимание и на приборную панель, на ней должна загореться сигнальная лампочка «Check engine». Если такое произошло, то ваш автомобиль автоматически переходит в аварийный режим, а сделав компьютерную диагностику, вы увидите, что причина кроется именно в датчике.



Чем отличается ДПДЗ от своих механических собратьев?

Основное отличие контроллера ДПДЗ (ТПС) состоит в отсутствии механической связи между самой заслонкой и педалью газа. Холостые обороты двигателя не регулируются посредством перемещения ДЗ. В результате отсутствия связи электронная система может самостоятельно изменить значение крутящего момента силового агрегата, даже если не нажимается педаль газа. Данные изменения происходят из-за работы входных контроллеров, исполнительных механизмов и микропроцессорного блока.

Также в электронной системе имеется:

  • регулятор положения педали газа;
  • переключатель положения тормоза;
  • выключатель сцепления.

Таким образом, микропроцессорный модуль реагирует на импульсы от контроллеров и преобразует полученные сигналы в управляющие действия на дроссельный узел.

Самостоятельная проверка работы ДПДЗ

Прежде чем ремонтировать и заменять датчик, надо самостоятельно проверить пластину и стенки дроссельной заслонки. Поскольку их очистка может восстановить работоспособность устройства, при наличии нагара следы загрязнений удаляются. Для этого используется чистая тряпка и очистительное средство для карбюратора.

Пошаговая инструкция по проверке ДПДЗ с помощью мультиметра

Инструкция пошаговой проверки ДПДЗ с помощью мультиметра выглядит так:

  1. Сначала надо проверить наличие заземления и убедиться, что контроллер подключен к источнику опорного напряжения. Далее можно приступать непосредственно к проверке ДПДЗ.
  2. От регулятора отключается штекер с проводкой. Необходимо произвести визуальную диагностику колодки и клеммы на предмет повреждений или загрязнений.
  3. Берется тестер, и на нем выставляется необходимый режим, например, 20 В. Ключ в замке прокручивается, чтобы активировать зажигание, при этом силовой агрегат запускать не нужно.
  4. Красный щуп тестера соединяется с положительной клеммой АКБ, а черный подключается к каждому из трех контактных элементов на штекере датчика. В результате один из контактов при соединении покажет напряжение 12 вольт (это заземление). Надо запомнить цвет данного проводника. Если контактный элемент не показывает 12-вольтное напряжение, это говорит о неисправности электроцепи, по которой подключен регулятор. В результате отсутствия заземления контроллер не сможет эффективно работать, поэтому надо определить поврежденный провод и заменить его.
  5. Зажигание в автомобиле отключается.
  6. Затем черный щуп тестера надо подключить к контакту заземления на колодке ДПДЗ.
  7. Ключ в замке прокручивается, чтобы активировать зажигание. Мотор машины не запускается.
  8. Красный контакт мультиметра надо соединить с каждым оставшимся выходом на колодке. На одном из них уровень напряжения должен составить порядка 5 вольт. Этот контактный элемент предназначен для передачи опорного напряжения на контроллер. Третий выход является сигнальным.
  9. Если диагностика показала, что 5-вольтное напряжение на контактах отсутствует, это говорит о дефекте проводки. Надо определить поврежденный кабель и заменить его.

Чтобы убедиться в том, что контроллер выдает корректный сигнал, потребуется две скрепки. Их могут заменить два куска провода.

Для тестирования нужно произвести следующие действия:

  1. Красный выход мультиметра соединяется с сигнальным контактом контроллера. Черный необходимо подключить к кабелю заземления.
  2. Ключ прокручивается в замке, производится активация зажигания.
  3. Необходимо удостовериться в том, что заслонка дроссельного узла полностью закрыта.
  4. Тестер должен показать параметры в промежутке от 0,2 до 1,5 вольта. Этот момент надо уточнить в сервисной книжке, поскольку все зависит от конкретной модели авто.
  5. Если диагностика показала 0 вольт, надо убедиться, что был выбран правильный режим тестера. Обычно измерение производится в диапазоне 10–20 вольт. Если показания все равно составляют 0 вольт, диагностика продолжается.
  6. Затем надо постепенно открыть заслонку полностью. Если есть помощник, он может нажать на педаль газа.
  7. Когда заслонка открыта, на тестере должно отобразиться значение в 5 вольт. При медленном открытии заслонки показатель напряжения должен постепенно увеличиваться. Если при различных положениях происходят скачки либо зависание рабочего параметра, контроллер функционирует некорректно, требуется его замена.
  8. После завершения проверки зажигание отключается.

Для автомобилей ВАЗ диагностика работы контроллера выполняется так:

  1. Заслонка полностью закрывается. Ключ вставляется в замок, активируется зажигание.
  2. С помочью тестера выполняется диагностика значения напряжения на выходе контроллера. Этот параметр должен составить не выше 0,7 вольта. Чтобы точно определить выход, необходимо посмотреть на разъем. Два проводника от него идут на массу и питание, а третий — выходной.
  3. После выполняется открытие заслонки, при этом величину напряжения необходимо проверить еще раз. Полученный параметр должен составить не менее 4 вольт.
  4. Затем измеряется напряжение при открытии и закрытии заслонки. Когда данное устройство меняет положение, рабочая величина должна изменяться плавно, без скачков.

Канал AvtoTechLife рассказал о разных способах проведения проверки работоспособности датчика.

Published by Евгений Харитонов